Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Все условия действительности намаза должны быть соблюдены имамом



Условия следования за имамом

(когда следование будет правильным)

1. Имам должен стоять перед ма’мумом*.Если молитву совершают двое, то достаточно, чтоб ноги имама были чуть впереди

*тот, кто молится за имамом

2. Положение имама должно подходить к положению ма’мума. Например, если имам читает сунну, а ма’мум фард - то так нельзя или ма’мум в одежде имам голый – нельзя

3. Фард ма’мума должен совпадать с фардом имама (Имам совершает Зухр = ма’мум совершает Зухр)

Если, например один намаз, к примеру, Зухр – совершил его имам, а ма’мум не совершил, если ма’мум попросит имама совершить еще раз Зухр, то имеет право.

4. Между имамом и ма’мумами не должно быть женщин, т.е. сафа (ряда) женщин за которыми есть саф мужчин.

5. Между имамом и ма’мумами не должно быть речки, даже маленькой, или улицы по которой ходит транспорт и люди, если только все это не заполнено рядами ма’мумов

6. Имам не должен быть сидячим, а ма’мумы стоящими

7. Имам на одном корабле, а ма’мумы на другом – нельзя

8. Ма’мум должен знать о положении имама: где он нарушил одно из условий намаза, т.е. нельзя читать за имамом, если явно знаешь о нарушении имамом условий намаза или совершении им действия нарушающего намаз.

9. Разрешается совершившему омовение водой молится за тем, кто совершил тайамум и совершал омовение с протиранием (масх)

10. Стоячий может молиться за сидячим в некоторых случаях. Напр.: за постоянным имамом в период его короткой болезни.

11. За инвалидом разрешается читать, кроме такого у которого работают только глаза.

12. Если имам узнал, что его намаз испортился (например увидел кровь и др.), он должен объявить. Если обнаружил это уже после намаза, то скольким сможет должен объявить, чтоб они переделали свой намаз.

КОГДА РАЗРЕШАЕТСЯ ОСТАВИТЬ КОЛЛЕКТИВНУЮ МОЛИТВУ (В КАКИХ СЛУЧАЯ ОТМЕНЯЕТСЯ ОБЯЗАННОСТЬ УЧАСТИЯ В КОЛЛЕКТИВНОЙ МОЛИТВЕ)

1. Сильный дождь, холод

2. Град

3. Страх (угроза жизни, несправедливость правителя, хищники и др.)

4. Сильная темнота (напр. Мечеть находится в пустыне и не видно дороги)

5. Заключение (в тюрьме, домашний арест и т.п.)

6. Слепота

7. Человек безрукий и безногий одновременно

8. Старость

9. Сильная болезнь

10. Человек собирается в путешествие

11. Присмотр за больным

12. Если ночью сильный ветер, но не утром (в понятие утро в данном случае входят молитвы фаджр, зухр, аср и магриб)

* Если человек всегда совершал намаз коллективно, но из-за указанных выше причин оставил, однако имел намерение идти если бы не эти причины, то ему записывается, как будто он участвовал в коллективной молитве, иншаАллаh.

 

КТО БОЛЕЕ ДОСТОИН ДЛЯ ИМАМСТВА.

ПОРЯДОК РЯДОВ.

Если среди участвующих в молитве нет хозяина дома, или назначенного человека, или султана (халиф), то тогда первый имамом становится:

1. С самыми большими знаниями шарита (у некоторых ученных больше знающий Кур’ан, так как во времена Пророка знающий больше Кур’ан лучше знал и шариат, но у имама Абу Ханифы – шариат, так как знающие Кур’ан уже не так знают шариат)

2. Самый знающий из Кур’ана

3. Наиболее богобоязненный

4. ………..

5. Воспитанный и нравственный

6. Если читающие все равны, в этих случаях кидают жребий или народ выбирает имама

Если при выборе возникли разногласия, то становится тот, кого выбрало большинство

Если при выборе перепутали и имамом не стал более достойный, то это относится к нежелательным действиям

Нежелательные к имамству категории людей

(если есть лучше них)

1. Раб, если есть лучше него

2. Слепой, если есть лучше него

3. Бедуин

4. Человек, рожденный от зийна (прелюбодеяния)

5. Джахиль

6. Фасик (не совсем соблюдающий ислам; если есть выбор другой мечети, то лучше не совершать намаз за фасиком, а совершать его в другой мечети).

