Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава IV. КОМАНДНЫЙ СОСТАВ



 

Общие положения

 

14. На командный состав судна возлагается руководство подчиненными и личное участие в управлении судном и его эксплуатации.

15. Командный состав обязан: правильно организовать труд своих подчиненных, создавать условия для роста производительности труда, а также условия, обеспечивающие участие членов экипажа в решении производственных задач на судне; своим трудом и поведением служить примером для всех членов экипажа, поддерживать на судне дисциплину; всесторонне знать и изучать личные и деловые качества своих подчиненных, передавать им свои профессиональные знания и опыт; заботиться о подчиненных и повседневно воспитывать в них мужество, честность, трудолюбие, сознательную дисциплину, инициативу, стремление к овладению техникой, любовь к флоту; при назначении на судно новых членов экипажа ознакомить подчиненных лиц с их обязанностями по работе и тревогам, судовыми расписаниями, правилами и инструкциями по безопасности труда, пожарной безопасности и санитарии; знать обязанности подчиненных по судовым расписаниям; требовать от подчиненных точного выполнения законов Союза ССР и союзных республик, настоящего Устава, своих обязанностей, действующих правил, наставлений, приказов, инструкций и распоряжений в части, их касающейся, и контролировать это выполнение; информировать своих подчиненных о задачах и особенностях предстоящего рейса; проводить техническую учебу с членами экипажа; составлять и представлять на утверждение календарные графики проведения плановых технических обслуживаний судовой техники и обеспечивать их выполнение; изучать, обобщать опыт работы передовых экипажей и внедрять его на своем судне.

16. При смене лиц командно го состава сдающий обязан передать принимающему по акту документацию, делопроизводство, отчетность, заведование и числящиеся за ним материальные ценности; акт утверждается капитаном.

 

 

Капитан

Общие положения

17. Капитан является единоначальником и руководителем судового экипажа, доверенным лицом судовладельца.

18. Капитан управляет судном и принимает необходимые меры к обеспечению безопасности плавания; при плавании по внутренним судоходным путям руководит судовождением, а в морских и иностранных водах - осуществляет его.

Капитан принимает все необходимые меры для поддержания порядка на судне, предотвращения нанесения вреда судну и находящимся на нем людям и грузу.

19. Капитан непосредственно подчиняется судовладельцу. Все указания, относящиеся к деятельности судна, адресуются только капитану, который отвечает за их выполнение.

20. Присутствие на борту судна вышестоящих должностных лиц не снимает с капитана возложенной на него ответственности за выполнение своих обязанностей.

21. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами.

Капитан участвует в подборе и расстановке членов экипажа, принимает меры к закреплению кадров на судне.

В случае неисполнения кем-либо из лиц, находящихся на судне, распоряжений капитана он принимает в отношении этих лиц необходимые меры в пределах предоставленных ему прав.

Капитан имеет право в необходимых случаях отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа, списать его с судна и направить в отдел кадров.

22. В своей работе по улучшению производственной деятельности, организации общесудовой службы, труда, быта и отдыха, учебы, воспитания, социалистического соревнования членов экипажа капитан опирается на партийн ую, профсоюзную и комсомольскую организации судна.

23. Капитан обязан обеспечивать: соблюдение на судне законов и других актов органов государственной власти и государственного управления Союза ССР, союзных республик, а также международных конвенций и соглашений, участником которых является СССР; выполнение мероприятий по охране природной среды; соблюдение правил, инструкций, приказов, наставлений и других нормативных документов по обеспечению безопасности судна, людей, грузов, производственной деятельности и технической эксплуатации судна и судовой техники; принятие необходимых мер по сохранению государственной тайны; высокий уровень воспитательной работы и политико - морального состояния экипажа;

выполнение производственного плана, графика движения (расписания), заданных измерителей работы судна;

выполнение указаний и требований органов надзора за безопасностью плавания и других контролирующих органов (технической инспекции труда, Речного Регистра РСФСР и Регистра СССР, санитарной инспекции, пожарного надзора и т.п.);

своевременное предъявление судна к осмотрам и освидетельствованиям;

соблюдение трудовой дисциплины и организацию общесудовой, вахтенной и штурманской служб;

своевременное ознакомление членов экипажа с приказами, распоряжениями, инструкциями, а также с заданиями на рейс и особенностями предстоящего рейса;

организацию и контроль за экономической и технической учебой экипажа, повышением квалификации лиц командного и рядового состава и самостоятельной подготовкой штурманов (помощников капитана);

организацию подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна, к действиям по спасению на воде, а также контроль за этой подготовкой;

режим труда и отдыха экипажа в соответствии с трудовым законодательством и действующим Положением о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов речного флота;

внедрение на судне передового опыта работы и его совершенствование;

организацию коллективного питания судового экипажа и выдачу заработной платы;

общее руководство практикой курсантов, студентов и учащихся и непосредственное руководство стажировкой лиц судоводительской специальности.

