Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности социологического подхода



 

Религия – один из важнейших и в то же время, один из древ­ней­ших (если не самый древнейший) институтов человеческого общест­ва. Однако научное изучение религии началось практически лишь со времени возникновения социологии. Причина тому – идущее от эпохи Просвещения представление об изначальном и извечном ан­та­го­низме религии и науки. Многие философы и ученые видели важ­ней­шую культурную миссию науки в окончательном уничтожении ре­ли­гиозного мировоззрения, в замене его системой взглядов, объяс­няю­щей все и вся действием сугубо материальных законов и причин. Важнейшей особенностью социологического подхода к исследованию религии является то, что эта дисциплина совершенно не вмешивается в мировоззренческие споры о бытии или же небытии бога, а значит, об истинности или же ложности религиозных учений. Задача социологии в этой области состоит в исследовании социальных причин возникно­ве­ния феномена религии вообще и конкретных религиозных учений в частности, в изучении функций, которые выполняет религия в жизни человеческого общества, а также в исследовании процессов, проте­кающих в религиозных сообществах и организациях. Таким образом, для социологии религия представляет собой специфический со­циаль­ный феномен (говоря словами Дюркгейма, «социальный факт»), и именно этим определяется подход к ее изучению.

 

 

Определение религии

 

Прежде чем говорить о каком-либо значимом аспекте жизни об­ще­ства, тем более о таком значимом, как социальный институт, всегда по­лезно дать его строгое определение, т.е. выделить признаки, нали­чие ко­торых однозначно позволяет отнести какое-либо наблюдаемое яв­ле­ние к рассматриваемому классу. Например, если у зоолога отсут­ст­­вует чет­кое представление о том, животных с какими признаками сле­­дует от­но­сить к классу млекопитающих, то каким образом он смо­жет сде­лать корректные выводы об особенностях жизнедеятельности последних?

Однако чем сложнее исследуемый класс явлений, тем сложнее ока­зывается дать его однозначное, строгое определение. Так обстоит де­ло и с религией. Укажем сначала признаки религии, которые не оспа­ри­вают­ся никем из современных социологов.

Во-первых, в отличие от веры, которая может носить индиви­дуаль­ный характер, религия, будучи социальным феноменом, с необхо­ди­мостью предполагает группу верующих. Это необходимый, но, очевид­но, не достаточный признак религии. Второй важнейший признак религии – наличие в группе определенных учений; третий – сущест­во­вание неких священных предметов; четвертый – наличие ритуалов, т.е. правил, регламентирующих обращение со священными предме­та­ми и отношения внутри группы. Но исчерпывается ли этими че­тырь­мя признаками научное определение религии?

По мнению целого ряда исследователей, данный список является исчерпывающим. Например, добавление в него наиболее, казалось бы, очевидного атрибута религии – веры в бога (богов), заставит нас исключить из числа религий буддизм, ибо в этом учении, как и в дру­гих нетеистических (иногда еще называемых атеистическими) рели­гиях, отсутствует вера в бога. Однако другие социологи справедливо ука­зывают, что нельзя и ограничиться этими признаками: в против­ном случае к числу религиозных групп придется отнести и группу сол­­дат, с риском для жизни спасающих являющееся для них священ­ным знамя полка, правила обращения с которым (ритуалы) не допус­кают его потерю и тем более его попадание к врагу. На основании пред­став­лений о воинской чести и уставов (учений), потерявшая знамя часть будет расформирована.

