Вопрос система работы по поддержанию и укреплению воинской дисциплины в подразделении. Методика анализа и оценки состояния воинской дисциплины в подразделении.
Под системой работы по поддержанию воинской дисциплины понимается согласованная по времени, силам и средствам, формам и методам последовательность действий должностных лиц по предупреждению происшествий, преступлений и дисциплинарных проступков.
Мероприятия по поддержанию и укреплению дисциплины включаются в разделы плана идеологической работы по соответствующим направлениям
Работа командира по поддержанию воинской дисциплины включает:
Анализ состояния воинской дисциплины.
Оценка состояния воинской дисциплины.
Планирование работы и регулярное подведение итогов состояния в/д.
Контроль за состоянием в/д. Профилактика правонарушений.
Анализ состояния воинской дисциплины.
Деятельность командира по анализу состояния воинской дисциплины включает в себя: (формы, методы работы)
Сбор и классификация данных о состоянии воинской дисциплины.
Основными источниками информации для командиров являются:
личные наблюдения и проверка выполнения военнослужащими требований законов, общевойсковых уставов, приказов и распоряжений, соблюдения ими распорядка дня, внутреннего порядка, а также несения службы в суточном наряде и на боевом дежурстве;
доклады должностных лиц и лиц суточного наряда;
информация подчиненных в ходе проведения совещаний, собраний, индивидуальных бесед с различными категориями в/с;
изучение служебных карточек подчиненных, материалов расследований;
письма, жалобы и заявления в/с и их родителей;
проведение сравнительного анализа дисциплинарной практики по категориям участия в нем должностных лиц от командира отделения до командира подразделения. Классификация грубых нарушений воинской дисциплины проводится согласно постановления МО РБ №1 от 11.01.2010 года
количественная и качественная оценка дисциплинарных проступков и определение конкретных причин их совершения;
выявление мотивов, условий и степени вины нарушителей воинской дисциплины;
определение смягчающих (отягчающих) вину обстоятельств;
оценка реакции окружающих и морально-психологических последствий.
На данном этапе командиру важно определить количество и характер дисциплинарных проступков по категориям военнослужащих, по срокам службы, в какие дни и часы распорядка дня они совершены, где (в увольнении, суточном наряде, командировке и т.д.), вскрыть причины и наметить конкретные меры по их укреплению.
Определение влияния коллективно-групповой составляющей на состояние воинской дисциплины:
выявление позиций коллектива, действующих в нем традиций, норм, степени его сплоченности и т.д.;
как влияет коллектив на нарушителей воинской дисциплины;
роль актива, определение неформальных групп, лидеров и степени их влияния на состояние воинской дисциплины;
определение источников существующих и возможных конфликтов в подразделении.
Оценка структурных элементов управленческой деятельности по поддержанию и укреплению воинской дисциплины:
оценка вклада должностных лиц в укрепление воинской дисциплины;
выявление характерных социальных условий и причин, отрицательно влияющих на укрепление воинской дисциплины;
оценка личной примерности должностных лиц в выполнении дисциплинарных норм.
Состояние воинской дисциплины оценивается «удовлетворительно», если:
командование частей (подразделений) в полной мере владеет обстановкой в подчиненных воинских коллективах, нет фактов сокрытия происшествий и преступлений, обеспечено принятие законных мер к лицам, виновным в правонарушениях;
не допущено происшествий и преступлений с гибелью людей, тяжких и особо тяжких преступлений при исполнении обязанностей военной службы.
Состояние воинской дисциплины оценивается «неудовлетворительно»:
В роте, отдельном взводе при наличии хотя бы одного из следующих критериев:
имеются факты сокрытия преступлений или непринятия по ним законных мер реагирования;
допущены тяжкие или особо тяжкие преступления при исполнении обязанностей военной службы;
допущена гибель военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
В батальоне - если в 2-х и более ротах, отдельных взводах и управлении батальона состояние воинской дисциплины оценивается «неудовлетворительно».
В полку (отдельной воинской части) – если в 25% подразделений или в штабе и управлении воинской части состояние воинской дисциплины оценено «неудовлетворительно».
В соединении – если в одной из воинских частей или штабе и управлении соединения состояние воинской дисциплины оценено «неудовлетворительно».