7. Бид’атчик

8. Дома читающий намаз (слишком часто)

9. Общество голых людей

10. Женщина в женском джама’ате, но если ее поставили имамом – стоит в середине ряда

Порядок рядов

Первыми стоят мужчины и маленькие мальчики до совершеннолетия

За ними гермафродиты (хунса)

За ними женщины

 

Что делает мазбук после того, как имам закончит свой намаз

Если имам дает салям, то мазбук выполняет то, что он пропустил. Если имам поднялся из руку’ до того, как мазбук произнес 3 раза « Субхана Раббияль ‘Азым», то мазбук последует за имамом независимо от того сколько раз он успел сказать: «Субхана Раббияль ‘Азым». Если мазбук читает последний ташахуд с имамом, то он встает после второго саляма.

Что делать после того как закончили совершать фард

Некоторые поздние ханафитские ученые отдавали предпочтение мнению, что если после фарда есть суннат намаз, то лучше сначала совершить суннат намаз, а затем все азкары, потому, что азкары это знак окончания молитвы, но и 3 имама и сам Абу Ханифа и ранние ханафитские ученные считали, что после фарда следует делать азкары а затем суннат намаз, ибо Пророк поступал именно так, оставляя возможность выбора своим сподвижникам совершить суннат намаз дома, тем, у кого нет возможности (тем, кому надо идти работать)

Если соединить оба этих мнения то получим: Имам должен решить как лучше для общества. Если после молитвы люди идут на работу, то лучше после фарда делать азкары, если же после молитвы люди отдыхают, то азкары следует делать после суннат намаза. Если сделали азкары, значит, все свободны, если же имам совершает суннат намаз, то молитва еще не окончена. Поэтому работающим людям не следует оставлять работу из-за суннат намаза, ведь они могут совершить его на работе

 

После саляма, имам, как освободится, поворачивается лицом к людям

- 3 раза астагфируЛлаh….. и далее как по крепости Мусульманина

- аят аль Курси

- 3 последние суры

- по 33 раза «Субхан Аллаh», «Альхамду ли Лляh», «Аллаhу акбар», 1 раз «Ля иляhа илля Ллаh уахдаhу ля шарикя ля…….» хотя этот порядок не играет большую роль

Затем совершает ду’а себе и мусульманам

Раздельно каждый совершает ду’а, можно и всем вместе за имамом

Ду’а совершается поднимая руки ладонями вверх, после завершения ду’а обтирать лицо руками, согласно хадису переданному Ибн Маджа. Так делается кроме школы имама Ахмада.

Если человек совершает ду’а без поднятия рук, то это тоже правильно.

 

Что портит намаз

  1. Разговаривать, зная или не зная, или ошибочно (например, если испугался)
  2. Читать в намазе ду’а, похожие на слова людей, например, слова: «О Аллах даруй мне машину» и т.п. материальные ценности и мирские блага. В фарз намазе можно делать только те ду’а, которые делал Пророк , в суннат намазах можно делать ду’а похожие в смыслах.
  3. Отвечать на приветствие вслух или намерениями (например, если человек пришел, а я мысленно даю ему салям)
  4. Рукопожатие
  5. Много движений - у 3 ученных. У имама Абу Ханифы – более 3 движений подряд. Но есть исключения (например, когда в намазе нужно держать ребенка)
  6. Если грудь отвернется от Киблы (если стоишь к Кибле боками или спиной)
  7. Есть что-то во время намаза извне (например, что то с губы, или даже крошка).
  8. Если съел то, что осталось между зубами (если больше чем горох, или во время намаза жвачка во рту была, даже если не проглотил, или жидкость больше чем горошина, но не слюна, например волдырь во рту лопнул и т.п.)
  9. Откашливание без причин (можно, если даешь кому знак)
  10. Если сказать «УФ»
  11. Если сказать «ОХ»
  12. Если ныть, стонать, громко плакать нет от богобоязненности, а например от боли.
  13. Если чихнул и сказал «Альхамду ли Ллях» или ответил чихнувшему «Ярхамукя Ллах»
  14. Если услышав плохую новость, сказал «Инна ли ляхи уа инна илейхи раджи’ун»
  15. Если сказал от радости «Субхан Аллах» или что-то другое за исключением случая, когда подаешь этим кому знак.
  16. Если сказал от удивления «Субхан Аллах» или что-то другое.
  17. Другие вещи, которые намекают к ответу.
  18. Если во время намаза человек совершающий молитву тайамумумом услышит или увидит или узнал, что рядом есть вода – намаз портится
  19. Если человек брал масх на носки, и во время намаза и во время намаза снял носки (например, дети сняли)
  20. Если во время намаза учишь аят кому то другому
  21. Если голый человек (или с открытой частью аурата) нашел, увидел, или как либо иначе обнаружил наличие одежды.
  22. Если человек не мог совершать руку’ или суджуд и потом появилась возможность их совершать (например, радикулит)
  23. Если молитву проводил не достойный имам и во время намаза пришел достойный имам (например, сильно больной, простатит, радикулит, слепой, заика).
  24. Если восходит солнце во время фаджра (шурук) 2.5 мин, или когда солнце в зените во время зухра, или во время захода солнца
  25. Если праздничную молитву читали во время зенита, то портится
  26. Если пришло время ‘аср намаза во время совершения джум’а намаза, то джум’а портится и необходимо совершить пропущенный зухр намаз.
  27. Если приходит причина (болезнь, кровотечение) Если хайд наступает у женщины, то впоследствии она возмещает этот намаз, во время которого начался.
  28. Если испортилось малое или большое омовение или совершаещему молитву испортили тахарат
  29. Потеря сознания, сумасшествие, джунуб (стал джунуб, глядя на что то)
  30. Если мужчина совершал намаз без преграды с посторонней женщиной (например, если женщина присоединилась к нему во время намаза в одной комнате с ним, если оказалась впереди мужчины, где его глаза увидят нечто возбуждающее, например отрытые части тела.)

