Термины и определения, место идентификации в системе научных знаний;
Объекты, субъекты, цели, средства и принципы идентификации;
Общая структура и методика идентификации;
Качество идентифицируемого объекта и методы идентификации.
I
Идентификация (И)происходит от латинского слова «отождествлять» и означает признание тождественности, опознание.
Идентичность –это тождественность, совпадение чего-нибудь с чем-нибудь.
Понятие Иполучило широкое распространение в разных областях науки и техники и является фундаментальным понятием в психологии и социологии.
Под Ипонимается процесс эмоционального и иного самоотождествления индивида с другим человеком, группой, образом.
В технике и математике под Ипонимается установление соответствия распознаваемого предмета своему образцу (знаку)называемому идентификатором.
В криминалистике Иозначает установление тождества личности/ объекта по совместимости общих или частных признаков (по почерку, отпечаткам).
Иявляется одним из методов научного познания и в товароведении направлено на исследование основного объекта товароведения – товара и его характеристик.
В товароведении данная область изучена недостаточно, поэтому основными задачами теории и практики товароведенияИявляется:
определение основных понятий, структур, норм и правил в области идентификации товаров;
разработка основополагающих критериев, показателей пригодных для целей Иоднородных групп, конкретных видов и наименований товара;
исследования характеристик товара для выявления наиболее достоверных критериев И;
совершенствование стандарта, ТУ и других нормативных документов, путем включения в нее идентификационных показателей;
разработка методов И, в т.ч. экспресс-методов, позволяющих с достаточно высокой степенью достоверности определить идентичность товаров на соответствие определению, критериям и показателям.
Определение Итоваров связанное с товароведением дано в следующих НД:
1. закон РФ от 02.01.00 г. №29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в котором дано следующее определение:
«Под Ипищевых продуктов, материалов и изделий понимают деятельность по установлению соответствия определенных пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных, технических документов и информации содержащейся в прилагаемых в них документах и на этикетках».
2. ГОСТ Р 51293-99 «Ипродукции. Общие положения», в котором дано определение:
«Ипродукции: установление соответствия конкретной продукции, образцу и (или ) ее описанию»
3. закон РФ от 27.12.02г. №184 «О техническом регулировании».
«Ипродукции – установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам».
II
Объектами Ив широком понимании могут быть материальные и нематериальные объекты: события, люди, информация, ценные бумаги, процессы работы, услуги, продукция и др.
В товароведении основным объектом Иявляется продукция,вовлекаемая в процесс купли-продажи, которая становится товаром.
Субъектами И может выступать юридическая организация и физические лица: потребители, поставщики, таможенные органы, органы по сертификации, лицензионные организации, судебные органы, независимые экспертные организации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Субъектами,непосредственно осуществляющими деятельность по Иявляются эксперты. Которые отличаются по компетентности и полномочиям, квалификации, а также документному подтверждению их компетентности и полномочий.
И продукции проводится в следующих целях:
- защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений,
- предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение,
- подтверждения соответствия продукции, процесса производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации объектов требованиям НД и условиям договора,
- повышение уровня качества в сфере производства и повышение конкурентоспособности,
Идентификационные исследования предполагают исполнение различных средств, с помощью которого решается вопрос о тождестве объекта исследования.
Средствами И являются информационные источники, в которых содержится описание характеристик объекта Иили их отражение. В качестве средств Им.б. использованы образцы продукции, а также конструкторская, эксплуатационная, товароведно-сопроводительная документация, договора поставки, спецификации, технического описания, этикетки, ярлыки стандарты, ТУ, НД в федеральных органах исполнительной власти.
Любое научное направление базируется на основных принципах, к которым относятся:
1. разграничение, сходство и тождество сравниваемых объектов,
2. разграничение объектов относительно устойчивости и изменяемых на протяжении времени прослеживаемого в процессе исследования. Чем более устойчивы свойства объекта и меньше промежуток времени, на протяжении которого объект может претерпевать изменения, тем легче осуществлять И,
3. исполнение свойств и характеристик товара пригодных для И,
4. разделение исследуемых объектов на идентифицируемые и неидентифицируемые,
5.системный подход к процессу И.
III
Икак вид деятельности должен иметь структуру, характеризующуюся определенными элементами. В числе главных позновательно-практических задач Ид.б. выделены:
1. информационно и организационно обеспечивающие исследования,
2. установление свойств, отождествляемых объектов путем анализа путем идентификационных признаков,
3. выявление совпадений и различий путем сравнения свойств отождествляемых объектов,
4. интегральная оценка комплекса установленных различий, совпадений и определений обоснования вывода.