В качестве дополнительного признака, отличающего религиозную груп­пу от группы солдат, предлагалось ввести веру в сверхъестест­вен­ное. Действительно, священная икона, с точки зрения верящих в нее лю­дей, может вызвать чудо, тогда как знамя полка, даже если оно также воспринимается как священное, является всецело светским атри­бу­том, не наделяемым никем сверхъестественными свойствами. Тем не ме­нее даже против такого дополнения выступил один из родона­чаль­ни­ков социологии религии Э.Дюркгейм. Ученый справедливо за­ме­тил, что строгое определение понятия сверхъестественного возмож­но толь­ко при условии не менее строгого определения понятия естест­вен­но­го. Однако представления о том, что есть естественное, сильно раз­ли­чаются у людей, принадлежащих к различным культурам, и даже у людей одной культуры, являющимися верующими в Бога или, на­про­тив, атеистами. Например, исцеление посредством чудо­твор­ной ико­ны будет восприниматься атеистом как явление сверхъес­тест­вен­ное, тогда как для человека религиозного в этом явлении ничего сверхъес­тественного нет – в его понимании способность к ис­целению яв­ляется одним из неотъемлемых свойств. Таким образом, решение о том, что мож­но считать естественным, а что сверхъес­тест­венным, мож­но при­нять, только опираясь на определенные миро­воз­зрен­ческие прин­ци­пы, на­пример, на принципы материалистического или, на­про­тив, на прин­ципы религиозно-идеалистического мировоз­зре­ния. Но в таком слу­чае будет нарушен принцип мировоззрен­ческой нейт­раль­ности, яв­ляю­щийся важнейшим принципом пози­ти­вистской со­циологии религии.

Поэтому в современной социологии, несмотря на всю дис­кус­сион­ность, за основу принято определение религии, базирующееся на че­тырех перечисленных выше признаках: социальная группа, священные предметы, система учений, совокупность ритуалов.

 

 

Происхождение религии

 

Вопрос о происхождении религии является принципиальным не только для социологии, но и для антропологии, философии и многих дру­гих дисциплин. С точки зрения религиозно ориентированных мыс­лителей, религия практически всегда рассматривается как неотъ­ем­лемый атрибут любого общества. Среди материалистов и пози­ти­вистов, напротив, наблюдается большее разнообразие взглядов. Так, например, с точки зрения Маркса (см. 23.3) и его последо­ва­телей, религия является преходящим институтом человеческого об­щества, существование которого связано с частной собственностью и социаль­ным отчуждением. Соответственно в рамках этой концепции предпо­ла­гается наличие некоего безрелигиозного периода в истории челове­чества. Напротив, Дюркгейм считал религию универсальным, воз­ник­шим вместе с человечеством социальным институтом, опреде­ленные формы которого могут быть обнаружены в любом обществе. Универ­сальность религии он объяснял независимостью от индивида ус­ловий его социальной жизни. Современные антропологические дан­ные в большей степени свидетельствуют в пользу второй версии, ибо при­митивные культовые (священные) предметы были обнару­жены даже при раскопках стоянок неандертальцев. Правда, в более ранних ветвях человеческой эволюции их обнаружено не было.

Однако общим во всех этих подходах является то, что проис­хож­дение и существование религии объясняется с точки зрения тех функ­ций, которые выполняет религиозный институт в жизни общест­ва.

Какие же функции религии выделяются социологами в качестве наи­более значимых и важных?

 

 

Функции религии

 

Интегративная функция

Важнейшей и наиболее универсальной социальной функцией религии многие авторы (Дюркгейм, Мосс, Малиновский) считают интегративную, т.е. функцию объединения общества (группы) на основании общих верований и ритуалов. Эта функция возникает вместе с человеческим обществом и на начальном этапе, согласно Дюрк­гейму, является практически единственной силой, сплачи­ваю­щей социальную группу. Участники коллективного ритуала – указы­вал данный автор – находятся в состоянии эмоционального воз­буж­дения, переживания того, что превосходит индивида, чувствуя свое приобщение к чему-то большему, чем он сам – источнику силы и мо­гущества, тому, что имеет над ним власть. Это «нечто», выраженное в священном религиозном символе, и есть сама социальная группа, клан, к которому он принадлежит, – она есть источник его силы и од­но­временно власть, которая может его уничтожить [см.: 9, 72–73].

Конечно, в более развитых обществах, поскольку там появляются дру­гие механизмы поддержания солидарности социальной группы (на­пример, разделение труда), эта функция религии во многом от­хо­дит на второй план. Однако полная ее потеря, с точки зрения Дюрк­гейма, может привести к очень опасным социальным последствиям, в частности к возникновению аномии.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.