Жена так же может стать причиной возбуждения, в таком случае намаз также портится

  1. Если у человека появились сомнения в омовении во время намаза
  2. Если прошло время маска
  3. Если на одежде есть наджас.
  4. Если во время намаза сделать замечание ма’муму (можно сделать замечание имаму, если же ма’мум сделает замечание другому ма’муму то его намаз испортится)
  5. Если тянуть хамзу во время первого Алифа в слове Аллаху Акбар
  6. Если читает, то, что не выучил из Кур’ана
  7. Если открылся аурат, или его часть во время намаза
  8. если опередить имама

Что не портит намаз

1. Если увидел надпись, но не прочитал

2. Если съест, то, что осталось между зубами размером меньше горошины

3. Если человек пройдет в том месте, где ты совершаешь саджда

( прошедшему будет грех)

 

 

Нежелательные вещи во время намаза

1. Оставлять некоторые сунны, или не выполнять обязанности (ваджиб). Например, поправлять свою одежду, когда ровно стоять является ваджиб.

2. Хрустеть пальцами или шеей (двигать шею, разминаться)

3. Читать в нижнем белье (т.к. может просвечиваться), когда есть возможность совершать намаз в верхней одежде

4. Если человек совершает добровольную молитву, сидя имея возможность совершать ее стоя

5. В одном рака’ате дважды читать одну и ту же суру или читать суры в обратном порядке (даже в разных рака’атах)

6. Поворачивать пальцы рук и/или ног не в сторону Киблы

7. Зевать

8. Закрывать глаза во время намаза

9. Поднимать глаза на небо

10. Покрывать рот и нос во время намаза (никаб, шарф)

11. Держать что - то во рту во время намаза

12. Совершать намаз на дороге (или в другом общественном месте)

13. Совершать намаз в бане, душевой

14. Совершать намаз на кладбище

15. Совершать намаз на чужой земле, квартире, доме без разрешения хозяина

16. Совершать намаз близко к наджасу

17. Терпеть нужду во время намаза, кроме случаев, когда человек боится опоздать

18. Двигаться без нужды во время намаза

19. То, что может отвлекать от богобоязненности во время намаза

20. Надевать одежду с картинками, кроме случаев, когда рисунок мелкий и его не видно, или головы рисунка не существует

21. Оставлять сутры (преграда) т.е. не ставить ее, зная, что кто-то может пройти

Когда можно поставить сутру (преграду)

Сунной является брать сутру длинной с локоть или больше, толщина должна быть больше пальца. Так же является сунной как можно ближе ставить сутру. Сутру необходимо ставить не ровно

Нельзя ставить сутру по центру, следует установить ее с одной стороны, на уровне глаза или брови.

