Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Беседа 2. О православии и экуменизме.



Беседа 1. Епископ и Церковь.

- Я слышал, что экуменизм – это плохо. Расскажи мне об экуменизме.

- Для того чтобы говорить об экуменизме, нужно понять несколько моментов: что такое православие (ни много ни мало), почему любое искажение православного учения в духовном отношении гибельно (то есть в чем опасность ереси), в чем именно экуменизм противоречит святоотеческой вере, и еще – о роли и значении епископа в Церкви.

- Я слышал, что епископат Московской Патриархии обвиняют в экуменизме. Меня, главным образом, интересует только то, что сам я исповедую православную веру – какое мне, вообще, дело до того, во что верят и как живут епископы?

- Если ты исповедуешь православную веру, то именно в соответствии с ней ты и не должен быть в общении с любыми еретиками. В том числе с экуменистами. И тебе очень даже должно быть дело до веры епископа, которого поминают за литургией, на которой ты причащаешься.

- А не все равно, чье имя там поминают?

- По вере Церкви, литургическое приношение совершает епископ или священник от его имени, но именно от имени епископа, а не сам. Поэтому в каждом храме на престоле лежит антиминс – плат, на котором стоит подпись епископа. По сути, антиминс – письменное благословение епископа на служение в данном храме. Без него служить священнику нельзя. Освящает и выдает антиминсы только епископ.

Таким образом, без епископа литургия вообще невозможна. Если епископ православный, то таинство Евхаристии совершается. Но у еретиков таинств нет, и если епископ еретик, то евхаристия не совершается. Хлеб остается хлебом и вино – вином. Поэтому святые отцы Церкви категорически считали неприемлемым причащение у еретиков. Каноны даже запрещают совместную домашнюю молитву с ними и уж само собой – причащение у них.

Правило 45 Апостольское гласит: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Если же позволит им действовать как-либо, яко служителям Церкви: да будет извержен». Есть и другие правила, запрещающие молитвенное общение с еретиками.

- А просто верить и не причащаться нельзя?

- Можно. Но тогда ты – вне Церкви. Церковь не мыслится вне Евхаристии. На языке святых отцов отлучение от причастия есть отлучение от Церкви.

- А нельзя, чтобы епископ верил по-своему, а я, скажем, буду причащаться у него на службе и верить по-своему – православно?

- А почему бы в таком случае тебе не причащаться на католической мессе? Ведь это то же самое: католический священник верит по-своему, а ты, причащающийся у него, веришь по-своему. Что тебя останавливает?

- Он католик – еретик.

- Экуменист – тоже еретик. Его вера идет вразрез с верой святых отцов Церкви. Общение с ним запрещено канонами Церкви.

- В каком смысле «не должен быть в общении» с еретиками? Я что, должен перед беседой с каждым человеком спрашивать о его вере?

- Нет, конечно. Имеется в виду исключительно церковное общение. Греческое слово «кинония», употребляемое в канонических правилах, означает общение в молитве и в таинствах. Речь идет только об этом общении. Разговаривать, дружить, есть-пить, работать можно с кем угодно, хоть с еретиками, хоть с иноверцами. А вот совместно молиться можно только с православными.

- Получается, что я должен знать, во что верят мои иерархи? А как я это узнаю? Они не станут передо мной отчитываться.

- Во-первых, епископ обязан отчитываться о своей вере перед своей паствой и перед другими епископами. Он по определению блюститель православной веры и сам должен не просто знать свою веру, но исповедовать ее публично и не допускать ее искажения у своей паствы.

- А если он тайный еретик? Как я это должен узнавать?

- Не нужно узнавать этого. Это и невозможно узнать. Тебя должны интересовать только его публичные высказывания; не сокрытые тайны его души, а открытые свидетельства. По ним, согласно церковным канонам, определяется исповедание веры епископа. И в первую очередь, конечно, по церковным документам, под которыми стоит его подпись. И еще очень важно для тебя знать, с кем из епископов твой епископ состоит в церковном общении, то есть с кем он сослужит и кого он поминает на богослужении в качестве православных архиереев.

- Это так все сложно! Как я должен следить за всем этим? Я хожу просто в храм и считаю, что там священники все делают правильно и мне незачем их проверять.

- То есть ты готов собственное спасение отдать в чужие руки и сам не хочешь позаботиться о том, православно ли верует твой епископ? Если так, то наш разговор не имеет смысла.