24. Капитан обязан:

проверять и утверждать судовые расписания;

осуществлять руководство деятельностью командного состава;

контролировать своевременное и правильное ведение вахтенного (единого вахтенного, судового) <*>, машинного, электротехнического (на электроходах и дизель-электрических земснарядах), радиотелеграфного и других установленных журналов, а также единой книги осмотров судна, делопроизводства, отчетной и другой документации;

 

<*> В дальнейшем в тексте вместо терминов "вахтенный журнал",

"единый вахтенный журнал" пр именяется термин "судовой журнал". Контролировать своевременное и правильное ведение судового журнала Регистрации приема питьевой воды из городских водопроводов, приема забортной воды для последующей обработки на станциях приготовления питьевой воды (ППВ), сдачи или выпуска хозяйственно - бытовых и фекальных стоков, сдачи контейнеров с сухим мусором, пищевыми отходами и сдачи подсланевых вод;

контролировать своевременность получения необходимых карт и навигационных пособий, корректурного материала и следить за качеством корректуры штурманской документации;

хранить судовые документы и печать;

при несчастных случаях на судне принять меры по оказанию необходимой медицинской помощи пострадавшим. Сообщить о происшедшем несчастном случае судовладельцу и соответствующему комитету профсоюза, провести расследование в установленном порядке;

при возникновении условий и обстоятельств, угрожающих безопасности судна, людей или груза, сообщить об этом судовладельцу и действовать в соответствии с полученными указаниями и рекомендациями, условиями и обстоятельствами;

об аварийном случае с судном, в случае порчи или повреждения груза, багажа, а также в других подобных случаях сообщить соответствующим органам о случившемся, одновременно принять меры к ликвидации последствий и причин происшествия и обеспечить оформление необходимых документов в установленном порядке;

осуществлять руководство действиями экипажа по борьбе за живучесть судна и спасению людей на воде;

в случае столкновения с другим судном, удара, навала на другое судно, состав, плот - запросить , не требуется ли помощь и при необходимости оказать ее, если это не грозит серьезной опасностью своему судну, экипажу и пассажирам;

запросить также капитана судна, с которым произошло столкновение, названия судна, пунктов приписки, отправления и назначения, характер полученных повреждений; сообщить аналогичные сведения по своему судну капитану судна, с которым произошло столкновение, и оформить необходимые документы.

25. Капитан совместно с первым штурманом и механиком соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации речного транспорта и других нормативных документов обязан проводить осмотр судна, судовой техники и снабжения с целью контроля за их состоянием и содержанием.

26. В случаях опасности для судна и находящихся на нем людей либо для оказания помощи другому судну или людям капитан вправе устанавливать режимы работы главных двигателей или других механизмов судна с превышением установленных норм; об отданном приказании делается соответствующая запись в судовом журнале.

27. О каждом случае рождения ребенка или смерти на судне

капитан обязан составить акт при участии двух свидетелей и

судового врача или фельдшера, если они имеются на судне.

О случае смерти, кроме того, капитан обязан немедленно сообщить судовладельцу и действовать по его указаниям.

28. Капитан вправе изолировать в особом помещении лицо, подозреваемое в совершении преступления, или лицо, действия которого не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, но угрожают безопасности судна или находящихся на нем людей или имущества, и при первой возможности передать его надлежащим властям.

29. При необходимости выполнения работ, требующих участия всего экипажа или значительной его части, капитан имеет правообъявлять авральные работы в соответствии с их перечнем, утвержденным в установленном порядке.

30. В случае болезни ка питан временно передает командование судном первому штурману независимо от наличия у последнего диплома капитана, о чем немедленно докладывает судовладельцу, а в иностранном порту - также консулу СССР.

В судовой журнал записывается дата и время передачи командования, место нахождения судна и его состояние, наличие груза, балласта, запасов питьевой воды и продовольствия и другие сведения.

31. Капитан имеет право пользоваться средствами диспетчерской связи, которые ему предоставляются в соответствии с действующим положением.

32. Капитан имеет право применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на членов судового экипажа в соответствии с Уставом о дисциплине работников речного транспорта СССР.

