Содержание воспитания - это то, что следует из богатства общественно-исторического опыта, ценностей культуры и используется для нужд воспитательного процесса, то есть это система ценностей мировой и национальной культуры, которую уч ские должны усвоить, сохранить и развить соответствии с поставленной цели и задач воспитания.
Содержание работы педагога состоит в поиске совместно с воспитанниками лучших образцов культуры, организации различных видов совместной деятельности (познавательной, общественно полезной, трудовой, художественной, декоративно-п прикладной, правовой, экологической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной и др.), которая привлекает каждого ученика к активному взаимодействию с современной культурологию.
В процессе совместной деятельности и общения стоимости культуры познаются, осваиваются, усваиваются и присваиваются личностью Так, учась, ученик познает, открывает, изучает истину; работая, он сохр Рига, совершенствует, создает материальные ценности; рисуя, - приобретает умение рисовать; проявляя милосердие, - становится милосердным, занимаясь физической культурой, - укрепляет и совершенствует свое тело, перебор юючы трудности, становится мужественным и т.д. Деятельность позволяет глубоко познать процесс, явление, образ, оценить их значение с позиций человеческой жизни, наполнить свою жизнь достижениями культуры Интеллектуальный, тру довые, нравственный, эстетический, физическое развитие всегда является новообразованием в личностной структуре, которое появляется в процессе активной деятельности личности, направленная на конкретный объект: книгу учебно-опытный участок, школьное поле, рисунок, здоровье, национальное богатство и попод.
В процессе взаимодействия с действительностью у ребенка появляется возможность осознавать себя в окружающей реальности Но эта возможность является потенциальной Для того, чтобы она стала актуальной, необходима помощь выхо ователя в осмыслении и среды и деятельности, и себя как \"я\", обладающего внутренним автономным миомним світом.
Главным объектом осмысления является социальные отношения выработанные человечеством на протяжении истории развития Отношение имеет место во взаимодействии педагога и ученика в любом виде деятельности (познании, труда, художественном творчестве и других) Так, работая на школьной диля янци с учителем, дети постигают отношение к природе, земле, труду, человека, знаний, науки; находясь на экскурсии в музеи, проявляют отношение к прошлому, прогресса, цивилизации, человечества; изучая на уроке литературное произведение, переживают гуманное отношение к человеку, жизни, общества и поод.
Среди бесконечного числа отношений человека к окружающей действительности выделяется только и совокупность отношений, которая включает наиболее значимые для человеческой жизни отношения Таковы отношение к люд жидкости, жизни, обществу, труду, познанию, к самой себе.
Для того, чтобы воспитанник умел прожить отношения, педагог должен помочь ему почувствовать, осмыслить связь его собственного \"Я\" и объекта действительности, а для того, чтобы он умел
установить отношение - помочь ему оценить эту связь, понять его смысл собственной жизни
Отношение - это интегральная позиция личности
Выработать у воспитанника важны для человеческой жизни отношения, собственную позицию, ценностные ориентации - значит научить его жить
Поэтому содержание воспитание - это одновременно и субъективный опыт личности с ее отношениями, ценностями и смыслами, умениями, социальными навыками, способами поведения, способностями14. Национальное своеобразие воспитания
Воспитание как процесс воздействия на личность с целью передачи ей норм и правил поведения, принятых в обществе, всегда носит не абстрактный, а конкретный характер, отражая прежде всего национальное своеобразие морали, обычаев, традиций, нравов того или иного народа. На этот факт указывал К. Д. Ушинский, писавший: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью. В каждой стране под общим названием общественного воспитания и множеством общих педагогических форм кроется свое особенное характеристическое понятие, созданное характером и историей народа».
Дав глубокий анализ системам воспитания ведущих стран мира, К. Д. Ушинский пришел к выводу, что общей системы воспитания для всех народов не существует, поскольку «несмотря на сходство педагогических форм всех европейских народов, у каждого из них своя особенная национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели».
Национальное своеобразие воспитания определяется тем, что каждый народ имеет свой специфический образ жизни, который формирует личность в соответствии с особенностями национальных традиций и национального менталитета. Особенности образа жизни у разных народов складываются под влиянием многих специфических факторов: природно-климатических условий, языка, религии (верований), условий трудовой деятельности (земледелие, охота, рыболовство, скотоводство и т. п.). Человек, пребывая в социальной среде конкретной народности, неизбежно формируется в соответствии с образом жизни именно этого народа, общины, племени; усваивает и разделяет их ценностные ориентации и соответственно им регулирует свои действия, поступки, поведение.
Из этого следует, что основные понятия образа жизни можно отобразить в такой последовательности: обычай ? традиция ? обряд ? ритуал.
В воспитательном процессе народная педагогика руководствуется вполне определенными правилами, исходя из которых выбираются методы воздействия, среди которых показ, приучение, упражнение, благопожелание, моление, заклинание, благословение, насмешка, запрет, принуждение, порицание, презрение, клятва, наказание, устрашение, совет, просьба, укор и др.
Наиболее распространенное и эффективное средство воспитания в народной педагогике – устное народное творчество, в котором в высокохудожественной форме отражены воззрения народа на природу, житейская мудрость, нравственные идеалы, социальные чаяния и творческая фантазия.
Учитывая мощный потенциал народной педагогики в воспитании личности, современная педагогическая практика возрождает национальную культуру регионов России. Проблемы изучения национального своеобразия воспитания и использования его в качестве средства воспитания подрастающего поколения исследуются в рамках этнопедагогики – отрасли педагогической науки, которая исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания.