- Я уверен, что Бог не попустит целой поместной Церкви отпасть от православия! Это невозможно представить!

- В свое время крупнейшая поместная Церковь из самой авторитетной и уважаемой сделалась еретической именно потому, что ее члены рассуждали так же, как ты. И подобное в истории случалось неоднократно.

- О чем ты говоришь? Как такое возможно?

- Римская Церковь в свое время впала в ересь через принятие ее епископатом ложного исповедания, с тех пор ее стали признавать еретической все святые Православной Церкви. Или ты не считаешь, что католики – еретики?

- Я считаю, что они еретики. Но это они. А это мы! Мы – православные.

- Они тоже были православные и тоже слишком доверяли своему епископату, тем более своему первому епископу – римскому папе. А православный человек – хоть и овца стада Христова, но стадо это – словесное, и овца эта тоже не должна быть бессловесной. А словесным овцам нужно внимательно слушать голос истинного Пастыря и бежать от чужого голоса. То есть знать настоящее святоотеческое православие и избегать всяческих от него уклонений.

- Святые отцы учат, что если я знаю о том, что мой епископ верит неправославно, то я не должен у него причащаться?

- Не просто не должен причащаться у него лично, но не должен причащаться и у всех священников, которые поминают его на Евхаристии. И не должен причащаться и у всех епископов, которые состоят с ним в церковном общении, и у всех их священников. И не просто не причащаться у них, но и не молиться с ними. И не только с ними, но и со всеми, кто у них причащается или кто с ними молится!

- Вот это да! Ты можешь подтвердить это словами святых отцов?

- Да. Верные «соединены с епископом так же, как Церковь с Иисусом Христом и как Иисус Христос с Отцом, дабы все было согласно через единение», – пишет священномученик Игнатий Богоносец в Послании к ефесянам. Если епископ впал в ересь, это не может не сказаться на его пастве.

Св. Киприан Карфагенский учит, что «еретики – не насаждение Отца», но «злое произрастение, приносящее смертоносный плод: кто вкусит от него, тот немедленно умирает».

Он же пишет о еретиках и раскольниках и их таинствах: «Не думайте, что вас не осквернит общение и порочная жертва, которую он приносит, и покойницкий хлеб».

Не могут верные спасаться отдельно от своего епископа, как тело не может жить отдельно от своей головы – это аксиома православной экклисиологии. «Светильник телу есть око (Мф. 6:22).., а светильник Церкви есть епископ. Поэтому, как оку необходимо быть чистым, чтоб тело двигалось правильно, а когда оно не чисто, и тело движется неправильно; так вместе с предстоятелем Церкви, каков он будет, и Церковь или подвергается опасности, или спасается», – говорит св. Григорий Богослов.

По св. Киприану, признающий еретиков членами Тела Христова и даже просто христианами сам приобщается к ним и должен «сделаться вполне их соучастником сходиться вместе с ними, с молитвами их соединять свои и ставить алтарь и жертву общие, так как у них с еретиками один Бог, один Господь, одна Церковь, одна вера, один Дух и одно тело».

- Это все очень серьезно. Допустим, я принимаю то, что нельзя быть в духовном общении с неправославно верующими епископами и всеми, кто с ними состоит в общении. Но теперь скажи мне, почему ты считаешь, что епископы РПЦ МП неправославно верующие?

- Согласно каноническим правилам (15-е правило Двукратного Собора), разрывать общение с епископом необходимо, если он публично и всенародно исповедует уже осужденную соборами или отцами ересь. Как ты считаешь, документ, подписанный епископом, имеет статус публичного и всенародного исповедания?

- А если его от лица поместной Церкви подписал не епископ, а кто-то из священников или мирян?

- Если какой-то священник подписал еретический документ, то епископ обязан запретить его в служении, объявить, что сам он к этому документу не имеет отношения, засвидетельствовать, что документ этот неправославный, потребовать его отмены, оповестить об этом других епископов, требовать соборного рассмотрения и осуждения этого документа. А в случае игнорирования с их стороны этих его действий разрывать общение с ними, как упорствующими в ереси, собственных еретичествующих клириков лишать сана, а еретичествующих мирян – отлучать.

- Да, в этом смысле епископ отвечает за документы, которые подписаны его единоверцами, членами его церкви.