 

 

Обязанности капитана при приемке и сдаче судна

 

33. При приемке судна, находящегося в эксплуатации, капитан обязан:

потребовать от командного состава письменные рапорты о состоянии вверенных заведов аний, наличии судовой и нормативной документации, делопроизводства, отчетности и имущества;

ознакомиться с экипажем;

принять судовые документы, печать, денежные суммы и денежные документы;

получить от сдающего судно капитана необходимые данные о конструктивных особенностях судна, его эксплуатационных и мореходных качествах, о ходе грузовых операций и готовности суднак предстоящему рейсу (о ходе ремонта), об имевших место аварийных случаях и их последствиях;

ознакомиться с производственным планом судна и ходом его выполнения;

совместно с капитаном, сдающим судно, в сопровождении первого штурмана и механика осмотреть судно, получить необходимые разъяснения и сведения;

проверить отработку действий экипажа по судовым тревогам;

при необходимости потребовать произвести водолазный осмотр корпуса судна, движителей, рулевого органа и других забортных устройств.

По результатам сдачи и приемки судна составляется акт, первый экземпляр которого направляется судовладельцу.

34. Сдача - приемка и время начала исполнения обязанностей назначенного капитана фиксируются в судовом журнале за подписью сдающего и принимающего капитанов. О начале исполнения обязанностей вновь назначенный капитан объявляет приказом по судну.

35. Когда сдачу и прием ку судна производят в сжатые сроки, оба капитана составляют и подписывают акт о приемке - сдаче судна, денежных сумм и документов. В акте указываются объекты, не принятые при сдаче. Дата и время приемки - сдачи командования судном фиксируются в судовом журнале за подписью сдавшего судно и принявшего его капитанов, после чего вновь назначенный капитан знакомится с судном применительно к порядку, предусмотренному ст.56 настоящего Устава, составляет и направляет судовладельцу дополнение к ранее составленному акту. 36. Обязанности капитана при приемке судна от завода - строителя, а также в эксплуатацию из отстоя, ремонта и т.п определяются соответствующими документами.

Судовые правила

37. На судне запрещается:

(01) перевозить без разрешения капитана посторонних лиц, и грузы и багаж, а также грузы, принадлежащие членам экипажа; (02) выносить какие-либо вещи без разрешения вахтенного начальника; (03) распивать спиртные напитки и быть в нетрезвом виде, играть в азартные игры; (04) курить в не отведенных для этого местах ахту. (05) отвлекать разговорами лиц, несущих в (06) держать на источниках света, видимых снаружи, цветные абажуры, либо закрывать их цветными шторами;

(07) выбрасывать за борт мусор, окурки, пищевые отходы; (08) стирать, просушивать и гладить белье в не отведенных для этого местах;(09) купаться с борта судна.

38. Спортивные мероприятия (плавание, хождение на шлюпках т.п.) могут проводиться только с разрешения капитана и с назначением лица для обеспечения безопасности участников.

 

7.Охрана труда.

При подготовке якоря к отдаче следует расчехлить брашпиль, открыть заслонки клюзов, отдать системы стопоров, разобщить цепной барабан. Прежде чем отдать винтовые и цепные стопоры и разобщить звездочки якорного механизма, надо проверить крепление ленточного стопора. Перед отдачей якорей, втягиванием их в клюз и подрывом посредством хода судна руководитель работ должен убедиться, нет ли людей в цепном ящике, а под носовым надзором нет ли шлюпок, катеров, барж или других плав-средств, в отсутствии в клюзах посторонних предметов; осмотреть и убедиться в исправности всех рабочих частей механизма.

Отдача и подъем якорей, снятие и наложении стопоров на якорь-цепь, ее вытравливание и выборка производиться только по команде руководителя якорно-швартовой группы.

Перед тем как пустить в действие якорный механизм целью проверки его работы на холостом ходу, надо разобщить цепной барабан. Нельзя работать с якорными устройствами при отсутствии стопорных приспособлении и отсутствии стопорных приспособлении и крепления якорь цепи.

В случае необходимости отдачи якоря с буйком его буйреп должен быть разнесен шлагами за поручнями или вытравлен за борт, а сам буй, прикрепленный к фальшборту или киповой планке,- находиться за бортом. Запрещается работающим находиться на линии натяжения якорь-цепи в момент отдачи и при подъеме якорей. Оператор должен пользоваться защитными очками, если отсутствует экран, для предохранения глаз от попадание грязи и частиц ржавчины, которые могут отлетать от цепей. Порядок отдачи якоря зависит от глубины; при глубине меньше 50 метров отдачу якоря следует производить отжимом ленточного стопора; при глубине более 50 метров якорь при отдачи надо стравливать якорным механизмом и, когда до гранта остается 30 метров, отдавать с тормоза.

При подъеме якоря необходимо следить, в каком положении находиться якорная цепь и якорь, не допускать повреждения механической части якорного механизма и обрыва якорной цепи. Прежде чем послать людей в цепной ящик для отчистки якорь-цепи, надо прекратить работу якорного устройства, якорь-цепь должна быть взята на винтовые стопоры. Не допускается работа якорного механизма во время забортных работ по отчистке якоря. Пускать его в ход разрешается только после того, как люди, работавшие за бортом, выйдут на палубу. Работать с якорной цепью в цепном ящике, так и на палубе следует только при помощи крючьев.

