Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Предательство и клевета на новомучеников как отрицание святости Церкви



- Интересная формулировка: «исказил учение о спасении по Церкви, находя спасение только в видимой организации». Я, кажется, начинаю понимать, в чем связь между различными частями сергианства: для того чтобы попытаться навязать Церкви «радости и печали советской родины», Сергию необходимо было перестроить церковную организацию, то есть для утверждения ереси нужен был раскол и узурпация власти через антиканонический Синод.

- Да, и свт. Серафим Угличский в своем "Деянии" фиксирует сразу все три момента:

«В этого рода деятельности м. Сергия сказалось: по одним узурпаторство (захват) власти, произведшее раскол; по другим - ересь, а по третьим и отступничество. Лично же я считаю, что м. Сергий узурпировал власть, учинил раскол, впал в ересь и отступил от исповедничества православия».

- То есть у свт. Серафима даже четыре пункта насчитывается: узурпаторство, раскол, ересь, отступничество…

- Да, при этом одно из другого вытекает и одно в другом проявляется. Потому и сложно уловить сергианство в ереси, что ее распространение, например, выступает не в форме провозглашения каких-то еретических догматов, а в форме антиканонических действий, указов, распоряжений.

Но это именно еретическое учение, так как оно имеет целью обучить и наставить тех, кто останется в общении с Сергием, еретической экклесиологии, но не классическим путем, а через систему административно-воспитательных и идеологических мер в рамках созданной им на основе этой церковной модели структуры, которую мы все знаем под именем РПЦ МП.

- Можно ли сказать, что хитрая особенность сергианства в том, что здесь еретическое учение действует больше не через слова еретических исповеданий (как обычно до него в церковной истории действовали еретики), а через слова административных распоряжений и через систему мер, выстраивающих конкретную «вертикаль власти»?

- Совершенно верно. И в рамках этой «вертикали» будут воспитываться все последующие поколения сергианского клира и епископата. Естественно, что такая модель в принципе несовместима с моделью, принятой Всероссийским Поместным Собором 1917–18 гг., с соборными поставлениями епископов и клириков и соборным обсуждением и разрешением важных проблем церковной жизни.

- Все же что это – возвращение к административной модели времен Российской империи или в корне что-то иное?

- Конечно, это структура, имеющая синодальную модель организационной и психологической основой. Однако все же это нечто иное, так как синодальная модель, при всем ее противоканоническом характере, была организована христианами, в христианском обществе. И здесь есть то отличие между сергианством и синодальщиной, к которому я вел весь этот разговор.

- Так… и в чем же, наконец, состоит это отличие?

- Оно состоит в том, что в синодальный период епископы, опутанные государственной имперской бюрократией, не знали иной практической альтернативы каноническим безобразиям. Для них независимое Тело Христово, организованное на основе канонов, было далекой мечтой. А Сергий был уже в ином положении: в Церкви уже 10 лет как не было фактически никакой вертикали, патриарх и его местоблюстители выступали, скорее, в качестве символов церковного единства, чем как полновластные органы, а гонения только способствовали возврату к каноническому строю, росту самостоятельности и епархий, и приходских общин, и отдельных христиан, и возвращению к принципу выборности священства и епископов. Иными словами, медленно нарождалось и проявлялось настоящее Тело Христово, каким оно и должно быть – соборное, апостольское, святое и единое в Духе.

Сергий все это видел, – и, тем не менее, все это, уже живое, согласился прекратить и разорвать ради сохранения пустой административно-обрядовой оболочки, ради сохранения организации. И это тоже определяет качественную инаковость сергианства, по сравнению с предшествующими периодами, и делает его не просто каноническим нарушением, бесчинием или даже расколом, – но предательством Церкви и экклесиологической ересью.

- Меня вот что беспокоит: догматический спор Сергия с новомучениками о вере настолько сильно переплетен с вопросами нарушения канонов, самочиния и узурпации власти и даже нравственно-аскетическими вопросами, что не очень понятно, в чем заключалась сергиевская ересь!

- Тому есть объяснение – в споре сергиан явственно обнаружилось, насколько тесно связан вопрос верности канонам и соборному устроению с самой природой Церкви, догматическим определением ее свойств, данных в Символе веры. Поэтому отход от канонического устройства, самочинная узурпация власти, попирающая принцип соборного рассмотрения дел, обнаруживает также и отвержение догмата о Церкви.