В виде ВС, объединении – если в одном из соединений (отдельных воинских частей) или в штабе и управлении состояние воинской дисциплины оценено «неудовлетворительно».
Планирование работы и регулярное подведение итогов состояния воинской дисциплины
В видах ВС, объединениях, соединениях и в/ч, ВУЗ – на год
В батальонах (дивизионах, эскадрильях и им равных) – на месяц
В ротах (батареях) на неделю в расписаниях занятий
Подводятся итоги
В видах ВС, управлениях, отделах и службах МО РБ, объединениях, ВУЗ – 1раз полугодие;
В соединениях и в/ч – 1 раз в 3месяца
В батальонах (дивизионах, эскадрильях) ежемесячно
В ротах (батареях) - еженедельно
Профилактика правонарушений
Исходя из выводов о состоянии воинской дисциплины командир определяет конкретные профилактические меры по профилактике правонарушений.
Предупредительные меры делятся на общие и специальные
К общим мероприятиям относятся:
все виды воспитания, проводимые в подразделении: воинское, духовно-нравственное, морально-психологическое, патриотическое, художественное, правовое и т.д. Специальные предупредительные меры – это меры, направленные против конкретных правонарушений и против лиц, нуждающихся в профилактическом воздействии – совершивших правонарушение, либо склонных к таким нарушениям. Это:
проведение индивидуальных бесед;
закрепление дисциплинированных военнослужащих;
определение срока исправления;
применение мер принуждения;
применение мер общественного воздействия (проведение и рассмотрение поступка на общих собраниях л/с);
проведение специальных занятий на которых изучается опыт и методы передовых офицеров и сержантов; (ИМЗ)
усиление контроля за выполнением распорядка дня, несением службы суточным нарядом;
повышение требовательности к младшим командирам за состояние воинской дисциплины;
использование различных форм культурно-досуговой и спортивно- массовой работы при организации досуга военнослужащих в предвыходные, выходные, праздничные дни и т.д.
23
Сущность, содержание, задачи и принципы индивидуальной воспитательной работы. Требования руководящих документов к организации индивидуальной воспитательной работы.
Индивидуальная воспитательная работа (ИВР) - это систематическое и целенаправленное воздействие командира (начальника) на сознание, чувства, волю и поведение подчиненного с учетом возрастных, социальных, психологических и других особенностей, условий службы, быта и отдыха в интересах его всестороннего развития и подготовки к успешному выполнению воинского долга.
Ее сущность заключается в применении таких мер педагогического воздействия на личность, которые максимально эффективны и действенны для данного конкретного военнослужащего в конкретной ситуации, а также в такой организации педагогической работы, которая способствует всестороннему развитию данного военнослужащего
Содержание индивидуальной воспитательной работы командира с подчиненными военнослужащими включает:
изучение деловых и морально-психологических качеств военнослужащих
выбор и осуществление индивидуальных воспитательных воздействий
обучение организации и методике индивидуальной воспитательной работы подчиненных командиров
осуществление анализа результативности воспитания военнослужащих,
Индивидуальная воспитательная работа помогает командиру (начальнику) решить следующие задачи:
1.Глубоко изучить особенности личности военнослужащего, его качества и на этой основе осуществить типологию военнослужащих.
2. Охватить целенаправленным воспитательным воздействием все категории военнослужащих.
3. Наиболее целесообразно определить методы, приемы и формы воздействия на сознание и поведение конкретного военнослужащего.
4. Успешно осуществлять предупреждение и коррекцию отклоняющегося поведения военнослужащих, прогнозирование и предупреждение конфликтных ситуаций во взаимоотношениях между ними.
5. Обеспечить оптимальное военно-профессиональное использование военнослужащих по специальности, соответствующей их возможностям и способностям, подбор сержантского состава.
6. Осуществлять индивидуализацию обучения.
7 .Оказывать позитивное влияние на морально-психологический климат в коллективе на основе всестороннего развития личности каждого члена коллектива.
8. Вовлекать военнослужащих в активную общественную работу, подбирать актива подразделения.
9. Обеспечить позитивное воспитательное воздействие воинского коллектива на личность каждого воина.