- Вот именно. Епископ – часть тела церковного, причем часть важнейшая. И он никак не может верить иначе, чем святые отцы. А его паства не может верить иначе, чем он. В противном случае он отпадает от Церкви, а если паства не отделяется от него, то от Церкви отпадает и она.

- Я с этим согласен: «Где епископ, там и его Церковь!»

 

Беседа 2. О православии и экуменизме.

- Теперь, когда тебе понятны роль и значение епископов в Церкви, нужно прояснить, что такое экуменизм и чем он, как и любая ересь, опасен. А для этого нужно попытаться понять, что же такое православие.

- Ну, православие – это правая вера.

- Конечно, но что значит правая? Экуменисты считают, что абсолютно правой веры на земле вообще нет, что люди неспособны познать непознаваемого Бога, и поэтому любое вероучение относительно. Таким образом, они считают, что поскольку любые представления о Боге ограниченны и условны, то и спорить из-за «незначительных деталей» не стоит, нужно просто стремиться к церковному единству, начать вместе молиться, ведь главное любовь!

- Звучит убедительно…

- И весьма красиво. Вот только святые никогда такой веры не исповедовали. И нам нужно определиться теперь, хотим ли мы верить, как наши святые, и, значит, быть в той же Церкви, что и они (как веришь – в такой церкви и пребываешь), либо мы принимаем эту красивую экуменическую веру и от святых на деле отказываемся?

- Конечно, я хочу верить именно так, как верили святые, и хочу быть с ними в той же Церкви и здесь, на земле, и на небесах.

- Тогда нельзя верить в экуменизм, в то, что на земле нет единственной правой веры и исповедующей ее единственной Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

- Но ведь если Бог непознаваем, как может быть единственная правая вера?

- Бог непознаваем никем из Своих творений, но Он познаваем Им Самим. Сам Бог знает Себя.

- И что из этого следует?

- То, что святые потому и почитаются нами как святые, что они достигли единства с Богом, оБожения – познания Бога не своим тварным умом, а Духом Святым, и потому стали причастны к знанию Бога о Себе Самом. И их учение – не плод человеческих наблюдений или трудов, а откровение Самого Бога о Себе Самом.

- В этом случае получается, что то, что открыто святым – Истина, не подлежащая никакому сомнению?

- Да. И на этом настаивает Православная Церковь – Церковь святых отцов.

- Получается, есть одна единственная правильная вера – вера святых, а все остальные – заблуждения?

- Да. Формально можно сказать, что в той или иной степени. Но, по существу, степени тут совершенно не важны. Нам нужно понять главное: не бывает православия «почти» или «на 99 %». Есть православие и есть неправославие. Как ты думаешь, если некая церковная организация формально исповедует православную веру на 98 %, при этом добавляя 2 % ереси, она при этом православная?

- Нет, не думаю.

- Она еретическая, если хоть в чем-то противоречит отцам. Вера – это не сумма разнородных постулатов, она целостна. Если в исповедании веры искажена хоть какая-то, на первый взгляд, незначительная часть, значит, искажен весь целостный образ веры, значит, за этим исповеданием – иной бог, не Бог Откровения, а «бог» человеческих домыслов.

- И, значит, экуменизм – это именно такая искаженная вера? Пусть формально совпадающая с православием на 90 %?

- Не берусь рассуждать о процентах, но экуменизм противоречит учению святых отцов.

- В чем именно он противоречит святым отцам?

- Во-первых, как я уже сказал, он отрицает сам факт истинной веры на земле и, значит, единой истинной Православной Церкви. Этого уже достаточно, чтобы назвать экуменизм ересью.

- А во-вторых?

- Он вводит новое учение о Церкви. По учению экуменистов, к Церкви Христовой могут принадлежать и неправославно верующие (то есть еретики). Еще экуменизм признает действительность еретических «таинств». То есть экуменизм – экклисиологическая ересь, новая ложная вера и новое учение о Церкви. Святые такой веры не исповедовали.

- Приведи примеры этой экуменической веры.