- То есть, можно сказать, что вера в Церковь, как и отречение от нее, обнаруживаются во всей этой истории противостояния новомучеников сергианству через практические поступки, являющие веру в Церковь – или, напротив, утрату этой веры в конкретных действиях ?

- Да. Как об этом говорит священномученик Иларион Поречский, в своем послании митрополиту Казанскому Кириллу:

«Если признать декларацию и самочинный синод до рассмотрения Собора, это значит отвергнуть 9 член Символа Веры, отвергнуть и посмеяться над постановлением Поместного Собора 1917/18 гг. и VI и VII Вселенских Соборов и принять учение новое, противное христианству, это равносильно не прямо, но косвенно отречься от Христа Бога нашего, загробной жизни и воскресения и совершить отступничество».

- Скажи, а есть ли у новомучеников какое-нибудь разъяснение, в чем конкретно сергианство противоречит 9-му члену Символа веры?

- Специальных развернутых комментариев нет, хотя, с другой стороны, вся полемика с Сергием и их деятельность по устроению церковной жизни вне сергианства может рассматриваться как такой комментарий. Единственным специальным (хотя и чрезвычайно кратким) комментарием к Символу веры является текст священномученика Димитрия (Любимова), епископа Гдовского, в письме «К отцам-настоятелям»:

«Митрополит Сергий... погрешил не только против канонического строя Церкви, но и догматически против ее лица, похулив святость подвига ее исповедников подозрением в нечистоте их христианских убеждений, смешанных якобы с политикой, соборность – своими и синодскими насильственными действиями, апостольство – подчинение Церкви мирским порядкам и внутренним (при сохранении ложного единения) разрывом с митрополитом Петром, не уполномочившим митрополита Сергия на его последние деяния, начиная посланием от 16/29 июля с. г.».

Таким образом, еп. Димитрий очень кратко формулирует суть сергианской ереси как:

1) отречения от святых Божиих и их исповеднического мученического подвига, и вместе – отречение от соборного устроения Церкви;

2) создания некоей внешней фальшивой видимости апостольского преемства и созданного на основе этой видимости внешнего же фальшивого лжеканонического единения (и в рамках этого единения – лжецерковной организационной структуры);

3) объединения этой созданной лжецерковной организации с мiром сим (в лице большевицкого режима).

- Давай посмотрим, в чем хула на святость.

- В отречении от новомучеников и клевете на них. Одним из актов такого отречения стало интервью, данное Сергием, – так называемые «Ответы митрополита Сергия (Страгородского) на пресс-конференции с представителями советской печати о положении православной церкви в СССР 15 февраля 1930 г.», в которых Сергий прямым текстом солгал, сказав:

«Гонения на религию в СССР никакого не было и нет. В силу Декрета об отделении Церкви от государства исповедание любой веры вполне свободно и никаким государственным органом не преследуется.

Больше того, последнее постановление ЦИК и СНК РСФСР о религиозных объединениях от 8 апреля 1929 г. совершенно исключает даже малейшую видимость какого-либо гонения на религию».

И чуть далее:

«Репрессии, осуществляемые Советским правительством, в отношении верующих священнослужителей, применяются к ним отнюдь не за их религиозные убеждения, а в общем порядке, как и к другим гражданам, за различные антиправительственные деяния… К ответственности привлекаются отдельные священнослужители не за их религиозную деятельность, а по обвинению в тех или иных антиправительственных деяниях».

- Но выходит, что Сергий приравнял новомучеников к обычным гражданским преступникам!

- Да, и именно так сами новомученики и оценили эти слова Сергия. Отречение от мучеников Христовых есть отречение от Христа и его Тела – Церкви, которое они составляют. Они и есть Церковь. Предательство их есть предательство Христа и соучастие в распятии Христова Тела, а ложь и клевета на них – хула на Святого Духа, как и написал свт. Серафим Угличский:

«Отказавшись от призыва Христа к исповедничеству, м. Сергий произнес хулу на Церковь, и в лице Ее, на исповедников, а в расточении Церкви и хулу на Духа Святого (Mф. 12, 30-32).

Хула на Церковь и Ее исповедников осуждается 6-м правилом 2-го Вселенского Собора и 63-м правилом 6-го Вселенского Собора».

