Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Направления и тенденции развития современной философии.



С середины xix в. в философии произошли глубокие изменения в общей ориентации философских учений. в первую очередь это переход от классической философии к неклассической: отход от классических принципов понимания философских проблем. например, трактовка философии уже не как «науки наук», а как одного из средств познания, орудия преобразования мира. кроме того, разуму отводилась уже не столь определяющая роль, его потеснили нерациональные формы и процессы духовного опыта. особенно глубокие сдвиги в философии произошли во второй половине хх в. наметились следующие черты:

1. смена господствующих направлений.

2. сближение и поиск компромиссных позиций различных по своему характеру философских

воззрений.

3. возникновение новых мировоззренческих подходов и возвращение к забытым старым.

4. осмысление всех философских вопросов на широкой социокультурной основе.

5. постановка в центр исследований комплексного подхода к проблеме человека с привлечением естественно-научного, научно-технического, гуманитарного знания. кардинальные изменения в окружающем мире привели к новому осмыслению, к поиску новых мировоззренческих установок.

Идея альтернативности становится ключевой во многих философских, социально-философских, теологических теориях. в общей форме ее смысл сводится к необходимости выработки новой культуры, нового стиля мышления, гуманистического по характеру. поэтому в современной философии происходит отказ от «фундаментализма», т.е. от построения философской концепции на каких-то раз и навсегда данных «абсолютах», будь то чувственный опыт, «базисные предложения» разума, иррациональные глубины «я» и др. одновременно идет поиск гибких и подвижных принципов, способных к более классическому философскому отображению природной и исторической реальности, уникальности человеческого бытия, стремительно меняющегося знания о мире и знания о знании. В современной философии выделяются три базисных центра в философских направлениях:

1. сциентистика как тип научности связана с интересом человека к власти над природой с помощью развития науки, техники и технологии.

2. гуманитаристика, или герменевтика, воплощает коммуникативный интерес человека к общению с себе подобными.

3. критика идеологий. эта группа направлений в философии реализует освободительный интерес человека, стремящегося избавиться от внешнего и внутреннего угнетения.

Но границы между этими базисными центрами чаще всего размыты, поскольку философские концепции одной эпохи не могут существовать изолированно. сциентистика представлена, например, таким большим разделом, как «философия науки», в котором в начале хх в. господствовал неопозитивизм, сводивший ее к анализу языка физики и математики. сейчас в ее рамках наряду с логико-методологической проблематикой широко обсуждаются онтологические, гносеологические, этические, истореографические проблемы.неопозитивизм, логический эмпиризм, явился третьим этапом позитивизма (ср. xix в.). его видные представители: б. рассел, р. карнап, п. витгенштейн и др. неопозитивизм, продолжая эмпирическую традицию старого позитивизма, несколько изменил эту программу. он разделил предложения науки на аналитические и синтетические. первые – простые правила употребления языка и не описывают ничего из опыта. вторые говорят об опыте, но должны сводиться к чувственному данному. все же остальное знание, которое претендует на описание внешнего мира, но не может сводиться к элементам чувственного опыта, объявлялось неопозитивистами бессмысленным (например положения традиционной философии). поэтому их главная задача состояла в объяснении природы тех и других предложений. решение задачи осложнялось тем, что реально наука содержала и те, и другие компоненты: в логико-математическом знании были не только формулы, но и содержательные термины, описание действительности проходило на разных уровнях абстрактности. в отношении аналитических, т.е. логико-математических, предложений неопозитивизм выдвинул следующую схему объяснения: законы логики не описывают действительность, а вырабатываются людьми путем соглашения и предписывают, как пользоваться в языке логическими связками (подобно игре в шахматы). эти конвенции (соглашения) должны фиксироваться в языке чистой логики – формул, не допускающих содержательных терминов, описывающих действительность. данныйпринцип обозначается как принцип фиксации конвенций в языке чистой логики. Завершающее действие этой процедуры – принцип сведения к логике всех аналитических предложений, иначе говоря, сведение всей математики к логике. подобным же образом строилась концепция синтетического, т.е. знания, описывающего действительность. но действительность, по мнению авторов, – не внешний мир, а содержание наших органов чувств (позиции субъективизма), поэтому вопрос о природе этого знания сводился лишь определению порядка, последовательности опоры на чувственные данные положений фундаментальных наук. исходным базисом ситетического знания считались чистые эмпирические констанции – предложения, описывающие непосредственно чувственный опыт без примеси теории, разума. называлось это принципом «чистой эмпирической констанции». далее эмпирические констанции должны переводиться на язык физики (принцип физикализма). например, фраза: «этот предмет красный» должна быть выражена: «я вижу предмет, цвет которого воспринимаю в таком-то диапазоне колебания волны». следующий шаг – все предложения теоретического языка должны были сводиться к исходному базисному уровню (принцип редукционизма). конечно, эти принципы претерпевали изменения в ходе развития науки, но суть оставалась прежней: знание, которое претендует на описание внешнего мира, но не сводимо к элементам чувственного опыта, – бессмысленно (за исключением правил употребления языка).

