Результатом идентификации служит подтверждение соответствия или установление несоответствия ассортиментных, качественных и количественных характеристик и товарной информации. При выявлении несоответствия продукция относится к фальсифицированной.
Термин «фальсификация» ( Ф.) Фальсифицированная продукция определен в ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» как умышленно измененные (подделанные) и имеющие скрытые свойства и качество, информация которая является заведомо неполной и недостоверной.
Согласно данному закону, изготовление и реализация фальсифицированных пищевых продовольственных материалов и изделий, контактирующих с ними, влечет административную ответственность в форме наложения штрафа.
: на граждан от 20 до 25 МРОТ с конфискацией товара и без нее, на ИП от 30 до 40 МРОТ,
на должностные лица от 40 до 50 МРОТ, на юридические лица от 500 до1000 с конфискацией товара или без нее.
В 146 статье предусмотрено наказание за нарушение прав интеллектуальной собственности путем выпуска контрафактной продукции в размере от 100 до 500 МРОТ и тюремный срок до 5 лет. Слабость нормативных прав базы, несоблюдение действующих законодательств, огромная прибыль от реализации контрафактной и фальсифицированной продукции (до 500% ) являются основными причинами высокого роста выпуска и реализации такой продукции.
По данным МВД в отдельных отраслях производства доля подделок составляет от 73 до 94%. По официальным данным оборот фальсифицированных потребительских товаров, а также товаров производственного назначения составляет от 80 до 100 млрд. в год.
К числу наиболее часто фальсифицируемых пищевых продуктов относят:
- водка
- ликеро водочные изделия
- коньяк
- вина
- природная минеральная вода
- соки
- квас
- сливочное масло
- молочные и мясные консервы
- чай
- кофе
- шоколадные изделия
- мясокопчености и колбасные изделия
- растительное масло (особенно оливковое и кукурузное)
Из непродовольственных товаров наиболее высокий удельный вес приходится
- аудио- и видеотехнику
- DVD диски
- парфюмерия
- косметика
- игрушки
- трикотаж, швейные и чулочно-носочные изделия
- стиральные порошки
Причем, в этих группах самый высокий удельный вес контрафактной продукции. Из табачных изделий большое количество контрафактной продукции приходится на сигареты «Мальборо» и «Винстон.»
Кроме названных причин роста объема продаж контрафактной и фальсифицированной продукции, следует назвать наличие спроса на эти продукты, т.к. они реализуются по сниженным ценам по сравнению с подлинными продуктами. Также причиной является сложность установления тождественности и подлинности закупаемых и реализуемых товаров, поскольку это требует проведения дорогостоящих экспертиз и испытаний, необходимых знаний в области идентификации товаров.
Фальсификация –это действие направленное на обман покупателя путем подделки с корыстной целью.
II.
Виды Ф:
1. ассортиментная – это замена заменителями или сырьем др. сорта (пересортица);
2. качественная – с помощью пищевых/непищевых добавок, добавления воды, замена пищевыми отходами, повышенное содержание допустимых нарушений по НТД. Введение консервантов без указания на упаковке, добавление не пищевого сырья (мел, гипс, известь, тертый кирпич и др.). добавление наркотических веществ;
3. количественная – это обман за счет отклонения массы, длины, объема и др. параметров.
Выделяют следующие разновидности количественной Ф:
- использование неточных средств измерения «обвес с находом», т.е. придерживаем пальцем и отрезаем, на весах на весах изменение веса
- «обвес на бумажку», при взвешивании необходимых порций используют плотную бумагу
- «на пушку», при взвешивании отвлекают разговором
- «на бросок», бросают на весы и быстро снимают
- «на разинь», видит не всю шкалу
- «на путешествие», идите оплатите, а потом взвешивают
- «на нахальство», подпиливают гири
4. стоимостная – реализация некачественного товара по цене качественного;
5. информационная – помещение на упаковке не точной или искаженной информации;
Потери общества от выпуска фальсифицированной продукции, обусловлены нерациональным использованием природных, человеческих, материальных и иных ресурсов, а также ухудшением здоровья нации , ее генофонда, продолжительности жизни членов общества. В свою очередь это вызывает серьезные демографические проблемы:
естественная убыль населения, повышенную смертность, ускоренное старение, повышение доли людей имеющих проблемы со здоровьем.
Потребители, приобретая и используя фальсифицированную и контрафактную продукцию, несут денежные потери, моральные – наносится вред их здоровью и жизни. При этом последствия часто носят положительный характер. Выпуск и реализация контрафактной продукции приводит к тому, что экономика РФ недосчитывает 1,5 млн рабочих мест при официальной численности безработных более 5 млн человек. А государственный бюджет недополучает более 30 млрд руб. в год.
Часто основной ущерб наносится через моральный вред, т.к. человек находится в подавленном состоянии, теряет веру в государство.
Решаемые проблемы – предупреждение выпуска и реализации фальсифицированной и контрафактной продукции, что требует разработки и применение достоверных критериев и методов И, нормативно-правового обеспечения, действия специалистов, в должностные обязанности которых входит распознавание контрафактной и фальсифицированной продукции.
Несовершенство нормативной правовой базы заключается прежде всего в том, что до сих пор процедура И была обязательна лишь при проведении обязательной сертификации. При других видах оценочной деятельности процедура И практически не оговаривается.