То что касается соблюдения – С этого берется, что знание таухида не включается в фикх. Например, Аллах – Дарующий или Аллах – Один эти знания касаются убеждений, а Фикх изучает действие.
Которое берется из подробных доказательств –
Это значит, что к фикху не имеют отношения знания, которые указываются в Кур’ане явно и ясно.
Пояснение: Зийна – харам, убивать невинную душу – харам, спиртное – харам, свинья – харам. Если человек знает эти законы, то это не значит, что он знает фикх. Либо такое знание как, например то, что огонь сжигает, не относится к фикху.
Из подробных доказательств в Фикх заходит, например: Если человек белеет, как ему совершать намаз (сидя, стоя, лежа). Таййамум (где, как и когда можно его совершать)
Подробные доказательства – это значит, например: если человек совершил зийна и он не женат – ему надо нанести 100 ударов палками, на это указывает аят и хадис, а как его быть, какая должна быть палка, если он болен, можно ли его бить, какое место будет подходящим для этого – это все является подробными доказательствами.
С выводами или рассуждением –
Это значит, могут быть разногласия между учеными. Споры о том, как его бить, и подходит ли местоположение. Узнав разногласие между учеными, делается вывод или рассуждение.
Абу Ханифа
Ну’ман ибн Сабит аль Фариси
Родился в городе Куфа (Багдад) в 80году по хиджре. Учился сначала в Куфе, затем посещал несколько городов в поисках знаний. Первым, кто направил его к знаниям, был Аш – Ша’би. Он так же учился у известных шейхов, таких как Хаммад ибн аби Суляйман. Его учеников очень много, среди них Абу Юсуф (аль – Къади), Мухаммад ибн аль Хасан, Зуфар бин аль Хузейль. Имам аз - Захаби говорил: «Передавали хадис и фикх от Абу Ханифы настолько много, что их количество невозможно пересчитать.
Свидетельство ученых о знании
Абу Ханифы
Имам Аш – Шафи’и сказал : « Люди в фикхе нуждаются в Абу Ханифе».
А’маш сказал: «Если люди спрашивали меня о тонких вопросах в фикхе я отправлял их к Абу Ханифе».
Ибн Мубарак сказал: «Если не увидел бы Абу Ханифу и Суфьяна ас Саури был бы бида’атчиком».
Имам аз Захаби сказал: «Без разногласия ученых Абу Ханифа является имамом в Фикхе».
Умер Абу Ханифа в 150 году по хиджре.
Большинство сказали, что он умер в месяце раджаб, а некоторые сказали, что в месяце ша’абан.
Книги:
По хадису – Муснад са’ир
По ‘акиде – Фикхуль акбар
Имам Малик
Малик ибн Анас ибн Малик
Кунья абу ‘абдуЛлах. Он известен среди людей как Малик.
Родился в 90по хиджре. Вырос Имам Малик в Медине, во время Омовидского (дети Мууауии) халифата. Во времена Малика многие ученные находились в Медине. Из 100 ученых Малик получил урок у каждого. Самые известные из них это:
· Нафи’ Мауля ибн ‘Умар
· Мухаммад ибн Шихаб аз Зухри
· Раби’а ибн ‘абдурРрахман (учился у него фикху)
70 ученных единодушно согласились, что Имам Малик достоин, давать фетвы в Медине, когда ему было 17 лет. Имам всегда давал уроки только с тахаратом. Однажды, когда он преподавал урок, его в 17 местах укусил скорпион, но он не останавливался когда говорил слова Посланника Аллаха
Свидетельство ученых о знании
Имама Малика
‘абдурРахман ибн Махри сказал : «Ученых, которым можно следовать в Хадисе 4: Суфьян в Куфе, Малик в Медине, Ауза’и в Сирии, Хаммад ибн Зейд в Басре».
Имам аш – Шафи’и сказал: «Если пришло к тебе какое – либо доказательство – держись его сильно, если упоминаются ученые, то Малик - это звезда».
Имам Ахмад сказал: «Малик из уважаемых людей в знании и из лидеров в знании. Он является имамом в хадисе и фикхе. Кто же лучше имама Малика владеющего такими знаниями и нравом».
Умер Имам Малик в 179 году по Хиджре.
Книги:
· Муватта
· Мудаууана
* Эти книги до появления книг Аль Бухари и Муслима называли самыми достоверными после Кур’ана.
Имам Аш – Шафи’и
Мухаммад ибн Идрис абу ‘абдуЛлах
аш – Шафи’и Аль – Кураши
В ‘абдуМанафе встречается с Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует) в родословной. Известен как Имам Аш – Шафи’и.
Родился в Газе, Палестина в150по хиджре. Мальчик родился очень умным и любящим знание. Выучил наизусть Кур’ан в 7 лет, а затем стал изучать хадисы. До совершеннолетия он знал уже очень много стихов. Имам Шафи’и учился у крупнейших шейхов:
· Суфьян ибн Уйайна в Мекке
· Малик ибн Анас в Медине
· Мутраф ибн Мазин в Йемене
· Уаки’ ибн Джаррах
Имаму Шафи’и удалось то, что не удалось многим шейхам, а именно собрать хадис и фикх из разных городов и стран, таких как Мекка, Медина, Йемен, Египет.
Свидетельство ученых о знании
Имама аш – Шафи’и
‘абдурРахман ибн Махди сказал после того как прочитал «Усулюль Фикх»: « Это ясные и явные слова, объяснение грамотного человека».
Дауд ибн ‘Али аз Захри сказал: «Аллах дал имаму аш – Шафи’и хорошие качества, которых он не дал другим: он был из уважительного рода, чистыми были понимание религии и его убеждения. Он был очень щедрым, различал сильный хадис от слабого, отмененный хадис от неотмененного и знал наизусть Кур’ан и Сунну. Знал историю халифатов. Аллах дал ему дар красивого написания.
Абу ‘Убейд аль Касым сказал: « Я не видел человека лучше, чем имам аш – Шафи’и».
Имам Ахмад ибн Хамабаль сказал: « Я не отличал отмененный хадис от неотмененного, пока не отучился у имама аш – Шафи’и».