При этих работах для освещения надо пользоваться светильниками взрывобезопасной конструкции.

Особые меры предосторожности требуется соблюдать при работах за бортом по отчистке якоря и якорь-цепи. Наблюдающий за положением якоря и якорь-цепи должен находиться в безлопастном месте. Все работы необходимо вести с беседки нельзя во время работы находиться на якоре.

По окончании работ с якорным устройствам надо промыть якорь и якорь-цепь и закрыть заслонками якорные клюзы. При стоянке причалов якорь цепи, помимо закрепления ленточными стопорами, нужно закреплять дополнительным стопорным устройством.

При перевозке якоря или верпа на шлюпк е и катере их следует крепить надежным найтовом из растительного троса. Нельзя находиться на кормовой части шлюпки между транце вои доской и штоком якоря, между вымбовками, внутри шлангов набранного на шлюпку троса, наклонятся над вымбовками при отдачи найтов.

Запрещается производить какие либо работы с якорными устройством, не предусмотрев всех мер предосторожности. На стапель палубе дока место под якорями следует оградить. Прежде чем начать указанные работы, их надо предварительно согласовать с администрацией дока.

 

Швартовые работы

К моменту подхода судна к причалу иллюминаторы и лацпорты должны быть задраены с того борта, каким судно будет ощвартованно.

При подготовке к швартовым операциям большое внимание уделяется приведению в порядке рабочих мест, проверке исправности механизмов и устройств. Все швартовые устройства необходимо освободить от чехлов и убедиться в исправности швартовых механизмов, проверив их работу на холостом ходу.

Швартовые тросы должны быть аккуратно и в достаточном количестве разнесены по палубе шлагами, при этом нельзя допускать образования колышек. Швартовый трос подают с помощью бросательного конца или линеметательного устройства. Перед тем как бросить бросательный конец или линь, следует сделать предупреждение окриком: «Берегись!».

Бросательный конец надо крепить на некотором расстоянии от середины огона, так, чтобы он не был зажат тросом. В качестве грузила следует применять мешочек с песком.

При подаче швартовых тросов запрещается находиться или работать внутри бухт или шлагов, накладывать дополнительные шлаги троса на барабан швартовного механизма во время его вращения, а также выбирать или стравливать тросы во время работы с ними у кипов и роульсов. Перед началом подбирания троса следует предупредить работающих на берегу и получить подтверждение, что трос закреплен и чист. При отдаче стопора опасно находиться со стороны натяжения троса до и после освобождения его от стопора.

Включать швартовые меха низмы в действие можно только по разрешению руководителя швартовыми работами. Не следует допускать посторонних лиц к местам производства швартовых работ, а также членов экипажа, не участвующих швартовых работах.

В районе швартовых работ рекомендуется устанавливать временное леерное ограждение и иметь предупредительные надписи. Если швартовые операции выполняются ночью, то рабочие места должны иметь достаточную освещенность на палубе (не менее 10 лк).

Если швартовый трос буксует на швартовом барабане, надо швартовый механизм остановить и на барабан положить дополнительные шлаги. Освобождать защепленный трос на барабане шпиля или брашпиля нельзя. Для этого следует воспользоваться ломиком (свайкой). Механизм должен быть остановлен. Если же трос нужно освобождать руками, то его следует взять на стопор.

Нельзя крепить тросы или накладывать и снимать, перетравливать шлаги тросов или выбирать тросы и т. д. на швартовых барабанах во время его вращения. Во время работы с тросами у кипов и роульсов нельзя тросы выби рать, стравливать, прижимать ногой или рукой к палубе или швартовному устройству, а также находиться внутри угла, образованного швартовом, поданным через кип или отводной роульс, направлением тяги. При работе машине нельзя подавать кормовые швартовы.

В разделе «Обеспечение безопасности палубных работ» Правил техники безопасности на судах морского флота указывается, что на всех судах должны иметься схемы наиболее безопасной проводки основных и дополнительных швартовых тросов. Дополнительные тросы подаются только после закрепления основных. С этими схемами руководители швартовными операциями должны ознакомить остальных членов экипажа которые будут заняты на швартовых работах.

В тех случаях, когда швартовный конец завозят на берег или швартовную бочку на шлюпке или моторном катере, рекомендуется соблюдать следующие правила:

на палубе судна должно быть набрано и очищено достаточное количества троса;

трос укладывают бухтой на кормовую часть шлюпки(катера); работающим нельзя находиться в бухте троса, надо стоять по обоим концам шлангов по мере движения шлюпки осторожно сбрасывать трос в воду;

выбирать или стравливать швартовный трос можно только тогда, когда шлюпка(катер) будет освобождена и отойдет в сторону, а на бочке не будет людей. Шлюпка(катер), на которой завозиться трос, обязательно должна быть снабжена спасательными кругами, а люди в шлюпке должны находиться в нагрудниках.

