1.1.Настоящие нормы устанавливают на территории Москвы требования к размещению и организации сети зданий по делению участка территории, к функциональным группам, составу и площадям помещений, объемно-планировочным решениям, освещению, инженерному оборудованию и внутренней среде общеобразовательных учреждений.
1.2.Настоящие нормы распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых существующих зданий и комплексов общеобразовательных учреждений любых организационно правовых форм и форм собственности.
1.3.Настоящие нормы содержат обязательные, рекомендательные и справочные положения.
Пункты настоящих норм, отмеченные знаком *, являются обязательными.
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ И ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
2.1.В настоящих нормах использованы ссылки на следующие документы:
СНиП 2.07.01-89 * «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
СНиП 2.08.02-89 * «Общественные здания и сооружения»;
СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий для маломобильных групп населения»;
СНиП 21-01-97 * «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»;
СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий»;
СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»;
СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети»;
СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству и качеству воды. Контроль качества»;
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»;
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов»;
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий»;
СанПиН 2.2.2.542-96 «Нормы по электрическим и магнитным полям на компьютерную технику»;
СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных общеобразовательных учреждениях»;
НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации»;
МГСН 1.01-99 «Нормы и правила проектирования, планировки и застройки Москвы» (ТСН-3-304-2000);
МГСН 2.01-99 «Энергосбережение в зданиях. Нормативы по теплозащите и водоэлектроснабжению» ( ТСН-23-304-99 );
МГСН 4.05-95 «Школы-интернаты для детей инвалидов» ( ТСН-31-305-96 );
СН 441-72 * «Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений».
2.2.В настоящих нормах применены сокращения, термины и определения в соответствии с приложением А .
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1.К общеобразовательным учреждениям относятся общеобразовательные школы I , II и III ступени обучения, старшая профильная школа, гимназии, лицеи и т.д. Номенклатура видов общеобразовательных учреждений приведена в приложении Б .
*3.2.Общеобразовательные учреждения обеспечивают осуществление общеобразовательного процесса в соответствии с программами 3-х ступеней образования:
I ступень - начальное общее образование (1 - 4 классы);
II ступень - основное общее образование (5 - 9 классы);
III ступень - среднее (полное) общее образование (10 - 11 или 8, 9 - 11 классы)
3.3.Вместимость общеобразовательных учреждений (общее количество учащихся) определяется заданием на проектирование, исходя из их организационно-педагогической структуры, наполняемости классов, градостроительных и демографических условий.
*3.4.Наполняемость классов и групп продленного дня для общеобразовательных учреждений устанавливается не более 25 учащихся.
В старших классах общеобразовательных школ, старшей профильной школе, гимназиях и лицеях допускается снижение наполняемости классов до 20 учащихся. При реконструкции и капитальном ремонте существующих школьных зданий, допускается наполняемость классов определять исходя из площади учебных помещений и удельной площади на одного учащегося не менее 2,5 м 2 .
*3.5.При проведении занятий по иностранному языку в 1 - 11 классах и трудовому обучению в 5 - 11 классах, физической культуре в 10 - 11 классах, по информатике и вычислительной технике, физике, химии и биологии (во время практических занятий) классная группа делится на 2 подгруппы. В школах с профильным обучением, лицеях и гимназиях для проведения практических работ класс может делиться на несколько подгрупп, исходя из дифференцированных или интегрированных программ обучения, а так же для организации групповых работ и самостоятельных занятий учащихся по интересам. Число мест в помещениях студий и кружков принимается от 8 до 12. В соответствии с этим положением устанавливаются площади помещения согласно приложений 7 - 11 и 18 - 20 настоящих норм.
3.6.Структура и вместимость зданий общеобразовательных учреждений принимаются с учетом приложений В и Г .
*3.7.Вместимость отдельного общеобразовательного учреждения не должна превышать 1000 учащихся. При большем числе учащихся, учреждение проектируется в виде комплекса зданий с единым общешкольным центром и несколькими автономными учебными корпусами вместимостью не более двух параллелей учащихся каждый.