- Если не говорить пока о других поместных церквах так называемого «мирового православия», а обратиться только к вероисповедным документам РПЦ МП, то начало «официального» экуменизма нужно искать здесь в 60-х годах XX века. Первым еретическим документом, принятым непосредственно РПЦ МП, было Определение ее Синода о допущении католиков к причастию в ее храмах (1969 г.). Это Определение дополнялось «Разъяснением» митрополита Ленинградского Никодима (Ротова), в котором он обосновывает такую практику еретическим учением о признании таинств, включая евхаристию, еретиков-католиков. Оба документа – и Определение Синода, и Разъяснение к нему – были впоследствии одобрены на поместном соборе РПЦ МП 1971 года. Таким образом, личные еретические заблуждения митрополита Никодима были усвоены всем епископатом РПЦ, а значит, всей этой организацией – никто не возразил, никто не вступился за православие.

- То есть фактически католикам было разрешено причащаться в православных храмах без перехода в православие? Сохраняя свою католическую веру?

- Именно. Тем самым, этот документ попросту заявлял о том, что православные и католики по факту в одной церкви, их исповедания равно спасительны.

- Что, были еще документы?

- Да. Например, подписанный в том числе и официальным представителем РПЦ МП «Баламандский документ» 1993-го года, в котором признается католическая евхаристия и утверждается, что Римско-католическая церковь сохраняет «полноту предания» и является по отношению к православным церквам «церковью-сестрой».

- Может, это просто неудачный словооборот?

- Если это так, то нужно было на уровне епископата заявить, что это неудачный словооборот, и мы так не верим. Этого не произошло.

- Были еще экуменические документы?

- И документы, и заявления, и совместные «богослужения». На Архиерейском соборе РПЦ 1994 года с докладом «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства» выступил митрополит Филарет (Вахромеев), председатель Синодальной богословской комиссии Московской Патриархии. В докладе был затронут вопрос о допустимости для православных участвовать в «экуменической молитве о христианском единстве», которая совершается ежегодно во время так называемой Недели молитв о единстве христиан и на которой присутствуют представители различных конфессий, включая поместные церкви «мирового православия». Подобного рода молитвы строжайше запрещены церковными канонами, нарушители запрета подлежат извержению из сана. Но в докладе митрополита Филарета отмечалось, что Православная церковь якобы не признает католиков, протестантов и англикан еретиками, несмотря на отсутствие с ними евхаристического общения и наличие догматических разногласий. Но отрицающий ересь еретиков сам становится еретиком. В докладе также признается действительность крещения, евхаристии, священства, епископата (!) в католической церкви, т.е. наличие в ней подлинного апостольского преемства.

«Они разделенные наши братья во Христе, братья по вере в Триединого Бога, по вере в Господа Иисуса Христа как Бога и Спасителя, братья по сопричастности к Телу Христову (то есть к Церкви Христовой) через Таинство Крещения, действительность которого у них мы признаем (исповедуя едино Крещение), братья по христианскому сообществу, которым мы свидетельствуем истину Святого Православия, Предание и неповрежденную веру Древней Церкви», – прозвучало в докладе. И ни один епископ Московской Патриархии не воскликнул «анафема»! ВЕСЬ ЕПИСКОПАТ молча «проглотил» ересь, в очередной раз предав православие.

- Может, епископы не поняли, о чем речь?

- Тогда какие же они епископы, если не способны отличить православие от ереси? В таком случае они засвидетельствовали свою полную «профнепригодность». У них же у всех духовные академии за плечами – вопрос, чему учат в этих академиях!

- Наверное, они не решились противоречить священноначалию?

- Епископы и есть священноначалие. Над епископом в Православной Церкви нет начальников. А в вопросах веры нет начальников даже и над мирянами – только святые отцы! Если же это страх человеческий, тогда они суть отпавшие от Церкви в ересь по страху человеческому. И они могли быть приняты в Церковь только при покаянии в ереси и только в качестве мирян, не иначе.

По докладу митрополита Филарета Архиерейский собор принял определение «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства»

, которым вопрос о целесообразности или нецелесообразности молитв с инославными христианами во время официальных встреч, светских торжеств, конференций, богословских диалогов, переговоров, а также в иных случаях был передан «на благоусмотрение Священноначалия в общецерковной внешней деятельности и на благоусмотрение епархиальных Преосвященных в делах внутриепархиальной жизни». РПЦ по сути подтвердила соборно свое новое учение о примате мнений священноначалия над святыми канонами Церкви, над учением святых отцов.

- Я думаю, что изменение отношения к совместной молитве с еретиками можно объяснить следующим: канонические запреты на совместные молитвы имеют исключительно педагогическое значение, они приняты для того, что бы простые, неискушенные в вопросах веры люди, начав молиться с еретиками, сами не были бы обращены в ересь. Но так как образованным иерархам это не грозит, то им можно молиться без опаски.

