Если местный житель совершил масх, а затем, до того как его срок истек, отправился в путешествие, то на его масх распространяется срок как для путника.
Если же путешественник совершил масх и до того как его срок истек, прибыл домой то:
- если один день и одна ночь не прошли, то имеет право до конца дня (5 намазов) быть с этим масхом
- если прошел день или два то снимает масх.
Фарзы масха
1. Обтирать минимум 3-мя пальцами верхнюю часть стопы 1 раз.
(Обтирание с боку или подошвы стопы, не имеет ни какого обоснования в шариате)
Суннаты масха
1. Раскрытыми пальцами обтереть до середины голени.
Что портит масх:
1.Все что портит омовение
2.Если снимаешь носки
3.Если истекает срок, кроме случая, когда человек боится холода
* Не совершается масх на перчатки.
Гипс
Если сломается часть тела (наложили гипс) или получено серьезное ранение (забинтовали) то в таком случае на небольшую часть этой повязки берется масх.
Омовение обязательно если можно открыть эту повязку.
Срока для бинта нет.
Если снятие гипса не портит омовение, то не обязательно на омовение гипсовать или бинтовать.
На пластырь масх не делается.
Месячная болезнь (хайд)
Послеродовые кровотечения (нифас)
Болезнь кровотечения (истихаза)
Хайд – это кровь, которая выходит из матки женщины толчками.
У девочки начинается с совершеннолетием и длится до климакса (йас). Кровь, выделяющаяся до совершеннолетия и после климакса – это не хайд. Самый короткий период хайда – 3 дня (ночи), средний 5 дней, самый большой 10 дней.
Нифас – это кровь, которая выходит после родов, максимум – 40 дней, минимум – нет.
Истихаза – кровь, которая выделяется меньше 3-х дней во время хайда, либо более десяти дней хайда, либо выделяющаяся более 40 дней нифаса.
Между хайдами граница 15 дней (если меньше, следует совершать намаз)
Что запрещается во время хайда и нифаса:
1. Намаз
2. Пост
3. Чтение Кур’ана, кроме случаев, если Кур’ан есть в тексте зикра.
4. Держать Кур’ан без оболочки
5. Заходить в мечеть
6. Тауаф – обход Каабы
7. Половой акт
Разрешается «подходить» к женщине, если у нее закончился хайд, и она не успела искупаться. Но лучше подождать пока она искупается (хотя не все ученные с этим согласны).
Если хайд закончился раньше, чем обычно, нельзя подходить к ней (женщине), пока она не искупается (чтобы не спровоцировать грех). Женщина за дни хайда, восстанавливает только пропущенные дни поста, но не пропущенные молитвы.
Если пришло время намаза, но женщина не успела его совершить – увидела хайд, то по окончанию хайда она восстанавливает этот намаз.
Если во время рамадана, в течение дня начался хайд, можно прервать пост, но из уважения к этому месяцу, лучше додержать, а потом восполнить этот день поста.
Законы истихаза (то, что касается истихаза)
При истихаза женщине не запрещается ни намаз, ни пост, ни половые отношения.
При истихаза необходимо на каждый намаз совершать вуду’ (когда приходит время). Оно сохраняется до следующего намаза.
Книга Намаза كتاب الصلاة
Книга Намаза
( الصلاة كتاب)
Намаз является матерью поклонения и является прощением всех грехов.
Книга намаза следует за книгой тахарата, так как тахарат это ключ намаза. Человек не может выполнять намаз, не будучи чистым. В арабском языке «الصلاة» имеет 18 значений, в том числе ду’а.
В термине шариата намаз – это определенные действия, определенные слова, определенные столпы.
УСЛОВИЯ, КОГДА НАМАЗ СТАНОВИТСЯ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ:
1. Ислам, т.е. должен быть мусульманином
2. Совершеннолетие
3. ‘акль (عقل) – разум.
4. Наступление времени намаза
* Детям приказывается совершение намаза с 7 лет, если с 10 лет не совершает надо бить рукой, но не палкой.
ВРЕМЯ НАМАЗА
1. الفجر Фаджр ( утренний) – от рассвета до восхода солнца
2. الظهر Зухр ( полуденный) – после зенита до тех пор пока тень отбрасываемая предметом не будет составлять две его длинны, в другом риваяте пока тень отбрасываемая предметом не будет размером с сам этот предмет.