Если не найдется ничего, чтобы поставить сутру, то можно начертить линию или полукруг.

Молящемуся желательно не останавливать (действием) человека, который проходит между ним и сутрой (имам Абу Ханифа, у остальных ученых он имеет право остановить)

У всех ученых разрешается остановить проходящего между сутрой и молящимся намеком (громко читать, или говорить «Субхан Аллах!») Женщине нужно хлопнуть ладонью одной руки по внешней стороне другой ладони.

То, что не является нежелательным действием во время намаза.

1. Если человек боится вреда змеи или скорпиона (или др.), то разрешается убить.

2. Если у человека длинная одежда, то перед саджда разрешается ее поправить.

3. Читать намаз на ковре, матрасе, или другом мягком месте.

4. Повторять одну суру несколько раз в добровольном намазе.

Когда разрешается прервать намаз.

1. Если молящийся видит тонущего человека, то он обязан прервать свой намаз.

2. Также если человека грабят, воруют его имущество, если это больше дирхама.

3. Если человек боится, что волк нападет на его стадо.

4. Если человек боится, что слепой упадет (выйдет на трассу и т.д.), то есть спасает ему жизнь.

5. Муссафир боится воров для себя или своего имущества.

6. Если человек боится людей, грабящих на дороге, ему разрешается прочитать чуть позже по времени.

  1. Если женщина боится смерти или опасности для жизни своего ребенка.

Витр

Витр является ваджибом у имама Абу Ханифы, у остальных 3-х ученых он является сунной муаккада.

«Витр» - с арабского «нечетный».

Витр совершается в 3 рака’ата, с 1 салямом, как читал Абдулла ибн Мас’уд (по мазхабам имамов Абу Ханифы и Малика), или с 2-я салямами, как читал ибн Умар (у остальных ученых).

В каждом рака’ате читается Фатиха и сура, после 2 рака’ата молящийся садится, читает ташахуд и встает на 3 рака’ат (саляуат не читает). Когда в 3 рака’ате он заканчивает читать Фатиху и суру, он поднимает руки до уровня ушей, и говорит «Аллаху Акбар», после чего читает ду’а кунут до руку’.

либо

 

либо

Кунут читается только в витре по мнению имама Абу Ханифы. Ма’мум читает кунут ду’а за имамом. Если человек забыл прочитать кунут дуа в витре, то он совершает саджда саху 2 раза, т.к. Посланник Аллаха постоянно читал ду’а Кунут в Витр намазе. «Кунут» значит «говорить». Витр совершается джама’атом только в Рамадане, и это лучше чем читать его наедине.

Добровольные намазы

К их числу относится Сунна руатиб:

1. 2 рака’ата до фаджр намаза

2. 4 рака’ата до зухр намаза

3. 2 рака’ата после зухр намаза

4. 2 рака’ата после магриб намаза

5. 2 рака’ата после ‘ийша намаза

* Абу Ханифа считал, что 4 до Джум’а так же относятся к их числу.

Ибн Аббас и Али передали, что Посланник Аллаха совершал до джум’а 4 рака’ата не разделяя их и совершал 4 рака’ата после Джум’а. (хадис передал имам Ат –Тахауи в книге Шарху ма’ани аль асар т.1 стр 335, а так же имам Ас – Суюти)

Что касается остальных ученных, то у них есть сунна до Джум’а, но не определено количество рака’атов.

Желательным является совершение 4-х рака’атов до ‘асра.

Совершать суннат намаз ночью предпочтительнее, чем утром (по шариату промежуток от восхода солнца до его захода считается утром).

6. Тахъятуль масджид является сунной руатиб совершается в 2 рака’ата, когда входишь в мечеть до того как сесть.

*Если человек забыв сел или было запретное время – это не отменяет этот намаз. Необходимо встать и совершать эту молитву - это мнение некоторых ученных. Другие сказали: « Если забывший тахъятуль масджид сел, то он пропустил этот намаз. Но более правильным будет встать и совершить его.

Если человек много раз заходил и выходил из мечети в короткий промежуток времени, то одного намаза тахяътуль масджид будет для него достаточно.

Если человек вошел в мечеть и сразу же совершил фарз намаз, или любой суннат намаз, например суннат намаз после омовения, то тахятуль масджид отменяется.

Тахъятуль масджид переводится как приветственный намаз – это значит, что если человек зашел в мечеть, он должен совершить намаз, перед тем как сесть.