Процесс Иделится на 4 стадии:
1. предварительное исследование,
2. аналитическая стадия,
3. сравнительная стадия,
4. синтетическая стадия.
На I стадии решаются организационно-технические и информационные задачи:
эксперт знакомится с документами, проводит анализ ситуации, планируется процесс экспертного исследования, составляется технологическая схема исследования. На этой стадии используются научно-практические методы, такие как осмотр объектов И, получение образцов для сравнительного исследования, подготовка материально-технической и информационно-справочной базы исследования.
На IIстадии осуществляется установление свойств объекта, основным методом при этом является анализ, также используются методы наблюдения, измерения, описания и моделирования исследуемых объектов. Также применяются методы сопоставления, совмещения и наложение сравниваемых объектов.
На IIIстадии выявляют совпадение и различая свойств сравниваемых объектов, которые устанавливаются на качественном (наличие/отсутствие свойств) или количественном уровне.
На IVстадии выявляется интегральная оценка всей совокупности различий и совпадений и делаются обоснования для вывода эксперта.
IV
Качество идентификации объекта определяется совокупностью его характеристик. Характеристика – это отличительное свойство. Для целей идентификации используются не все свойства и характеристики объекта, а только те, которые необходимы, достаточны и фактически м.б. исполнены для отождествления.
Научные методы исследования товаров должны отвечать следующим требованиям:
- высокая чувствительность
- хорошая разрешающая способность
- высокая точность и воспроизводительность
- быстрота проведения анализа
- широкая область применения
- простота подготовки проб
- легкость и простота работы с прибором
- возможность работы в производственных условиях
- приемлемая стоимость затрат на испытание
Идентификационные исследования предполагают использование следующих методов:
1. эмпирические (экспериментальные)- это методы познания, основанные на опыте или наблюдении и включающие:
- измерительные
- органолептические
2. аналитические - это методы научного познания, основанные на мыслительном или мистическом разложении целого на составные части
- методы управления научным познанием, методы анализа, диагностики, прогнозирования, программирования, планирования
- методы систематизации, идентификация, группировка, классификация
Органолептические методы
Их точность и достоверность зависит от квалификации, навыков и способностей субъекта И, а также от условий проведения испытаний. Органолептические методы могут предполагать испытание технических средств(лупы, микроскопы, нефелометры(степень мутности), вискозиметры(вязкость), приборы для идентификации запаха- анализаторы).
Метод является простым и доступным и в некоторых случаях достаточно достоверным.
Измерительные методы
Являются основными для проведения И,они включают в себя:
- биохимический – для определения качественных характеристик сырья, используемого для производства пищевых, табачных, ПКИ и изменений, происходящих в процессе их хранения
- микробиологический- используют только для той продукции, качество которой определяется созданием определенной микрофлоры, участвующей в формировании потребительских свойств готового продукта (молочная косметическая и др.)
- физиологические методы – используются для оценки степени безопасности и эффективности при разработке и контроле качества новых продуктов, нетрадиционного сырья, лечебного и косметического эффекта, усвояемости, концерогенности, токсичности и других показателей. Они могут быть заявлены для подтверждения заявленной информации на маркировке продукции
- химические методы – основаны на химических реакциях исследуемого вещества с определенными реагентами в присутствии соответствующих индикаторов с использованием приемов весового и объемного анализа. Не нуждаются в специальных приборах, используются химические реактивы, посуда, технические и аналитические весы
- физические методы – используются при изучении массы механических, оптических, сорбционных свойств материалов; позволяют судить о пористости, теплопроводности, водопоглащении
- физико-химические методы – используются наиболее широко и подразделяются на следующие виды:
ü оптические (поляриметрический, рефрактометрический)
ü хроматографический – это способ разделения веществ, основанный на различии в их коэффициентах распределения между двумя фазами, одна из которых неподвижна, а другая перемещается (жидкостная хромотография, твердожидкостная, газовая; в зависимости от вспомогательных средств: тонкослойная, бумажная, газовая, газожидкостная, колоночная).
Эти методы принимают для идентификационной подменности растительных масел, сока, алкогольной продукции, парфюмерных изделий и др. и являются наиболее достоверными.
Микроскопические методы
Позволяют распознать материалы по внешнему виду, изучить микроструктуру, изменить ее отдельные элементы и определить действие отдельных реактивов на изучаемые материалы. Чаще всего используются для идентификации тканей по волокнистому составу.