На шлаги стального троса, закрепленного на кнехтах, должна быть схватка из шкимушгара.

По окончании швартовых работ все лишние тросы необходимо убрать, швартовые механизмы выключить, на всех площадках произвести надлежащую уборку и навести порядок.

После выполнения всех работ по швартовке ответственный за работы ( из командного состава) уходит последним со своего участка, предварительно убедившись, что все операции закончены.

Швартовые работы являются одним из видов наиболее сложных и опасных судовых операций, выполнение которых требует максимального внимания и точного выполнения требований техники безопасности. Во время швартовых операций не разрешается курить и вести посторонние разговоры. Несоблюдение требований техники безопасности может привести к случаям производственного травматизма, основными причинами которых обычно являются:

ушибы тросами при их разрыве или сорвавшимися во время швартовых операций;

ушибы при падении на палубе, главным образом из-за скользкой поверхности швартовых палуб; при спотыкании о выступающие над настилом конструкции (рымы, скобы, трубы), в результате чего ноги могут попасть в незаделанные отверстия фундаментов механизмов, кнехтов, киповых планок, роульсов;

ранение рук и ног зубчатыми конструкциями, на которых недостаточно эффективная оградительная техника, а также другими частями швартовных механизмов; ранение рук в результате несовершенной конструкции устройств оборудования (цепных стопоров, вьюшек и т.п.);

падение в воду через вырезы в фальшборте у киповых планок при недостаточном ограждении вырезов.

При буксировке и работах с буксирными устройствами необходимо выполнять следующие требования безопасности:

на арках с обеих сторон должна быть видна предупредительная надпись: «Берегись буксира»;

буксировочные лебедки и гак следует поддерживать в исправном состоянии, которое надо проверить перед каждой буксировкой;

на буксирный гак н ельзя ничего накладывать, кроме буксирного троса, и оставлять его в нерабочем положении незакрепленным;

буксирные клюзы должны быть закрыты, а иллюминаторы в корпусе-задраены;

буксировочный трос на буксирное судно надо подавать с проводником; во время движения судна трос подавать не следует, это допускается только при аварийных операциях. Закладывать буксирный трос на гак надо с таким расчетом, чтобы в любой момент его быстро и безопасно можно было отдать с гака. Такая операция выполняется по команде руководящего буксировкой;

буксировочный трос надо отдавать после полной постановки и закрепления швартовов буксируемого судна. При отдаче буксировочного троса следует находиться посади крепления гака на расстоянии не менее 1,5 м. Снимать буксирный трос с гака вручную не разрешается.

Выбирание и вытравливание буксирного троса с помощью буксирной лебедки надо производить при отсутствии людей в опасной зоне.

При наложении бурундуков (клевки) на буксирный трос нужно находиться ниже горизонтальной плоскости, в которой может перемещаться буксирный т рос.

Нельзя начинать работу по буксировке, не получив подтверждения с буксировочного судна о закреплении буксирного троса, а также буксировать суда с притравленными и отданными якорями.

Запрещается находиться у борта, с которого подается буксирный трос, или высовываться за борт в районе возможного нахождения буксирного троса.

Катера, шлюпки и работа с ними

Необходимость в катере или шлюпке может возникнуть неожиданно, поэтому все работы по их спуску и подъему следует проводить быстро, четко и организованно (в аварийных, спасательных, тяжелых метеорологических и других случаях). Вот почему во время шлюпочных учений (которые проводятся строго по плану и расписанию) с судовыми командами необходимо отработать все шлюпочные операции, с таким расчетом, чтобы каждый член экипажа шлюпки ясно представлял себе свои обязанности. Участники учения на шлюпках должны быть в спасательных нагрудниках.

Подход к шлюпке и шлюпочному устройству оставляют свободным, установка в этих местах како го-либо оборудования не разрешается. Леерное ограждение в районе шлюпок необходимо содержать в исправности, чтобы по мере надобности его можно было свободно и безопасно снимать и устанавливать.

Прежде чем приступить к работам по спуску или подъему шлюпок, надо тщательно проверить подъемно-спусковое и тормозное устройство. При обнаружении неисправностей работать на нем запрещается.

После расчехления шлюпки и снятия деревянного каркаса необходимо проверить снабжения в шлюпке. Следует завернуть пробки в днище (где нет невозвратного клапана). Шлюп-тали не должны быть перепутаны или перекручены. При немеханизированном спуске шлюпки лопари шлюп-талей должны быть разнесены по палубе, если они не находятся на вьюшках или в специальных кадках.