7. Намаз после омовения

* Желательно совершить до того как высохнет кожа.

8. Духа намаз (желательно совершать от 4-х и более рака’атов)

9. Ишрак намаз

* Некоторые ученные считали разными молитвами ишрак и духа. На самом деле между ними есть разница: Ишрак говорится о промежутке времени, когда солнце поднимается от горизонта на расстояние копья, а духа это когда солнце более жаркое и ближе к западу

10. Ночные намазы так же являются желательными, их количество неограниченно

11. Салятуль Истихара. Совершается, когда человек намеревается сделать что – либо, но сомневается, полезным окажется это дело или нанесет ему вред. Совершается в 2 рака’ата затем совершается ду’а:

12. Салятуль Хаджа – намаз нужды. Если человек испытывает нужду, в чем, либо ему следует совершить омовение, совершить намаз в 2 рака’ата, затем восславить Аллаха, призвать благословение на Его посланника и попросить у Всевышнего Аллаха то, в чем он нуждается.

13. Последние десять ночей рамадана оживлять намазами, желая застать лейлятуль Къадр.

14. 10 ночей Зуль Хиджа в эти ночи следует совершать сунны одному.

 

 

Совершение желательных намазов сидя или верхом

Разрешается совершать желательные намазы сидя, если даже человек имеет возможность совершать их стоя, однако ему будет записываться только половина награды совершающего молитву стоя. Исключением является, если человек болен, и не может совершать молитву стоя, но будучи здоровым всегда совершал их стоя. Такому человеку записывается награда, как если бы он совершал эти молитвы стоя.

Если человек не в городе и находится в транспортном средстве, ему разрешается совершать желательные намазы, сидя за исключением сунны утреннего намаза.

Запрещается человеку совершать читать намаз, если на транспортном средстве есть наджас, при условии, что наджас отсутствует на том месте, где он совершает намаз.

Фарз и Ваджиб намазы в транспорте

Не являются действительными фарз, ваджиб, намазы по обету, джаназа намазы, совершенные в транспорте сидя, кроме случаев, если они совершены человеком сидя по причине страха за свое имущество от разбойников, страха перед хищниками или если в транспортном средстве нет водителя.

Из сказанного выше берется следующий вывод: Если в вынужденном положении можно совершать намаз в машине, поезде, самолете, или любом другом виде транспорта. Если есть возможность совершить намаз стоя, нельзя совершать его сидя, т.е. транспорт не место для молитвы, и она совершается в нем только из-за вынужденного положения и обязанности совершения намаза в определенное

 

Намаз на корабле

Если корабль плывет, то совершать намаз, сидя, без причины, разрешается (Имам Абу Ханифа). Однако это не разрешается у его учеников.

Если корабль пришвартован, то молитву необходимо совершать стоя.

Если человек найдет возможность и место где можно молится стоя, то ему станет обязательным молится стоя. Если же такой возможности нет, то ему разрешается совершать намаз сидя, так же как в самолете или поезде, и это мнение большинства ученных.

На корабле во время намаза следует обращаться лицом в сторону Киблы и при повороте корабля менять свое положение во время намаза. Некоторые ученные говорили, что если при повороте корабля человек не смотрит в строну Киблы, то ему следует совершить этот намаз заново.

 

Таравих намаз

Таравих сунна для мужчин и женщин – у одних ученных.

У других – сунна муаккада, и это более достоверно.

Совершать его джама’атом сунна кифая, т.е. если человек совершал его дома один – он не является грешником.

Совершается этот намаз после фарза ‘ийша, но можно и позже, до середины ночи.

У одних ученных это намаз совершается в 20 рака’атов, т.к. 4 халифата читали по 20 рака’ата

У других 11 рака’атов вместе с витр намазом, т.к. подобным образом совершал Посланник Аллаха .

Из сказанного выше берется вывод, что оба варианта разрешены. Кто говорил 20 рака’атов, 10 салямов – значит, этот намаз совершается по 2 рака’ата.

Сунной в месяц рамадан является перечитывать весь Кур’ан. Если это тяжело для народа, то имам читает столько из Кур’ана сколько не будет обременительным.

Если человек оставил таравих несовершенным, то он не перечитывается.