Чтобы богатейшие традиции народной педагогики стали эффективным средством воспитания подрастающего поколения, необходимо каждому этносу обеспечить право и реальные возможности для создания воспитательных систем, основанных на учете национального своеобразия воспитания. Для этого необходимы:
• приоритетность родного языка, постепенное движение к паритетности языков с непременным сохранением высокого уровня изучения, владения и употребления русского языка; высокий уровень преподавания иностранных языков, причем с существенным расширением их перечня;
• замена школьного курса истории населения историей народов; обеспечение глубокого изучения истории родного народа во всех школах республик, автономных областей, округов и диаспор;
• обязательный учет национальных, интеллектуальных, художественных, этнических и иных традиций в оформлении школьных помещений, территории школы и микрорайона;
• восстановление художественных промыслов, искусства, народных праздников, игр, игрищ; возрождение традиционной культуры воспитания, приобщение к ней учителей, учащихся, родителей, населения;
• система специальных мер по обогащению духовной культуры, развитию духовности (это связано с широкомасштабным изменением содержания образования); для начальной школы необходимо издание книг для чтения на этнопедагогической основе;
• прекращение толкования фольклора лишь как предыстории литературы, введение его как самостоятельной дисциплины с 1-го по 11-й класс, включающей изучение всех известных жанров в процессе параллельного обзорного ознакомления с народными духовными, нравственными, музыкальными, художественными, трудовыми, спортивными традициями, этикетом; поощрение специального факультативного и кружкового изучения песен, сказок, пословиц, загадок как самостоятельных учебных дисциплин;
• расширение прав выпускников национальных школ в выборе языка при ответах на экзаменах по всей территории национального региона; полное уравнивание прав национальных языков в специальном, среднем и высшем образовании; создание учебных групп с преподаванием хотя бы некоторых предметов на родном языке на всех отделениях и факультетах высших школ;
• максимально возможное воспроизведение в системе воспитания образа жизни народа, расширение числа национальных общеобразовательных школ повышенного уровня (гимназий, лицеев, колледжей, реальных училищ);
• укрепление национальных связей на основе взаимности, демократизма и гуманизма, усиление внимания к общечеловеческим ценностям, создание благоприятных условий для их трансформации в национальную среду;
• гарантии защищенности малых народов во имя национального согласия, межнациональной гармонии, отказ от традиционных формул насильственного приобщения их к более высоким культурам;
• аргументированное осуждение человеконенавистнических, шовинистических, великодержавных, имперских теорий в любой форме;
• расширение научных исследований в области проблем, связанных с этнопедагогизацией содержания и процесса образования; начало вузовской подготовки этнопедагогов, вплоть до университетской и аспирантской специализации.
Тенденция использования идей и традиций национального воспитания в последние годы проявляется достаточно отчетливо. В этой связи, прежде всего, следует назвать модели историко-социокультурных и педагогически организованных воспитательных систем, разработанных в рядом отечественных ученых (Е. П. Белозерцев, И. А. Ильин, Б. А. Сосновский, В. К. Шаповалов и др.) и призванных воспитывать подрастающее поколение на основе идеи национально-духовного возрождения России. В рамках этих моделей: а) обеспечиваются права каждой нации, входящей в состав Российской Федерации, на самостоятельное этническое и культурное развитие; б) осуществляется освоение культурного наследия своего народа; в) закладываются основы полноправной жизни нации в целом; г) формируются основы гармоничного существования и развития каждого этноса и национальной культуры; д) достигается сбалансированность образовательных интересов личности, этноса, общества и многонационального государства; е) обеспечивается единство образовательного и культурного пространства многонационального государства в условиях федерализации и регионализации.
В качестве примера системы национального воспитания можно назвать учебно-культурный научно-производственный центр «Гжель». Эта уникальная воспитательная система создана с учетом национального своеобразия воспитания на базе региона, являющегося колыбелью и основным центром русской керамики. Главная цель данной системы – комплексное решение проблемы подготовки высокопрофессиональных кадров для региона на основе соединения обучения с воспитанием, гражданским и профессиональным становлением молодежи.
Структура воспитательной системы «Гжель» включает следующие ступени: 1) детские сады, дающие воспитаниикам в процессе специальных игр первичные представления о наиболее распространенных профессиях региона; 2) общеобразовательные школы, в которых учебный труд, творческая деятельность и общение ориентированы на знакомство с материальной и духовной средой региона; 3) Гжельский художественно-промышленный колледж, который готовит высококвалифицированных специалистов на основе приобретения опыта творческой деятельности; 4) высшие учебные заведения, в которых на базе опорных пунктов ряда московских вузов проводится подготовка специалистов, сочетающих приобретение навыков профессиональной деятельности и опыт решения практических задач региона; 5) учреждения культуры, включающие дома культуры, музеи, кинотеатры, библиотеки региона.
Эффективность воспитательной системы «Гжель» затрагивает различные сферы жизнедеятельности региона; социальную (молодежь чувствует внимание и заботу, получает возможность трудиться на всемирно известном промысле с хорошими условиями труда и оплаты); экономическую (на основе результатов, полученных в научно-исследовательской работе, осуществляются конкретные региональные, социальные и экономические проекты); региональную (создана система, выступающая научно-исследовательской и методической базой для организации и эффективного осуществления воспитательной работы в регионе).