- 6-е правило II Вселенского Собора мы с тобой уже обсуждали, оно говорит о трех видах еретиков – древних, новых, а также тех, которые, хотя притворяются, будто веру нашу исповедуют здраво, но которые отделились и собирают собрания против наших правильно поставленных епископов.

- Это в точности подходит сергианской группировке – они притворяются, что исповедуют православную веру в Церковь (Сергий ведь не изменял текстов ни Символа веры, ни какого-то другого православного догматического определения), но при этом он учредил неканоничный Синод, вместе с которым начал отстранять с кафедр законных епископов, назначать своих, – то есть стал формировать иное «собрание» с иной иерархией, противоположной иерархии каноничных епископов.

- Все верно, правда, я не понимаю, при чем здесь исповедники…

- При том, что данное правило было принято против скрытых ариан, возводимых «мирскими начальниками» в священный сан, которые отбирали молитвенные дома у православных. По этому поводу Василий Великий писал: «Не признаю епископом и не причислю к иереям Христовым того, кто оскверненными руками к разорению веры возведен в начальники. Таково мое решение!» – что очень подходит к сергианству, так как все назначения на кафедры Сергий предпринимал, консультируясь со своими кураторами из ГПУ.

- А о чем говорит 63-е правило VI Вселенского Собора?

- Оно прямо анафематствует тех, кто приемлет лживые повести о мучениках, составленные врагами Церкви с целью обесславить их и привести верующих к неверию. Сергий так и сделал – он принял подсказку большевиков о том, что новомученики – никакие не мученики, не исповедники, а обычные преступники, да еще и раскольники, объявил об этом во всеуслышание, на весь мир, и подверг их прещениям. Как же такой предатель может быть верующим в Тело Христово? Никак не может.

- Выходит, Сергий уже немедленно подпал под анафематствование Церкви просто потому, что оклеветал и предал новомучеников? И даже если бы он ничего, кроме этого, не сделал – он бы уже был под анафемой?

- Да. Но здесь еще один момент. Помнишь, мы с тобой в начале говорили, что исповедничество новомучеников отличалось от исповедничества древних мучеников первых веков?

- Помню, и ты еще сказал, что разница между древними мучениками и новомучениками Российскими в том, что римские чиновники требовали отречься от Христа, но при этом не вмешивались во внутреннюю жизнь Церкви, не требовали чего-то, что разрушило бы Церковь, тогда как большевики поступали наоборот: позволяли называться христианами, но ценой предательства Церкви.

- Да. Поэтому, когда Сергий предает новомучеников, – он предает не просто людей, христиан, – он предает их исповедание Церкви. Исповедание Церкви как святого, соборного, апостольского и независимого ни от кого, кроме Бога, Тела Христова, богочеловеческого организма.

"Все это мы видим в деятельности митрополита Сергия, который, в силу своего нового отношения к гражданской власти, вынужден забыть каноны православной церкви. Вопреки канонам, он уволил всех епископов-исповедников с их кафедр, считая их государственными преступниками, а на их места самовольно назначил не признаваемых верующим народом других епископов. Для митрополита Сергия нет и самого подвига исповедничества Церкви, а потому он и объявляет в своей беседе по поводу "воззвания", что всякий священнослужитель, который посмеет что-либо сказать в защиту Истины Божией против гражданской власти, есть враг Церкви Православной. Что это – разве не безумие, охватившее прельщенного?" (сщмч. Виктор, еп. Глазовский)

- Я понял! «Свято место пусто не бывает», отрекаясь от исповедания новомучеников, он заменяет их исповедание другим исповеданием другого «тела», не апостольского, не соборного и не святого, а значит, не Христова, не Божьего…

- …И для этого ему не надо менять текст Символа веры – достаточно заменить саму Церковь. Как сказал новомученик Михаил Новоселов:

«…М. Сергий возглавляет теперь уже не русскую Церковь как часть истинной, вселенской, а представительствует вместе со своими иерархами, всем клиром и паствою (последнею, впрочем, в большинстве бессознательно) некую подделку под Церковь, пародию, которая на самом деле представляет собою совершенно мирскую и лукавую организацию, только разукрашенную православными с виду, но внутренне иным гнилым содержанием наполненными словами…. Итак, м. Сергий подменил не какой-нибудь отдельный догмат еретической ложью: он подменил саму Церковь».

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.