 

Как совершать намаз внутри Каабы

Если человек совершает фарз или суннат намаз внутри Каабы, его молитва будет действительное. Если он молится на Каабе (сверху), его молитва так же будет действительной, однако это нежелательно, так как это есть проявление невоспитанности.

Если человек обращен спиной к лицу имама, то его намаз будет не действителен.

Совершая намаз внутри Каабы можно смотреть в любую сторону.

Если имам внутри Каабы, и дверь Каабы открыта, то за ним можно следовать в молитве

Намаз Мусафира

Закон путешествия действует на путешествия, расстояние которых занимает от трех дней пути. Выбираются самые короткие дни в году, с отдыхом и остановками, при средней скорости хода верблюда. Если путь проходит через горы, то берется средняя скорость хода человека.

Ученные рассчитали, что средним ходом верблюд проходил за три дня расстояние равное примерно 81 км.

Таким образом, если человек изначально намеревался совершить путешествие на расстояние большее чем 81 км, то, как только он покинет свой дом, имеет право совершать молитвы как путник. 4-х рака’атный намаз (Зухр, ‘аср) совершается в 2 рака’ата, другие молитвы, в том числе магриб и витр не сокращаются.

По мнению Абу Ханифы если у человека есть возможность совершать суннат намазы, например он, остановился у кого то, и там можно совершать суннат намазы, то ему лучше их совершить, если такой возможности нет, то можно оставить.

Другие имамы не согласны с этим мнением, так как считают, это облегчение для путников есть дар Аллаха.

Намерение путешествовать становится правильным в следующих случаях:

1. Совершеннолетие

2. Свобода

3. Путешествие на расстояние более 81 км.

Если человек еще не вышел из дома, он не имеет права совершать намаз как путник.

По мнению имама, Абу Ханифы если человек не намеревался совершить путешествие, то не путник.

Перед совершением сафар намаза намерение на количество намазов обязательно, если только человек уже не считает себя местным.

 

Сколько дней человек может совершать сафар намаз

Если человек вышел в путешествие, то до тех пока он не вернется в свой город. Однако это не относится к случаю, если человек намеревался прожить в каком-то городе более 15 дней, в этом случае он совершает намаз как местный, если же менее 15 дней, то продолжает молиться как путник. Если человек не намеревался оставаться в определенном месте, какое-то время и полагает, что завтра уедет, то может молиться как путник даже несколько лет.

* Человек не имеет права быть местным в двух городах одновременно, ему необходимо определиться в каком из них он местный. Если он живёт в одном из них, то в другом он путник.

Если ма’мум мусафир, то он совершает столько же рака’атов сколько совершает имам.

Если имамом является мусуфир, то он читает намаз как путник, но после саляма должен обратиться к тем, кто за ним молился сказав: «Я мусафир, дополняйте рака’аты». Лучше будет, если он объявит это до начала молитвы, а еще лучше, если до начала молитвы и после саляма.

Как восполнять пропущенные намазы мусафиру и местному?

Если мусафир пропустил 4-х рака’атный намаз то он совершат 2-х рака’атный, местный восполняет намаз, не сокращая рака’аты.

 

Намаз больного человека

Если больному стало трудно совершать намаз стоя, он не может стоять, опасается что если будет совершать молитву стоя ему станет хуже (например, с ним уже случалось подобное) или же если ему врач сказал так, то ему можно совершать намаз сидя, руку’ и суджудом. При совершении руку’ нужно стоять.

Если же вообще не может стоять, то садится, так как ему удобно. Если не может совершать руку’ как положено, то при его совершении немного нагибается вперед в сидячем положении, но суджуд совершает, как положено.

Если же он не может совершить и суджуд как положено, то в сидячем положение нагибается чуть больше чем при совершении руку’.

Если человек не в состоянии совершать намаз сидя, то он совершает его лежа. Желательно положить под голову подушку, чтобы он смотрел глазами в потолок. Глаза должны быть направлены в сторону Киблы. Если ноги сгибаются желательно их подогнуть. В лежачем положение намаз совершается намеками, опуская при руку’ и суджуде глаза ( между руку’ и суджудом при этом должна быть разница).

Если человек не может совершать намаз и намеками необходимо смотреть его положение: если он все понимает, то совершает намаз намерениями. Однако другие ученные сказали: если он не может совершать намаз намеками, то он оставляет эти намазы, но восполняет их, когда начнет двигаться, если же он оказался не в состоянии двигаться в течение 5 намазов, то он их не восполняет.