27. Философия техники: основные понятия и проблемы. Виды техники.

Филосо́фия те́хники — исследование первопричин техники. Основоположником этого раздела философии является Эрнст Капп, написавший «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» (1877). В 1898 году свои работы, посвященные философии техники, издают немецкий философ Фред Бон (одна из глав книги «О долге и добре») и российский инженер Петр Энгельмейер (брошюра «Технический итог ХIХ века»). Предметом систематического изучения данная наука стала только в XX веке. Различные аспекты философии техники рассматриваются в марксизме, трансгуманизме и ряде других направлений.

В основе техники лежит органопроекция, то есть техника создается по образцу живого организма. Создание техники не есть создание нового, но раскрытие естественных возможностей организма.

Техника — это путь к новым горизонтам бытия.

Любой здравомыслящий человек сможет назвать несколько технических устройств, которые его окружают. Специалисты смогут даже назвать конкретные примеры устройств из изучаемых или создаваемых ими видов техники. Но это лишь материальная сторона технического знания.

Технические дисциплины, известные людям, изучали отдельные виды или стороны техники. Философия техники стала изучать технику глобально: не только внутреннее развитие, но и влияние ее на общество, принимая во внимание историческую перспективу. Различают следующие этапы развития технических знаний: донаучный (до второй половины XVIII века) —- знания добываются эмпирическим путем и не подразумевают использование научных знаний;

зарождение технических наук (со второй половины XVIII века до 70-х годов XIX века) —- начинают использоваться естественные научные знания и появляются первые технические науки. классический (до середины XX века) — характеризуется формированием ряда технических теорий, которые образовали фундамент для дальнейшего развития[2].современный (с середины XX века) — технические науки начинают интегрироваться не только с естественными, но и с общественными, зарождаются комплексные исследования, технические науки все больше дифференцируются от естественных и общественных наук.

Соотношение философии науки и философии техники.Существует несколько соотношений науки и техники:

техника — это сама по себе прикладная наука и одна из частей глобального восприятия науки; развитие науки обусловлено развитием технических аппаратов и инструментов; процессы развития и техники и науки могут рассматриваться как автономные друг от друга и они в то же время координируют друг друга;

техника науки развивается намного быстрее техники повседневной жизни; философия науки имеет сходные задачи по отношению к науке, что и философия техники к технике.

Основные проблемы философии техники:Различение искусственного и естественного; Оценка техники.

Философия техники в XX веке

В XX веке философия техники оказалась под пристальным взглядом многих ученых. В 30-е годы она обсуждалась ведущими представителями "Союза немецких инженеров", такими как Ф. Дессауэр, К. Тухель и другими специалистами. Интенсивное развитие началось в эпоху «компьютерной революции» (70-е годы).




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.