Участниками, т.е. субъектами внешнеэкономической деятельности наряду с первичными субъектами, каковыми в международных отношениях всегда являются государства, и производными – международными организациями, являются юридические и физические лица (национальные и иностранные).
Основные функции по осуществлению внешнеэкономической деятельности лежат на государстве, которое не только регулирует эту деятельность, но и выступает главным ее участником.
Одно из свойств государства–участника внешнеэкономических отношений – юридическая способность к самостоятельным международным действиям, независимому осуществлению прав и обязанностей. К основным правам государства как субъекта международных экономических отношений относится, в частности, поддержание отношений с другими субъектами. Основная обязанность – добросовестное соблюдение принципов и норм международного права. Особенность правосубъектности государства во внешнеэкономической деятельности заключается в его праве участвовать в так называемых «диагональных» отношениях – между государством, с одной стороны, и иностранными юридическими или физическими лицами, с другой. Такие отношения стали возможными для Российской Федерации после принятия Указа Президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности» в 1991 г. Гражданский кодекс РФ рассматривает государство в качестве участника гражданско-правовых отношений. В ст. 11 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» говорится, что Российская Федерации, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность «только в случаях, установленных федеральными законами».
С развитием и усложнением международных экономических связей происходит усиление роли государства в управлении экономическими процессами и вместе с тем увеличивается непосредственное участие государства в частноправовых отношениях. Государство как субъект таких отношений пользуется особым правовым режимом, согласно которому государство, его собственность, сделки с его участием не подчиняются власти другого иностранного государства, т.е. его юрисдикции. Особенность правового режима государства как участника внешнеэкономической деятельности заключается в его иммунитете от иностранной юрисдикции. Иммунитет государства – это его право, вытекающее из суверенитета, но не обязанность. Поэтому государство вправе отказаться от иммунитета как в целом, так и от какого-либо его элемента. И государства часто делают это, чтобы упростить свое сотрудничество с иностранными гражданами и юридическими лицами. Особенность правосубъектности государства как участника частноправовых отношений подробно рассматривается в дисциплине «Международное частное право».
Торговое представительство (сокращённо торгпредство) — представительный орган государства за рубежом, обеспечивающий государственные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности в стране пребывания. Торговые представительства создаются на основе межгосударственных соглашений и являются частью полномочного представительства страны (посольства или миссии.
Основными задачами торгового представительства являются[4]:
Представительство интересов государства по вопросам внешней торговли в стране пребывания;
Содействие развитию торговых отношений;
Изучение общих экономических и правовых условий и рыночной конъюнктуры страны пребывания и информация об этом органов государственной власти, участников внешнеэкономической деятельности (экспортёров и импортёров);
Организация визитов делегаций в страну пребывания, организация встреч деловых кругов своей страны и страны пребывания;
Другие виды содействия в стране пребывания национальным участникам внешнеэкономической деятельности.
Торговое представительство является частью соответствующего полномочного представительства страны и в силу этого пользуется иммунитетом и привилегиями, предоставляемыми полпредству: экстерриториальность помещений, занимаемых торгпредством; торговый представитель, возглавляющий торгпредство, и его заместители входят в состав дипломатического персонала.
В СССР правовой статус торгового представительства определялся Положением о торговых представительствах и торговых агентствах Союза ССР за границей, утвержденным постановлением ЦИК и СНК СССР 13 сентября 1933, международными договорами и общепризнанными началами международного права.
В Российской Федерации правовой статус торгового представительства регламентируется положениями Федерального Закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г., Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации № 437 от 05 июня 2008 г. и Положением о Торговом представительстве Российской Федерации в иностранном государстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 401 от 27 июня 2005 г.