Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Исторические особенности формирования городского населения России



 

Уровень урбанизации

Уровень урбанизации российского общества не только на рубеже XIX и XX веков, но и в середине XX века был значительно ниже, чем в Западной Европе. Кроме того, процесс урбанизации в России от­ли­чался рядом качественных особенностей.

В начале XX в. доля городского населения в Российской империи составляла 15–20%, в зарубежной Европе и Северной Америке – в среднем около 50%, а в Великобритании и других индустриальных стра­нах превышала 70%. Среднее расстояние между городскими на­селенными пунктами в Европе составляло в начале XX века 15–20 км, в то время как в европейской России оно было в 5–7 раз боль­ше. Следовательно, для значительной части русского сельского насе­ления города находились вне пределов повседневной доступности, что ослабляло экономическое и культурное влияние городов на село.

В социальном отношении российские города, даже старые и круп­ные, все-таки так и не стали настоящей альтернативой селу, как это имело место в Европе. Сохранение вплоть до 1917 г. сословий спо­соб­ствовало тому, что даже среди горожан, занимавшихся ремеслом, про­мышленностью и торговлей, многие были связаны межличност­ны­ми узами с аграрным населением, а зачастую и сами числились крестьянами. Около половины представителей городских сословий про­живали в деревне.

Наконец, юридически российские города также задержались в сво­ем развитии по сравнению с городами Европы. Чтобы исполнять свою историческую роль, город должен в течение жизни многих по­ко­лений функционировать как самостоятельная, самоуправляющаяся общность. Именно это и наблюдалось в Европе на протяжении как минимум 6–8 столетий. При этом города самостоятельно выра­ба­тывали свой устав, согласуя его с владельцем земель, на которых они находились. Все вопросы внутренних отношений решались также са­мими горожанами.

В России статус города присваивался государством, и все типовые городские документы разрабатывались централизованно. Городские власти лишь вносили определенные коррективы.

Все эти особенности формирования русского города отражались в социальном составе и культуре городского населения. В жизни рос­сий­ских городов XVII–XIX вв. значительно большую роль, чем в Ев­ропе, играло дворянство.

 

21.2.2. Культура городского обывателя и деловых кругов значи­тельно отличалась от европейской

1. Цехи и гильдии возникли в России значительно позже, чем в Европе. В Европейских странах профессиональные организации го­рожан сложились и получили юридический статус уже к XI–XII вв. и про­су­ще­ствовали до начала XIX в., хотя фактически начали распа­дать­ся с кон­ца XVII в. В России юридическое (а видимо, и факти­чес­кое) оформ­ление городских сословий (купцов и ремесленников) прои­зо­шло только в середине XVII в. (Соборное Уложение 1649 г.).

2. Цеховая культура в Европе создавалась «изнутри» самими ре­мес­ленниками и купцами, исходя из собственных интересов и проб­лем. Цеховая культура России во многом формировалась «снаружи» государством и преследовала фискальные цели в большей мере, чем цели внутрицеховые.

Эти особенности цехов повлияли на характер и уровень их органи­зации. Российские цехи были гораздо менее сплоченными группами, их социальные границы были более размытыми и проницаемыми, то есть в цех гораздо легче было попасть и выйти из него. В российской цеховой организации отсутствовала такая жесткая иерархия, как в цехах европейских городов. Немаловажно, наконец, что посадское население в целом, и цеховое в частности, составляло в России существенно меньшую долю, чем в Европе.

 

 

21.3. Исторические особенности формирования культуры рос­сий­ских деловых кругов

 

В российском обществе XVIII–XIX вв. сложились два ядра пред­при­нимательской культуры, которые условно можно назвать «москов­ской» и «питерской». Они отличались друг от друга по происхож­де­нию, социальному, конфессиональному и этническому составу, по ориентациям на роль государства в экономике.

Среди московских предпринимателей были представлены старо­об­рядцы, выходцы из крестьян, мещан, мелких купцов; многие из них были ориентированы на уменьшение роли государства в эконо­мике и возрастание роли частного предпринимательства. В среде мос­ковских предпринимателей были распространены патриотические и даже националистические ориентации.

Предпринимательские круги Санкт-Петербурга в большей степени были связаны с государственным аппаратом, среди них было больше крупных чиновников и дворян, выше процент иностранцев; они чаще зависели от государственного регулирования экономики и полагались на госзаказ. Для питерских предпринимателей были характерны про­за­падные ориентации.

Парадокс истории состоит в том, что идеологической подоплекой ста­рообрядчества было сопротивление вестернизации русского обще­ст­ва, первопроходцем которой был второй государь династии Рома­но­вых, отец Петра, Алексей Михайлович. И в то же время именно вы­ход­цы из старообрядческой среды были наиболее предприимчивыми и удачливыми представителями российской буржуазии.

Повышению деловой активности и успешности купцов и про­мыш­ленников-старообрядцев способствовало их маргинальное со­циаль­ное положение, высокий потенциал, сочетавшийся с пони­жен­ным официальным социальным статусом. Это вызывало стремление компенсировать социальное отчуждение финансовыми успехами. Таким образом, как это ни парадоксально звучит, наибольший ком­мер­ческий успех приходил как раз к тем российским предпри­нима­те­лям, кто ориентировался не только на законы «совершенного рынка», но и опирался на определенную идеологию, весьма далекую от рыночной, а также на принципы корпоративизма.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.