У имама Абу Ханифы саджда шукур является нежелательным. У некоторых других ученых разрешается. Мы выбираем мнение других ученных. Совершается саджда шукур так же как и садждуд тиляуа.
Является фард ‘айн. Это значит, каждому человеку является обязательным столпом. Джум’а является обязательной согласно кораническому аяту (см. выше) и хадису. Посланник Аллаха говорил: «Кто без причины пропустит 3 Джум’а тому Аллах поставит печать на сердце, а кому Аллах поставил печать на сердце, тому место на самом нижнем уровне Ада».
Подобных хадисов очень много и они указывают на то что оставление Джум’а без причины чревато суровым наказанием.
Все сказанное выше относится к человеку подходящему по следующие условия:
1. Мужчина
2. Свобода (не раб)
3. Местный (данный пункт указывает, на то, что если мусафир оставляет джум’а, то он не подпадает под хадис, приведенный выше, но, тем не менее, ему желательно посетить пятничную молитву). Если взять мнение современных ученых, то если тюрьма находится в городе и заключенные мусульмане имеют возможность собираться вместе, то им следует проводить джум’а.
4. Здоровье (то есть если состояние здоровья больного не позволяет ему посетить пятничную молитву, то на нем не будет греха)
5. Жизни человека не угрожает опасность (например, если человек боится террористов или бандитов)
6. Зрение (не слепой)
7. Здоровые обе ноги (не парализованный, не инвалид)
8. Исключительное положение (стихийные бедствия)
Условия, при которых джум’а будет правильной.
1. Джум’а должна проводиться в городе, т.е. если она проводится в пустыне, лесу, тундре или др. месте где нет населения. В таких местах она не является обязательной. По мнению некоторых ученных даже нельзя. К этому числу не относится село с большим количеством жителей.
2. Должен быть имам, т.е. должны быть соблюдены все условия имама.
3. Наступление времени намаза. Время джум’а начинает и заканчивается, так же как и у зухр намаза. Если джум’а проводится до или после отведенного для нее времени, то она не засчитывается.
4. До намаза должна проводиться хутба (должны быть соблюдены все условия хутбы)
5. Доступ в мечеть должен быть разрешен для всех (т.е. любой желающий должен иметь возможность присутствовать, если этого нет, то так же отменяется)
6. Общество (джама’ат). Количество присутствующих людей должно быть не менее 3-х + имам, так считал имам Абу Ханифа. Есть ученые, которые разрешали 2+имам. Другие говорили должно быть 40 человек умеющих читать суру Аль Фатиха.
Более достоверным является мнение о том, что достаточно наличие 3-х человек, с имамом вместе или нет, не имеет значения, т.к. в арабском языке 3 человека уже общество, поэтому они имеют право совершать коллективную молитву. Но в любом из выше перечисленных мнений имеется в виду количество мужчин, но не женщин. Не имеет значения так же если они больные они или путники.
Суннаты в Хутбе (для имама)
1. Омовение. Если имам забыл совершить омовение и в конце хутбы вспомнил об этом, то он заканчивает хутбу, затем совершает омовение, и после проводи пятничную молитву. Т.е. он не будет восстанавливать хутбу.
2. Закрывать аурат. Это значит: если у проводящего хутбу нет одежды, которая полностью закрывала бы аурат, или он проводил хутбу и обнаружил, что у него отрыт аурат, в этом случае он не восстанавливает хутбу, а закрывает аурат и проводит пятничную молитву.
3. Сидеть на минбаре до хутбы
4. Азан при имаме (так же икомат)
5. Обращаться лицом к людям во время хутбы
6. Начинать хутбу с восхваления Аллаха
7. Произнести 2 свидетельства
8. Стоять во время хутбы
9. Произнести саляуат пророку
10. Проповедь
11. Поминание Аллаха (призывать к поминанию Аллаха)
12. Прочесть несколько аятов из Кур’ана
13. Делать 2 хутбы
14. Сидеть и вставать между двумя хутбами
15. Начать вторую хутбу с восхваления и возвеличивания Аллаха и произнесения саляуата пророку .
16. Делать ду’а и просить прощения для верующих мужчин и женщин
17. Хутба должна быть слышна народу
18. Желательно чтобы хутба была не длинной. Если имам затягивает хутбу – это нежелательно (т.е. этим он оставляет 1 сунну). Имам сам решает вопрос о продолжительности хутбы в соответствии с положением народа.
* Не все ученные согласились с перечисленным списком. Некоторые из этих пунктов они считали обязательными элементами, например, сидеть между 2-мя хутбами.
Для тех, кому совершение джум’а не является обязательным, но они совершили ее, отменяется обязанность зухр намаза в этот день.
Если кто-либо без причины оставил джум’а и совершил Зухр намаз до завершения джум’а, то его зухр не засчитывается. Если же после этого он пришел в мечеть, но не успел присоединиться к имаму, то его зухр так же не засчитывается и ему нужно будет совершить его заново.
Праздничные молитвы
Абу Ханифа считал, что праздничная молитва – это ваджиб (обязательная) и это самое достоверное мнение в этом вопросе. Другие ученые говорили, что это фард кифая или сунна муаккада.
Мы берем мнение Абу Ханифы так как посланник Аллаха ни разу не оставлял праздничную молитву и говорил: «Аллах дал нам два дня, день Адха день Фитра».