3. العصر ‘Аср ( послеполуденный)- с момента когда тень отбрасываемая предметом будет составлять две его длинны ( или будет размером с сам предмет – др. риваят) до захода солнца.
4. المغرب Магриб ( закатный) - с момента исчезновения солнца за горизонтом до исчезновения зари ( до исчезновения красноты на горизонте)
5. العشاء ‘Ийша (вечерний) – от исчезновения вечерней зари до фаджра
* Витр наступает в то же время, что и ‘ийша, но витр совершается только после ‘ийша. Очередность в намазах обязательна.
ЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ ПЯТИКРАТНЫХ
НАМАЗОВ
1. Фаджр – чуть позже после азана, подождать столько времени, сколько необходимо для прочтения 40 – 50 аятов. Приближаясь к желтизне восхода солнца. Это относится к случаям, когда фаджр совершается в мечети джама’атом (обществом).
2. Зухр – желательно совершать позже на 30 – 60 минут после азана, но только летом. Зимой совершать не оттягивая, совершать сразу после азана.
3. ‘Аср - так же как зухр.
4. Магриб – совершать сразу, не оттягивая и зимой и летом.
5. ‘Ийша – лучше оставить до 3-ей части ночи, если не совершаешь этот намаз обществом. Однако совершать намаз обществом в определенное время лучше, так как награда за намаз будет больше.
* Витр – тому, кто не боится проспать, лучше совершать витр в конце третей части ночи, если же опасается проспать, то лучше совершить перед сном.
ВРЕМЯ, В КОТОРОЕ КАТЕГОРИЧЕСКИ
ЗАПРЕЩАЕТСЯ СОВЕРШАТЬ НАМАЗ:
1. Во время восхода солнца с момента как оно появится на горизонте до того как оно полностью выйдет (шурук)
2. Когда солнце находится в зените
3. От желтизны солнца (вокруг) до его захода за горизонт
Если человек в эти три времени опаздывал на фард намаз, то ему нежелательно читать намаз в это время, лучше подождать. Если это случается один два раза в год, лучше подождать, если же это происходит постоянно, то лучше совершить молитву в это время, дабы это не вошло в привычку. Суннаты не читаются.
НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ
НАМАЗА:
1. Нежелательно читать суннаты после выхода фаджра кроме сунната фаджра (сунна мауаккада) и после фаджра желательно не читать до шурук.
2. После фарза фаджра до восхода солнца
3. После ‘асра
4. До магриба
5. По мазхабу Абу Ханифы нежелательно читать добровольные суннаты, а так же намаз приветствия, если имам уже начал хутбу. Хадис в котором говорится: « Пришел человек на пятничную молитву и сел, не совершив два рака’ата приветствия, Пророк спросил его: « Ты совершил?», тот ответил: «Нет!» Пророк сказал ему: «Иди, встань и соверши 2 рака’ата суннат».
Ученые ответили на этот хадис: «Пророк находился на минбаре, но не начинал хутбу». Так же это подтверждает Имам Ан - Насаи в своей книге «Суннан аль Кубра» подтверждая имама Абу Ханифу.
Остальные 3 имама фикха сказали: «Во время хутбы приветственный намаз совершать нежелательным не является».
6. Если муаззин произносит икамат – нежелательно начинать совершение сунната.
Имам Абу Ханифа отметил: « Кроме сунната утреннего намаза». Если человек успеет за имамом к фарзу, то имеет право коротко совершить сунну. Но это не должно происходить в одном зале.
7. До праздничной молитвы, даже если находишься дома.
8. Если осталось мало времени для совершения фард намаза. Например до выхода времени зухр намаза осталось осталось 5 минут – в это время не желательно совершать сунну, лучше сразу читать фард.
9. Если человек сильно хочет в туалет.
10. Если до окончания (выхода) времени молитвы осталось много времени и человек очень голоден, а еда в это время уже готова, то лучше сначала поесть, а затем совершить намаз.
11. Если что, то сильно отвлекает.
АЗАН
В арабском языке азан – объявление.
В шариатском термине азан – это объявить о том, что наступило время намаза. Определенные слова, определенные действия.