Перед спуском-подъемом катера или шлюпки надо убедиться в исправной работе лебедки, тормоза и конечных выключателей.

При закладывании или выкладывании блоков шлюп-талей надо стоять у талей со стороны мидель-шпангоута шлюпки, приподняв шлюпку над кильблоками, и, освободив бакштаги, вываливать ее за борт. Следует внимательно следить за равномерным спуском шлюпки и за тем, чтобы на поверхность воды она встала на ровный киль, после чего надо быстро развернуть и выложить шлюп-тали. Рулевое управление должно быть проверено и установлено до спуска шлюпки на воду.

Гребцам и пассажирам раз решается находиться между шлюп-талями и штевнями шлюпки во время ее подъема или спуска шлюпбалками. Отталкивать шлюпку от борта судна можно только багром (а не руками). Работающие по выкладыванию или закладыванию блоков шлюпбалки должны стоять у талей со стороны мидель-шпангоута шлюпки, а подбирать блоки следует специально заведенными оттяжками.

Спуск в шлюпку разрешается только по трапу, штормтрапу и спасательным шкентелям, а выход из шлюпки-по трапу или штормтрапу. Нельзя использовать шлюп-тали и другие приспособления для спуска и выхода из шлюпки.

Особую предосторожность следует при спуске или подъеме шлюпки на ходу судна, на течении или в свежую по году. В частности:

фалинь должен быть достаточно разнесен, обтянуть и надежно закреплен;

на переднем ходу судна перед спуском шлюпки выкладываются вначале кормовые, а затем носовые шлю п-тали; при подъеме на переднем ходу шлюп-тали закладываются в обратном порядке;

на заднем ходу судна перед спуском шлюпки выкладывают носовые, а затем кормовые шлюп-тали, а при подъеме на заднем ходу шлюп-тали закладываются в обратном порядке;

не следует подходить и швартоваться шлюпкой к судну вплотную, а нужно соблюдать такое расстояние, чтобы была возможность грести у самого трапа, пока на шлюпке не примут конец с судна и не закрепят его, а затем шлюпку подтягивают к трапу. Судовые забортные трапы приподнимают настолько, чтобы была исключена возможность опрокидывания или повреждения шлюпки при ее подходе к рапу.

Все лица, находящиеся в спасательной и рабочей шлюпках или на плотике, обязательно должны иметь на себе спасательные жилеты или нагрудники и одежду, соответствующую метеорологическим условиям. Спасательные средства разрешается снимать только после выхода из шлюпки на палубу судна или причал.

Люди, находящиеся в шлюпке или катере, должны строго соблюдать установленный порядок: не стоять и не сидеть на бортах и транцевой доске; не ходить по банкам и не становиться на них; не держаться руками за планширь при подходе шлюпки к борту судна и причалам или при ее отходе; не наваливаться корпусом тела на румпель руля; не вставать на банки и не влезать на мачту во время постановки или уборки рангоута и парусов.

При работе ручным управлениям, в случае неисправности механического привода, после подъема шлюпки рукоядку немедленно снимают. Блокирующие устройства, исключающие работу электропривода при сообщенном ручном приводе, должны быть в исправном состоянии.

Нельзя находиться в шлюпке при спу ске или подъеме ее сгрелой или краном.

Зачехление шлюпок и другие работы со шлюпочным устройством можно выполнять только тогда, когда будет установлено леерное ограждение со стороны неогражденного борта и обтянуто, закреплены шлюп-тали и все стороны устройства, удерживающего шлюпки в подходном положении. Нельзя влезать на шлюпки, когда они закрыты чехлами.

 

Электрические станции

4.2.1. При вводе судна в эксплуатацию необходимо:

А) убедиться в отсутствии напряжения на шинах главного распределительного щита;

Б) убедитесь в отсутствии посторонних предметов на ГРЩ, в правильности положения всех выключателей, переключателей и ручных регуляторов напряжения;

В) проверить ручным выключателем исправность автоматов (контактов) генераторов и потребителей ответственного назначения;

Г) проверить состояние защитных средств у ГРЩ, убедиться в наличии запаса тарированных плавких вставок;

Д) убедитесь, что коммутационные аппараты генераторов отключены.

4.2.2. После пуска первичного двигателя по достижении им номинальной частоты вращения при включении генераторов для автономной работы необходимо:

А) убедиться в отсутствии повышенной вибрации электрических машин;

Б) убедитесь в отсутствии искрения щеток на кольцах и коллекторе;

В) установить секционные разъединители в соответствующие положения;

Г) отключить уравнительные связи, если это не предусмотрено блокировкой;

Д) установить необходимую величину номинального напряжения;

Е) проверить частоту вращения и работу средств дистанционного регулирования частоты;

Ж) включить на распределительном щите коммутационный аппарат генератора;

З) включить нагрузку, проверить и подрегулировать напряжение.