Более же достоверным является мнение ученых, что если не можешь совершать намаз намеками, совершаешь его намерениями, если же не можешь и намерениями, то намаз не совершается и не восполняется.

Если кто то стал сумасшедшим, или потерял сознание на время, за которое прошло больше чем 5 намазов, то эти намазы он не восстанавливает, если же на меньшее, то восстанавливает.

Когда можно не совершать намаз и не поститься

 

Как восполнять пропущенный намаз

Очередность и время являются обязательными при восполнении пропущенных намазов. Если человек пропустил менее 6 намазов подряд, например зухр, ‘аср и магриб, тогда он должен совершить их в правильном порядке как они приходят, т.е. сначала совершает зухр, затем ‘аср, затем магриб, и уже после них ‘ийша совершается в свое время.

Это отменяется в следующих случаях:

1. Если человек совершая свой пропущенный намаз, рискует пропустить еще один намаз, т.е. времени очень мало для того чтобы вовремя закончить молитву. В этом случае он читает текущий намаз, потом совершает пропущенный.

2. Человек забыл совершить пропущенный намаз, и совершил текущий, после этого он вспомнил о пропущенном намазе. В этом случае он не будет заново совершать текущую молитву после того как совершить пропущенную, ему достаточно совершить только пропущенный намаз.

Если же он намеренно не совершил пропущенный намаз и преступил к текущему, то текущий намаз будет недействительным. Необходимо будет заново совершить сначала пропущенный и только потом текущий.

 

Если же он пропустил более 6 намазов, то тогда он восполнят каждый пропущенный намаз в его время, т.е. когда приходит время ‘аср он совершает свой пропущенный ‘аср и тот ‘аср время которого только наступило, таким же образом и все другие фарз намазы.

Как присоединиться к фарз намазу

Если человек начал совершать фарз намаз в одиночку и в это время муаззин делает икомат, то этот человек должен дать салям и присоединится к обществу.

Если человек успел совершить один рака’ат своего фарз намаза, то он совершает еще один рака’ат, после чего дает салям и присоединяется к обществу, а этот намаз (который он совершал до того как присоединился к обществу) будет для него сунной.

Дать салям в этих случая является обязательным после того как имам сделает вступительный такбир, ибо, если этого не сделать, образуется два общества, а это недопустимо в одной мечети.

Если человек совершал пропущенный намаз, и, к тому моменту как услышал икомат, успел совершить 3 рака’ата, то он завершает свой намаз и присоединяется к обществу, и его пропущенный намаз, который он совершал, засчитывается.

Если человек выполнял первый рака’ат пропущенного намаза и услышал икомат, то он доводит количество совершенных рака’атов до четного количества, т.е. 2-х, дает салял и присоединяется к обществу. Намаз, который он совершал, будет ему сунной. После совершения намаза с обществом этому человеку необходимо будет совершить пропущенный намаз и тот намаз, который он совершал с обществом, ибо очередность в намазах является обязательной

Если человек совершает любые суннат намазы, и есть опасения что если завершать суннат намаз можно опоздать на фарз, то нужно оставить суннат и совершать к фарз намазу. Примером может, являться совершение 4-х рака’атов перед зухром, если есть опасение, что пока человек совершает их, время зухр намаза может выйти, человек должен сразу же приступить фарзу зухра.

Нежелательным является выходить из мечети до совершения коллективной молитвы, если человек услышал азан, исключением же является случаи, когда этот человек из другого общества, например имам или муаззин другой мечети. Без исключения нежелательным является покидать мечеть, если услышал икомат.

Суджуд Саху

Совершается 2 земных поклона, если человек не специально допустил ошибку в намазе (пропустил, добавил лишнее действие).

Обязательные элементы:

1. Совершить 2 суджуда

2. Ташахуд

3. Салям

По имаму Абу Ханифе

По мазхабам имама Аш – Шафи’и имама Ахмада до саляма после саляуата делается 2 суджуда, после которых, не совершая ташахуд, дается салям.

Если человек специально оставляет суджуд саху, то он становится грешником, и он обязан повторить свой намаз, т.к. он упорствует в своих ошибках.

Так же если человек намеренно допускает ошибку в намазе, для того чтобы совершить суджуд саху, его намаз становится недействительным. Этот намаз нужно переделать.