Азан является сунной, икомат – сунной муаккада для обязательных намазов
Если человек совершил азан раньше времени, то он должен его повторить.
Икомат является сунной муаккада, даже если человек молится наедине или совершает пропущенный намаз. Так же для путешественника
(ДЛЯ МУЖЧИН)
Для женщин является нежелательным произношение икомата.
АЗАН:
РАЗА АЛЛАХУ АКБАР4
2 РАЗА АШХАДУ АЛЛЯ ИЛЯХА ИЛЛЯ ЛЛАХ
2 РАЗА АШХАДУ АННА МУХАММАДАН РАСУЛЮ ЛЛАХ
2 РАЗА ХАЙА ‘АЛЯ ССОЛЯ
2 РАЗА ХАЙА ‘АЛЯЛЬ ФАЛЯХ
2 РАЗА АЛЛАХУ АКБАР
1 РАЗ ЛЯ ИЛЯХА ИЛЛЯ ЛЛАХ
НА УТРЕННИЙ НАМАЗ ПОСЛЕ СЛОВ ХАЙА ‘АЛЯЛЬ ФАЛЯХ ПРОИЗНОСИТСЯ:2 РАЗА АС СОЛЯТУ ХОЙРУН МИН АН НАУМ.
МЕЖДУ КАЖДЫМИ ЭТИМИ СЛОВАМИ МАУЗЗИН ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ ПРОМЕЖУТОК
КОГДА 2 РАЗА ПРОИЗНОСЯТСЯ СЛОВА «ХАЙА ‘АЛЯ СОЛЯТ» НУЖНО ПОВОРАЧИВАТЬ ГОЛОВУ НАПРАВО И ОБРАТНО ПОСЛЕ КАЖДОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ.
КОГДА 2 РАЗА ПРОИЗНОСЯТСЯ СЛОВА «ХАЙА ‘АЛЯЛЬ ФАЛЯХ» НУЖНО ПОВОРАЧИВАТЬ ГОЛОВУ НАЛЕВО И ОБРАТНО ПОСЛЕ КАЖДОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ.
ИКОМАТ
По имаму Абу Ханифе и имаму Малику – так же как азан, только добавляются слова «Код комати солят»
По имаму аш Шафи’и 2 раза такбир а остальное по 1 разу.
Азан желательно совершать медленно растягивая.
Икомат желательно совершать быстрее
ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА И ДЕЙСТВИЯ
МУАЗЗИНА СОВЕРШАЮЩЕГО АЗАН
1. Чтобы был праведным
2. Чтобы был знающим сунну Пророка
3. Чтобы был знающим время намазов
4. Желательно ставить указательные пальцы в уши во время азана
5. Тахарат
6. Во время совершения азана необходимо смотреть в сторону Киблы, кроме путешественника, который смотрит в сторону движения.
7. Во время слов «Хайа ‘аля солят» - повернуть голову направо
«Хайа ‘аляль фалях» - повернуть голову налево
8. Должен сделать промежуток между азаном и икоматом, учитывая положение прихожан и время фардов.
НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ АЗАНА
И ИКОМАТА
1. Петь, таким образом, что меняется смысл слов
2. Совершать азан без омовения
3. Совершать икомат без омовения
4. Совершать азан и икомат без гусля (в состоянии джунуб)
5. Совершать азан не достаточно взрослому (соображающему) ребенку
6. Совершать азан сумасшедшему
7. Совершать азана пьяному (в состоянии любого опьянения, одурманенному)
8. Совершать азан женщине
9. Совершать азан фасику
10. Совершать азан сидя
11. Разговаривать во время азана, даже отвечать на салям
12. Разговаривать во время икомата
* ЕСЛИ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ СОВЕРШИЛИСЬ ВО ВРЕМЯ АЗАНА, ТО ЛУЧШЕ ПОВТОРИТЬ АЗАН, НО ИКОМАТ НЕ ПОВТОРЯЕТСЯ.
АЗАН И ИКОМАТ ДЛЯ ПРОПУЩЕННЫХ НАМАЗОВ
Если пропущенных намазов оказалось несколько (больше 5), то тогда азан говорится один раз, икомат для каждого намаза совершается отдельно.