- Для православного человека молитва есть не только обращение человека к Богу, но и единение в духе тех людей, которые к Богу обращаются. Молясь вместе, люди входят в некие особые отношения между собой. Становятся ЕДИНОШУШНЫМИ. Этого никак не может быть при разной вере людей.

Молитва православного и молитва еретика обращены к разным «адресатам». Как же их разнонаправленные молитвы могут стать одной общей молитвой? Такого быть не может и не должно!

- Что было дальше?

- В 2000-м году Архиерейским Собором РПЦ МП были приняты «Основные принципы отношения Православной Церкви к инославию», декларирующие «частичное действие благодати» в еретических сообществах и признающие некое «неполное общение» с ними.

Все эти документы, а также ставшие системными сомоления высших иерархов (и не только) РПЦ МП с еретиками, за которые по святым канонам Церкви должно, повторю, следовать извержение из сана, дают возможность каждому православному человеку констатировать факт отпадения иерархии РПЦ МП и всех, кто находится с ней в церковном общении, во «всеересь» экуменизма, в гибельное заблуждение, отрицающее учение Вселенских Соборов, многочисленные свидетельства святых отцов и дерзко попирающее каноны.

- А точно ли святые отцы имели другое суждение о католицизме, чем епископы РПЦ МП?

- Смотри сам. Вот высказывания по этому поводу святых отцов от древности до наших дней:

Свт. Григорий Палама: «Мы не примем вас в общение до тех пор, пока вы будете говорить, что Дух Святой исходит и от Сына».

Прп. Максим Грек: «Я в своих сочинениях обличаю всякую латинскую ересь и всякую хулу иудейскую и языческую...».

Прп. Паисий (Величковский): оно [латинство] откололось от Церкви и «пало... в бездну ересей и заблуждений... и лежит в них без всякой надежды восстания». И ниже: латиняне – «не суть христиане».

Прп. Никодим Святогорец: «Латиняне – еретики, и мы отвращаемся от них как от еретиков, подобных арианам, савеллианам или духоборцам македонианам».

Из Окружного Послания Восточных Патриархов 1848 г.: «Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь... ныне вновь возвещает соборно, что сие нововводное мнение, будто Дух Святой исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь, и последователи его, кто бы они ни были, еретики; составляющиеся из них общества суть общества еретические, и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад Соборной Церкви – беззаконие».

Свт. Игнатий (Брянчанинов): «… Благодать Божия отступила от папистов; они преданы сами себе и сатане – изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма».

«Папизм – так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христа и тем отвергает Христа. Некоторые западные писатели почти явно произнесли это отречение, сказав, что гораздо менее грех – отречение от Христа, нежели грех отречения от папы. Папа есть идол папистов, он – божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов; они преданы самим себе и сатане – изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма. В этом состоянии омрачения они исказили некоторые догматы и таинства, а Божественную Литургию лишили ее существенного значения, выкинув из нее призывание Святаго Духа и благословение предложенных хлеба и вина, при котором они пресуществляются в Тело и Кровь Христовы... Никакая ересь не выражает так открыто и нагло непомерной гордости своей, жестокого презрения к человекам и ненависти к ним».

«Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и Святых Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает за святых!); изучите в Святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют христианину».

Прп. Амвросий Оптинский: «Православная Восточная Церковь от времен Апостольских и доселе соблюдает неизменными и неповрежденными от нововведений как учение Евангельское и Апостольское, так и предание Святых Отцов и постановления Вселенских соборов... Римская же церковь давно уклонилась в ересь и нововведение...» И далее: «Римская Церковь... так как не хранит свято Соборных и Апостольских постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не принадлежит к Единой, Святой и Апостольской Церкви».

Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Верны слова Спасителя нашего Иисуса Христа: кто не со Мною, тот против Меня (Мф. 12, 30). Католики, лютеране и реформаторы отпали от Церкви Христовой. … Они явно идут против Христа и Его Церкви».

- Да, впечатляет. А есть ли кто-то из святых, кто считал иначе и признавал Католическую церковь Церковью Христовой?

- Нет, ни одного. Если не считать новых «святых» РПЦ МП, разделявших ее заблуждения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.