Совершать суджуд саху после саляма является сунной у имама Абу Ханифы.

Сначала совершается салям в правую сторону, затем совершается 2 суджуда, после ташахуд, и салям в обе стороны.

Суджуд саху не совершается в запретное время.

Если ма’мум ошибся в намазе, то он не совершает суджуд саху, если же ошибся имам, а ма’мум нет, то он совершает суджуд саху вместе с имамом.

Мазбук совершает суджуд саху вместе со всеми, а затем совершает намаз до конца. Если мазбук, совершив вместе с имамом суджуд саху, встал дополнять пропущенные рака’аты, и ошибся в них, он обязательно совершает суджуд саху.

Ляхак не восстанавливает суджуд саху, он заново совершает весь намаз.

Имам не совершает суджуд саху в пятничных и праздничных молитвах.

Если имам забыл сесть для ташахуда во втором или/и четвертом рака’ате, и вспомнил об этом до того как встать и выпрямится – возвращается для сидения, если уже встал, совершает намаз до конца и совершает суджуд саху. Это не касается ма’мума, т.е. если ма’мум встал, а имам остался сидеть для ташахуда, то ма’мум садится.

Если человеку осталось немного, чтоб выпрямится, но он вспомнил и сел, то он все равно совершает суджуд саху. Если он встал на немного, и это ближе к сидению, нежели к тому чтобы встать, то он садится и суджуд саху не совершает.

Если человек встал и выпрямился, затем сел, есть разногласия, в вопросе о том испортился его намаз или нет. Более достоверно, что его намаз не портится.

Если человек забыл сидеть в 4 рака’ате для ташахуда и встал на 5 рака’ат, то, по мнению имама Абу Ханифы и некоторых других ученных, ему следует совершить его и еще 6 рака’ат и это будет как сунна для него, фарз намаз ему необходимо будет совершить заново.

Имам Аш – Шафи’и считает, что если человек поднялся на 5 рака’ат ему необходимо сесть по его завершении, прочитать ташахуд и совершить суджуд саху.

Мы берем в этом вопросе мнение имама Аш – Шафи’и по причине более понятного и явного доказательства.

Если человек забыл совершить суджуд саху, он имеет право совершить его, пока не отвернется от Киблы или же пока не заговорит.

Если человек засомневался 3 рака’та он совершил или 4 то он должен считать что совершил 3, дополнить свой рака’ат, дать салям и совершить суджуд саху.

Если человек совершая 4-х рака’атный намаз, завершив его, будет испытывать сомнения относительно количества совершенных им рака’атов, то до тех пор, пока он точно не убедится в том, что их количество меньше необходимого, он не будет восполнять эти рака’аты.

Часто сомневающемуся человеку

Если человек часто сомневается в количестве совершенных им рака’атов, то он не должен думать об этом и брать примерное количество как он считает.

Суджуд Тиляуа

Причина совершения – чтение Кур’ана.

Становится обязательным совершение его как для чтеца, так и слышащего.

Становится обязательным для чтеца и слышащего даже 1 аят.

Если читать не по арабский суджуд тиляуа совершает только читающий, а услышавший совершает, только если понимает. Если же читается по арабски, то совершают оба. Совершается, даже если прочтена 1 буква из аята.

Суджуд тиляуа является обязательным. Его можно совершать как сразу, так и потом, но желательным является совершать его сразу.

В Кур’не 14 сур содержат аяты, при прочтении которых обязательно совершить суджуд тиляуа. А именно:

1. Сура 7 «Аль А’раф» 206 аят

2. Сура 13 «Ар Ар’д» 15 аят

3. Сура 16 «Ан Нахль» 50 аят

4. Сура 17 «Аль Исра» 109 аят

5. Сура 19 «Марьям» 58 аят

6. Сура 22 « Аль Хадж» 18 аят

7. Сура 25 «Аль Фуркан» 60 аят

8. Сура 27 «Ан Намль» 26 аят

9. Сура 32 «Ас Саджда» 15 аят

10. Сура 38 «Сод» 24 аят

11. Сура 41 «Фуссылят» 38 аят

12. Сура 53 «Ан Наджм» 62 аят

13. Сура 84 «Аль Иншикок» 21 аят

14. Сура 96 «Аль ‘Аляк» 19 аят

 

Обязательным является совершение суджуда тиляуа для всех слышаших кроме женщин у котрорых хайд или нифас.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.