4.2.3. При наличии валогенератора необходимо кроме требований пп. 4.2.1 и 4.2.2. (за исключением п. 4.2.2 е в части средств дистанционного управления частотой):

А) провести переход с валогенератора на аккумуляторную батарею;

Б) проверить работу аккумуляторной батареи;

В) провести переход с батареи на дизель-генератор, проверить систему запуска и приема нагрузки;

Г) провести автоматическое переключение с валогенератора на дизель-генератор.

4.2.4. При пуске и включении синхронного генератора на параллельную работу с другими работающими генераторами способом точной ручной синхронизации необходимо;

А) подготовить генератор к включению;

Б) пустить первичный двига тель;

В) установить рукоятки переключателей приборов синхронизации в нужное положение;

Г) довести напряжение включаемого генератора до величины напряжения на шинах распределительного щита, воздействуя на регулятор возбуждения (при его наличии);

Д) управлять частоту генератора с частотой работающего генератора, воздействуя на регулятор частоты вращения первичного двигателя;

Е) при равенстве мгновенных значений напряжений включить коммутационный аппарат.

4.2.5. При точной полуавтоматической синхронизации необходимо выполнять требования пп. 4.2.2.а- д.

Включение подключаемого генератора осуществляется автоматически.

4.2.6. При точной автоматической синхронизации после пуска первичного двигателя подключаемый генератор включается автоматически.

4.2.7. При грубой ручной синхронизации необходимо выполнить требования пп. 4.2.4.а, б, в, после чего:

А) уравнять напряжения и частоты генераторов (при этом разность частот не должна превышать 1-1,5 Гц);

Б) включить генератор на параллельную работу через реактор;

В) включить коммутационный аппарат генератора после спада первоначального броска тока и уменьшения колебаний напряжения генераторов (обычно через 3-5 с после включения реактора ).

Г) отключить реактор от генератора.

4.2.8. При грубой полуавтоматической с инхронизации генератора подключают, как и в предыдущем случае, но включение коммутационного аппарата генератора происходит автоматически.

4.2.9. При грубой автоматической синхронизации запускается первичный двигатель, после спуска которого включение реактора, автомата и последующего отключение реактора происходит автоматически.

4.2.10. Для включения синхронных генераторов на параллельную работу способом самосинхронизации необходимо:

А) частоту невозбужденного генератора довести до близкой к синхронной;

Б) включить коммутационный аппарат генератора и подключить обмотку ротора к системе возбуждения устройством гашения поля.

При полуавтоматической или автоматической самосинхронизации операции пп. «б» и «в» или все, соответственно, выполняются автоматически.

4.2.11. После включения синхронных генераторов на параллельную работу необходимо:

А) распределить активную нагрузку между генераторами пропорционально их номинальным мощностям воздействием на регуляторы частоты вращения первичных двигателей, сохраняя номинальными напряжение и частоту;

Б) для распределения реактивных нагрузок при наличии уравнительных связей включить их или с помощью регулятора возбуждения добиться того, чтобы отношение т ока нагрузки к номинальному току генератора было одинаковым с параллельно работающим генератором.

4.2.12. После окончания действий по включению синхронного генератора на параллельную работу все устройства и элементы, применяемые для синхронизации, должны быть отключены.

4.2.13. Включение генератора постоянного тока на параллельную работу с другим работающим генератором должно производиться в следующем порядке:

А) подготовить генератор;

Б) пустить первичный двигатель;

В) довести напряжение включаемого на параллельную работу генератора до величины напряжения на шинах распределительного щита;

Г) включить коммутационный аппарат генератора;

Д) воздействуя на регуляторы возбуждения генераторов, добиться равномерного распределения нагрузок между ними.

При этом необходимо следить, чтобы напряжение на шинах оставалось без изменения.

4.2.14. Во время работы электростанции необходимо следить:

А) за шумом генераторов, возбудителей и аппаратуры ГРЩ, не допуская его превышения;

Б) за нагревом генераторов, возбудителей и аппаратуры ГРЩ, не допуская превышения допустимог о;

В) за нагрузкой генераторов и потребителей, имеющих штатных измерительные приборы;

Г) за величиной напряжения и частоты генераторов, поддерживая их постоянными, если регулирование осуществляется вручную;

Д) за состоянием сопротивления изоляции по щитовым приборам;

Е) за правильным распределением нагрузки между параллельно работающими генераторами.

4.2.15. При работе валогенераторов дополнительно к п. 4.2.14 необходимо следить за состоянием привода генератора, за колебаниями частоты и напряжения, за нагревом генератора при частотах вращения ниже номинальной.

