Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Юридическая сила решений Конституционного Суда



Особое значение для эффективности системы конституци­онного контроля имеют юридические последствия решений Конституционного Суда и механизм их исполнения. В услови­ях переходного периода проблема исполнения решений Кон­ституционного Суда стоит особенно остро. Исходя из необхо­димости обеспечения конституционной законности, верховен­ства Конституции и соблюдения законов, защиты прав и свобод человека и гражданина Закон о Конституционном Суде, опре­деляя юридическую силу решений, основывается на следую­щих принципах. Во-первых, его решения являются общеобяза­тельными. Статья 6 Закона указывает: "Решения Конституци­онного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и су­дебных органов государственной власти, органов местного са-

' См.. Мюллсрсон Р.А. Права человека идеи, нормы, реальность. М , 1991. С. 86.



Глава X. Конституционный контроль


 


моуправления, предприятий, учреждении, организации, должно­стных лиц, граждан п их объединении". Во-вторых, решения Конституционного Суда являются окончательными, обжалова­нию не подлежа!; юридическая сила решения Конституцион­ного Суда об аптнкопституционностн закона или нормативного акта не может быть преодолена повторным принятием анало­гичного акта. В-третьих, решения Конституционного Судаес/мг/ пают в силу немедленно после их провозглашения; в ст. 80 о сроках исполнения решения принцип незамедлительного дей­ствия устанавливается и для их исполнения, если иные сроки специально пе оговариваются в постановлении Конституцион­ного Суда. Решения действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами п должностными лицами.

Названные общие принципы занимают важное место в обес­печении режима конституционной законности. Однако рати­фикация Россией Европейской конвенции о защите прав чело­века и основных с!зобод и признание ею обязательной юрис­дикции Европейского суда по правам человека вносят опреде­ленные коррективы в функционирование этого механизма. По вопросам прав и свобод человека решения Конституционного Суда РФ могут быть обжалованы в Европейский суд, если ин­дивид, неправительственная организация или группа лиц со­чтут, что их права, гарантируемые Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, оказались нарушен­ными п пе были защищены Конституционным Судом РФ. Та­ким образом, положение ст. 79 Закона о Конституционном Суде РФ, согласно которому решение Суда окончательно, не подле­жит обжалованию и вступает в силу немедленно, утрачивает свой императивный характер и нуждается в корректировке.

Подчеркивая значение взаимодействия европейских и на­циональных органов в защите закрепленных в Конвенции прав и свобод, Председатель Европейского суда по правам человека Р. Рисдал вместе с тем отмечает, что возглавляемый им Суд может служить лишь последним прибежищем для граждан. "Никто не должен рассчитывать получить от пего больше, чем содействие выполнению национальными судами их задачи по защите нрав человека"'.

' Рпсдал Р. Проблемы защиты прав человека в объединенной Европе Защита прав человека в современном мире. М., 1993. С. 132—133.



§ 3. Юридическая сила рсшсшш Конституционного Суда


 


Нормативные акты пли их отдельные положения, признан­ные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат ис­полнению. Особое значение в этом смысле имеет порядок ин­формирования судов общей юрисдикции, обратившихся с зап­росами по поводу конституционности закона, подлежащего при­менению в конкретном деле. Это важно, поскольку обычный суд, обратившись в Конституционный Суд, как правило приос­танавливает производство по делу или исполнение принятого судом решения. По этому поводу специально указывается, что решения судов и иных органов, основанные на актах, признан­ных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях (ст. 79). На основании ч. 3 ст. 79 и ч. 2 ст. 100 Закона Конституционный Суд в своем постановлении может конкрет­но определить порядок и степень пересмотра принятого ранее судом решения но делу. Важное значение имеет норма Закона о непосредственном (прямом) действии и применении норм Конституции в случаях, когда в результате признания акта не­конституционным создается пробел в правовом регулировании.

Решения Конституционного Суда играют важную юриди­ческую роль н в том смысле, что обычно Конституционны/! Суд в своих постановлениях даст указания (рекомендации) зако­нодателю о необходимости внести определенные коррективы в действующее законодательство пли о принятии новых законов для устранения пробелов, возникших в результате признания правовых норм неконституционными. При этом Суд конкрет­но определяет основные положения и содержательные пара­метры будущего закона. Так, в п. 3 постановления о забастов­ках Конституционный Суд указал, что Федеральному Собра­нию РФ в соответствии с ч. 4 ст. 37 Конституции РФ надлежит определить условия и основания ограничения права на забас­товку и связанные с этим необходимые компенсационные ме­ханизмы и процедуры разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов).

В гл. VIII Закона о решениях Конституционного Суда так­же содержатся специальные нормы о порядке разъяснения и исправления допущенных им неточностей (ст. 82 и 83 Закона). Решения могут быть официально разъяснены только самим Конституционным Судом в пленарном заседании или заседа­нии палаты, принявшей эти решения. С ходатайством о разъяс-



 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.