Принципы организации ИВР:
Принципы идейности и целеустремлённости
Принцип воспитания в процессе учебной (служебной) деятельности
Принцип опоры на индивидуальные особенности личности воспитуемого.
Принцип соответствия ИВР задачам, стоящим перед подразделениями
Принцип опоры на положительное в личности подчинённого
Принцип соответствия целей воспитания и средств педагогического воздействия индивидуальным возможностям человека
Принцип единства индивидуального и коллективного воздействия
Принцип единства, преемственности и согласованности педагогических воздействий на воспитуемого.
Постановления Министерства обороны Республики Беларусь от 11 января 2010 года №1
24
В практике обучения и воспитания личного состава командиры применяют различные формы воспитательной работы. Из них более распространенными являются:
лекция, беседа, доклад, общее собрание личного состава, вечер вопросов и ответов, тематический утренник, митинг, устный журнал, викторина, вечер по обмену опытом, диспут, КВН – деловая игра, единый день информирования, читательская конференция, радиогазета, конкурс стенной печати, организация художественной самодеятельности и т.д.
Таким образом, мы видим, что арсенал форм воспитательной работы исключительно разнообразен.
Основополагающие формы воспитательного воздействия помогают решать командирам следующие основные задачи:
1. Формирование у военнослужащих верности народу и конституции РБ, ответственности за выполнение своего воинского долга, чувства чести, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Республики Беларусь.
2. Формирование у личного состава идейной убежденности, психологической готовности встать на защиту суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь.
3.Мобилизация личного состава на успешное выполнение задач боевой подготовки.
4Вооружение личного состава военными, техническими и научными знаниями.
5Сплочение воинского коллектива, формирование в нем здоровой нравственной атмосферы.
6Развитие творческих способностей военнослужащих.
7Популяризация, обобщение передового опыта.
БЕСЕДА
В зависимости от цели, беседа может быть индивидуальной или групповой (коллективной).
Индивидуальная беседа – откровенный разговор одного человека с другим.
Беседа может быть:
Плановой;
Внеплановой.
Групповая беседа – это активная форма общения командира с личным составом.
Структурно каждая беседа состоит из трех частей:
вступление;
основная часть;
заключение.
Вывод: несмотря на кажущуюся простоту и несложность проведения беседы - это требует большого труда, умения доходчиво вести разговор с людьми, убеждать их страстным словом, воодушевлять личный состав на выполнение стоящих задач.
Д О К Л А Д
это устное выступление, в котором излагается содержание того или иного основополагающего документа, освещаются вопросы практической деятельности, дается анализ состояния дел и ставятся конкретные задачи.
ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА
Важной формой воспитательной работы являются общие собрания личного состава подразделения, которые проводятся, как правило, по мере необходимости, не реже одного раза в месяц.
На обсуждение собрания могут выноситься такие вопросы, как :
- «Задачи личного состава по выполнению плана боевой учебы на новый учебный период»;
- «Качественное обслуживание и эксплуатация техники и вооружения – долг каждого воина»;
- «О примерности каждого военнослужащего в соблюдении требований воинских уставов»;
- «Коллектив и я».
ВЕЧЕР ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ
Одной из распространенных форм информационно-воспитательной работы является вечер вопросов и ответов. Это одна из форм взаимодействия командиров (начальников) с подчиненными, изучения нужд и запросов военнослужащих.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР
Тематический вечер – одна из интересных форм воспитательной работы с личным составом. Они прочно вошли в практику благодаря своей возможности оказывать глубокое воздействие на сознание и чувства воинов.
ВИКТОРИНА
Викторина - это игровая форма культурно-досуговой работы, включающая постановку вопросов и ответы на них в устной или письменной форме, обычно объединенные какой-либо темой. Это своеобразная форма состязания отдельных военнослужащих или подразделений в военно-профессиональных знаниях, это соревнование в остроте ума, проявляющегося в форме ответа на поставленные вопросы.
Цель викторины - помогать углублению профессиональных знаний и расширению общего кругозора воинов, повышению уровня мастерства, специальной подготовки, улучшению культурного досуга.
