Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формы социальной организации религии



 

Как уже было сказано, носителями религии являются социальные группы, размеры, структуры и функции которых, очевидно, могут быть различными. Поскольку любая религиозная группа имеет об­щую цель, определенную характером религиозного учения (или прос­то этой целью является религиозная деятельность), она может рас­смат­риваться как организация.

Современные социологи выделяют четыре основных типа рели­гиозных организаций: церковь, секта, деноминация, культ.

 

16.5.1. Церковь – религиозная организация, имеющая тесные связи с обществом и действующая внутри него. Таким образом, церковь всег­да органично встроена в доминирующую культуру и имеет актив­ные связи с государством (например, является носителем нацио­наль­ной идеи).

В большинстве случаев церковь представляет собой формальную ор­ганизацию, с развитой, иерархически организованной бюрокра­ти­ческой структурой. В православии таковой системой является: пат­риарх (глава церкви), митрополит, архиерей, протоирей и проч. Во внут­ренней структуре таких церквей четко выделяется особая профес­сиональная организация (прослойка) священнослужителей – клир, и, соответственно, существует жесткое разграничение на церковников и мирян. Такая структура характерна, например, для православия и като­лицизма, но она отсутствует в ряде протестантских конфессий (их прин­цип – «идея всеобщего священства»). Подобная ситуация наб­лю­дается и в ряде нехристианских церквей.

Ввиду тесной связи церкви с обществом принадлежность к ней че­ловека, как правило, является для него предписанным статусом. Преж­де всего это проявляется в традиции младенческой (или детской) ини­циации (крещения), которая принята как в большинстве хрис­тиан­ских, так и во многих нехристианских церквях (ислам, иудаизм). Тем не менее само представление о том, что именно считать принад­леж­ностью к церкви человека, сильно отличается в разных учениях (церквях). Так, принадлежность к исламу и иудаизму является жестко фиксируемой, а отступление от веры считается преступлением (изве­ст­ная история с покушениями на жизнь Б.Спинозы, вышедшего из иудейской общины). Напротив, вход в христианские храмы открыт практически для всех, крещение осуществляется по заявительному принципу, а переход в другую веру, за исключением отдельных исто­рических периодов (Средневековье, период религиозных войн и т.д.), является делом сугубо личным.

Именно эта нечеткость принад­леж­ности к христианству создает серь­езные проблемы идентификации приверженцев этой религии. Так, по данным ВЦИОМа, 47% опро­шен­ного в 1992 г. населения России назвали себя православными, при этом только 10% регулярно бывают в храме, и только 2–3% стремятся в своей жизни соответ­ство­вать нормам христианского учения. Кого же из них следует считать действительно православными? По крайней мере, для упомянутых 47%, православие, скорее всего, является сред­ством национальной само­идентификации (т.е. тождественно со сло­вом «русский»), а к реальной религиозности серьезного отношения оно не имеет.

Тесно взаимодействуя с обществом, церковь, как правило, вынуж­де­на в большей или меньшей степени идти на идейные компромиссы и подстраивать учение под господствующие в обществе нравственные нормы. Так, например, даже активное участие церкви в делах государ­ст­ва, с точки зрения ряда христианских авторов, противоречит важ­ней­­шему принципу этой религии «Богу – богово, кесарю – кесарево». Таким же отступлением, согласно Веберу, было использование хрис­тианскими церквями насилия в борьбе с врагами. Подобная компро­миссность создает идейную основу для возникновения сект.

 

16.5.2. Сектой называется религиозная организация, отвер­гаю­щая нор­мы и ценности данного общества. Таким образом, с точки зре­ния испо­ве­дуемых норм секта является контркультурой. Струк­тура секты резко отличается от традиционных церковных структур, и, как прави­ло, она представляет собой группу во главе с харизма­ти­чес­ким ли­дером. Соответственно в ней отсутствует формальная орга­ни­зация, однако ро­ли и статус ее членов определены достаточно чет­ко. Важ­ней­ший стра­тифицирующий принцип в секте – прибли­жен­ность человека к харизматическому лидеру. Естественно, что в струк­­туре секты от­сут­ст­вует клир, нет разделения на церковников и мирян.

Как правило, секта претендует не на создание принципиально но­вого учения, а ори­ентируется на какую-то специфическую трак­тов­ку уже существующего. Секта всегда радикальнее и требовательнее в своем учении, чем церковь, поэтому принадлежность к секте, как правило, является достигаемым статусом, и крещение соответ­ственно происходит во взрослом состоянии. Более того, крещение предполагает обращение че­ловека, т.е. радикальное изменение его образа жизни и ми­ро­воззрения. Членство в сектах чаще всего строго рег­ламентируется, в них господствует дух собственной исключи­тельности и отсутствует столь ха­рактерная для церквей тяга к универ­сализму. Секты пред­ставляют со­бой закрытые (порой даже запре­щен­ные законом) ор­ганизации.

Однако закрытость секты, ее ориентация на харизматического ли­дера, по мнению ряда социологов (Вебер, Нибур), делают ее неус­той­чивой организацией, в чистом виде существующей лишь одно–два поколения. Необходимость поддержания материального су­щест­вования приводит к возникновению экономических отношений с обществом, а естественная смерть харизматического лидера приводит либо к распаду секты, либо к возникновению внутри нее фор­маль­ной структуры. В таком случае возникает третий тип религиозной ор­га­низации – деноминация.

 

16.5.3. Деноминация – промежуточная между сектой и церковью форма. При этом она самостоятельная и устойчивая форма, которая может существовать веками. Подобно секте, исповедуемое в деноми­на­ции уче­ние не является государственной религией, эти организации не тре­буют преданности от всех членов общества, т.е. в противо­по­лож­ность церквям, не претендуют на универсализм. Однако в отли­чие от сект, деноминации не отвергают господствующих в обществе норм, поэтому они могут быть определены как субкультуры. Подобно цер­ковным организациям, в деноминациях складываются формаль­ные структуры, хотя, как правило, с менее ярко выраженным клиром. На смену замкнутому и элитарному характеру секты приходит готов­ность принять в свои ряды любого человека, признающего основы веро­­учения (т.е. обращение не требуется). Необходимо иметь в виду, что одно и то же религиозное учение даже одновременно, но в разных стра­нах, может существовать как в организационной форме дено­ми­нации, так и в форме церкви (лютеранство является церковью в Гер­мании, но одной из деноминаций в США).

 

16.5.4. Культ – наименее строго определенный в современной социо­ло­гии тип религиозной организации. По многим признакам культы весьма близки к сектам, «от которых не всегда четко отли­чают­ся» [7, I, 352]. Важнейшая особенность культа – аморфность и посто­ян­ная из­менчивость, отсутствие в этих группах не только формальной струк­туры, но и четко определенных ролевых и статусных структур. При­мером культа является религиозная группа, собирающаяся один раз в месяц и имеющая целью, скажем, вызов духов великих людей. Чле­ны этой группы всесторонне взаимодействуют с обществом, могут даже принадлежать к церкви. Кроме того, в отличие от сект, культы очень часто претендуют не просто на новую трактовку, но на создание прин­ципиально нового религиозного учения. В таком случае они мо­гут стать первой формой новой религии. И тогда культ может пере­расти в крайнюю форму секты, требующей радикальных изменений и личности, и общества.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.