4.2.16. Для отключения генератора необходимо:

А) разгрузить генератор, не допуская перехода его в двигательный режим (для этого нагрузку отключаемого генератора рекомендуется снизить, примерно, до 10% по мощности);

Б) отключить генератор;

В) снизить напряжение (при ручном регулировании);

Г) остановить первичный двигатель.

4.2.17. При использовании на судне аккумуляторных батарей необходимо следить из уровнем, плотностью и температурой электролита особенно тщательно при работе батарей в буферном режиме.

4.2.18. Подключение во время навигации электроэнергетической системы судна к внешнему источнику питания-сети трехфазного переменного тока.

1) До подачи напряжения необходимо:

а) проверить соответствие судовых кабелей питания с берега, кабелей, соединяющих щит питания от внешнего источника (ЩПВИ) и ГРЩ, и коммутационно-защитной аппаратуры на ЩПВИ и ГРЩ величине предполагаемого длительно потребляемого тока;

б) подготовить питающий 4-жильный кабель при выключенном рубильнике или автомате на ЩПВИ; проверить отсутствие механических повреждений оболочки кабеля и исправность наконечников или разъемного контактного соединения. Если судовой гибкий шланговый кабель трехжильный, то временно допускается его совместное применение с дополнительно проложенным одножильным гибким кабелем в одном жгуте при механическом скреплении кабелей между собой. Не допускается применение кабелей, имеющих металлическую оболочку.

Кабель, соединяющий судовую электрическую систему с береговой сетью, должен прокладываться так, чтобы была исключена возможность его механического повреждения.

Не допускается прокладывать кабель вблизи о гнеопасных грузов и помещений.

в) подключить основные жилы кабеля к зажимам ЩПВИ и четвертую (нулевую) жилу к нулевому выводу, соединенному с корпусом судна.

При подключении судового кабеля в первую очередь присоединяется нулевая жила кабеля, а затем основные. При отключении кабеля нулевая жила отсоединяется в последнюю очередь;

г) измерить сопротивление изоляции питающего кабеля.

2) После включения дежурным электриком порта (нефтебазы и т. п.) рубильника или автомата на питательной колонке необходимо:

а) проверить величину напряжения на ЩПВИ;

б) проверить правильность чередования фаз и при необходимости провести переключение их.

в) отключить на ГРЩ устройство непрерывного контроля сопротивления изоляции силовой сети с изолированной нейтралью на время питания от сети с заземленной нейтралью;

г) отключить на ГРЩ фидерные выключатели, ограничивая количество потребителей, которые могут работать при стоянке;

д) включить рубильник (автомат) на ЩПВИ;

е) переключить шины ГРЩ с судового генератора на ЩПВИ;

ж) проверить щитовым вольтметром напряжение между фазами;

з) остановить генератор.

Электроприводы

4.3.1. При подготовке электропривода к работе необходимо проверить:

А) положение пусковых устройств;

Б) исправность тормозов;

В) легкость вращения электрической машины.

4.3.2. Пробный пуск электродвигателя должен осуществляться с ближайшего поста управления. Лишь убедившись в исправной работе двигателя и механизма, можно переходить на дистанционное и автоматическое управление.

Если при пуске двигатель не начал вращаться, идет «вразнос» или потребляет ток больше расчетного, он должен быть немедленно остановлен и вновь пущен лишь после обнаружения и устранения неисправности.

4.3.3. При включении электроприводов необходимо:

А) убедиться в отсутствии недопустимого искрения на кольцах, коллекторах электродвигателей;

Б) убедиться в исправной работе коммутационной аппаратуры;

В) проверить отсутствие местных перегревов электрических машин;

Г) проверить отсутствие перегрева катушек и контактов аппаратов;

Д) проверить исправность сигнализации;

Е) проверить работу электроизмерительных приборов.

4.3.5. Электроприводы должны быть немедленно отключены от сети:

А) при появлении дыма или огня из двигателя или его пускорегулирующей аппаратуры;

Б) при несчастном случае, требующем немедленной остановки двигателя;

В) при сильной вибрации, угрожающей целости электропривода;

Г) при порче тормозов;

Д) при поломке приводного механизма;

Е) при недопустимом нагреве подшипников;

Ж) при резком снижении частоты вращения, сопровождающемся быстрым нагревом двигателя;

З) при искрении на колекторе, кольцах, превышающем допустимое.

4.3.6. За состоянием и работой электроприводов ответственного назначения должно быть установлено особо тщательное наблюдение.

4.3.7. Электроприводы, находящиеся в резерве или предназначенные для работы в случае аварии, должны находиться в состоянии полной готовности к пуску.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.