ОРГАНИЗАЦИЯ РОТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ротная художественная самодеятельность является важным средством воспитания воинов. Она должна:
активно содействовать формированию у военнослужащих высоких морально-боевых и нравственных качеств;
помогать воинам в успешном выполнении задач боевой подготовки, популяризовать передовой опыт офицеров, сержантов, отличников и классных специалистов;
пропагандировать трудовые и боевые традиции народа, армии, подвига воинов части, воспитывать у военнослужащих любовь к военной профессии и своей части;
воспитывать высокие эстетические вкусы, пропагандировать лучшие произведения современной и классической литературы и музыки.
Вопрос 25
К основным методам изучения личности относят:
метод наблюдения
метод изучения документов
метод диагностической беседы
метод обобщения независимых характеристик
диагностический эксперимент
социометрический метод
метод взаимодействия с родителями
Организация командиром (начальником) индивидуальной воспитательной работы предполагает:
1.Изучение, оценка и анализ индивидуальных качеств воинов, учет их изменений.
2.Определение целей и задач индивидуальной воспитательной работы.
3.Создание документированной системы индивидуального обучения и воспитания подчиненных военнослужащих.
4.Четкая и своевременная постановка задач по осуществлению индивидуальной воспитательной работы.
5.Непосредственное осуществление комплекса педагогических воздействий.
6.Контроль и уточнение задач индивидуальной воспитательной работы, оказание помощи подчиненным в ее осуществлении.
7.Обучение подчиненных методике индивидуальной воспитательной работы, повышение их педагогического мастерства.
8.Анализ результатов и опыта индивидуальной воспитательной работы.
9.Определение и реализация путей и мер совершенствования индивидуальной воспитательной работы
Вопрос 26
Понятие девиантного поведения обозначает поведение с выраженной антиобщественной направленностью (в крайних проявлениях – преступное поведение)
Основные виды:
- Самовольное оставление части,
- Насильственные и корыстные действия (драки, кражи, порча имущества, вымогательство)
- Уклонение от выполнения воинского долга,
- Неуставные взаимоотношения,
- Сексуальные девиации
Непатологические формы девиантно -делинквентного поведения
-Ситуационно-личностные проявления
-Акцентуированные личности (акцентуации характера)
-Пограничные формы интеллектуальной недостаточности (в том числе инфантилизм как задержка психического развития)
-Социально-педагогическая запущенность
Девиантно - делинквентное поведение лиц с психическими расстройствами
-Девиантно-делинквентное поведение лиц с непсихотическими расстройствами.
-Девиантно-делинквентное поведение лиц с психотическими расстройствами (психозами)
Актуальными формами отклоняющегося
(девиантного) поведения
1. делинквентное
2. аддиктивное
3. аутоагрессивное (суицидальное)
4. игетероагрессивное поведение.
Понятие:
- Делинквентного поведения обозначает поведение с выраженной антиобщественной направленностью (в крайних проявлениях – преступное поведение),
- Аддиктивного – донозологический этап формирования алкоголизма и наркомании и подразумевает наличие ситуационной психической зависимости
- Аутоагрессивное поведение проявляется в наличии суицидальных мыслей, переживаний (замыслов), тенденций и действий,
- Гетероагрессивногоповедения характерны агрессивные высказывания, угрозы и действия, направленные на окружающих
Вопрос 28
Понятие делинквентного поведения обозначает поведение с выраженной антиобщественной направленностью (в крайних проявлениях – преступное поведение)
Главной задачей
в профилактике девиантного поведения является формирование позитивно ориентированной личности военнослужащего.
Решение данной задачи включает в себя широкий круг мероприятий, среди которых, с позиции профилактики девиантного поведения, наиболее важное значение имеют нравственно-правовое, против алкогольное (противонаркоманическое) воспитание.
Основу профилактики наркомании в подразделении составляет разъяснительная работа.
Главным в ее содержании должен быть показ того огромного вреда, который наносит организму и психике человека употребление наркотиков, пагубные социальные последствия этого пристрастия.
Командир (начальник):
Изучает деловые и морально-психологические качества своих подчиненных, состояние здоровья, предрасположенность к употреблению спиртных напитков, наркотиков, суицидальному поведению, постоянно проводит с ними индивидуальную работу.