Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава X. Конституционным контроль




 


го следует, что они выступают высшим легитимирующим ис­точником властных функций государства.

В соответствии с этим в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ ука­зывается, что "в Российской Федерации не должны изда­ваться законы, отменяющие пли умаляющие права и свободы человека и гражданина". Это значит, что законы должны быть правовыми и только верховенство таких законов п их соблюде­ние создают соответствующий требованиям правового государ­ства режим законности. Рассматриваемое в этом контексте право судов ставить вопрос о конституционности закона обязывает самих судей давать оценку правового содержания закона и тем самым исключать возможность действия п применения непра­вового, т. е. правонарушающего, закона. Это правомочие — оце­нивать законы и саму государственную власть с точки зрения прав человека — расширяет ответственность судей за укреп­ление конституционной законности.

Как известно, у российского правосудия нет такой тради­ции, а по наследству от прошлого сохранилась привычка дей­ствовать в соответствии с инструкциями, разъяснениями, ука­заниями вышестоящих инстанций. Неподготовленность про­фессионального правосознания российских судей к соизмере­нию применяемых законов с принципами нрава и нормами Конституции, к прямому действию Конституции достаточно часто проявляется при решении судебных дел. Так, известна практика призывных комиссий военкоматов, отказывающих призывникам в реализации их конституционного права заме­нить военную службу на альтернативную гражданскую, как это предусматривает ст. 59 Конституции РФ. Однако в пер­вое время суды со ссылкой на отсутствие федерального зако­на об альтернативной службе и вопреки принципу прямого действия Конституции отказывали в удовлетворении подоб­ных исков. В последние годы суды все чаще удовлетворяют такие требования, ссылаясь на прямое действие ст. 59 Консти­туции РФ.

Важнейшим аспектом правозащитной деятельности орга­нов конституционного контроля является проблема ограниче­ния прав н свобод п пределы таких ограничении. Как известно, конституции предоставляют законодателю полномочия при определенных условиях и в определенных границах регулиро­вать нрава п свободы человека п гражданина, издавая законы п



§ 2. Конституционны]"! Суд РФ: защита нрав и свобод человека


 


соответствующие им нормативные акты, в которых определя­ются условия, порядок осуществления, гарантии защиты и фор­мы ответственности за их нарушения.

Установление границ и пределов действия прав и свобод является одной из наиболее сложных проблем юридической системы. Решая се, законодатель должен руководствоваться принципами и нормами конституции. Вводимые им ограниче­ния составляют важный аспект деятельности органов консти­туционного контроля. Исходя из посылки о том, что конститу­ционные ограничения выступают показателем, позволяющим определять степень свободы и защищенности личности, консти­туционные суды решают, насколько вводимые ограничения со­ответствуют принципам правового государства и демократии, конституции н общепризнанным принципам международного права. В практике конституционных судов, а также региональ­ных и международных органов по защите прав человека сло­жился ряд принципов и концептуальных установок для опре­деления конституционности таких ограничений. К их числу относится отсылка к закону*. Согласно данному принципу нор­мативная регламентация прав и свобод человека, а также их ограничения возможны только на уровне закона, соответствую­щего общим положениям конституции относительно допусти­мости и объема вводимых ограничений.

Другим важным принципом считается соразмерность или мнреш чрезмерных ограничений прав и свобод. Смысл его в том, чтобы выяснить, действительно ли опасность для конститу­ционного строя и правопорядка настолько велика и реальна, что законодатель обязан ограничить права и свободы человека, и соразмерны ли они возникшей угрозе. Особые сложности и конфликты касаются тех прав и свобод, для которых конститу­ция пс устанавливает прямых оговорок, сужающих их содер­жание.

Выход из такой ситуации конституционные суды ряда зарубежных стран находят в принципе сохранения сущноан но/о содержания прав и свобод, смысл которою — дополни­тельные правозащитные гарантии против чрезмерных ограни­чений. Это требование призвано обеспечить сущпоспюс содер-

' В западной доктрине н практике нсполыусчся термин, которын буквально переводится па русский я.шк как "оговорка о законе".



Глава X. Конституционным контроль


 


жанмс прав и снобод; оно используется как заслон против опас­ности "опустошения" этих прав, как панацея от многочислен­ных отсылок к закону, когда парламент может ввести такие ограничения, которые "выхолостят" содержание прав и свобод человека. Из этого следует, что ограничения должны быть све­дены к необходимому минимуму, а чрезмерные ограничения — запрещены.

Теория и практика этой деятельности основываются на том, что подобные ограничения находятся в зависимости от специ­фических условии существования каждого государства и уста­навливаются им самостоятельно. Однако в современных условиях международное сообщество выводит эту проблему за пределы внутренней компетенции государства. Основные меж­дународные документы по правам человека определяют прин­ципы введения ограничений, необходимых и допустимых в де­мократическом обществе, а также их пределы. Такие ограниче­ния подразделяются па общие, перечисляющие условия, цели и пределы ограничений, и специальные, сопровождающие конк­ретные права и свободы. Всеобщая декларация прав человека (ст. 29) и Международные пакты о правах человека указывают следующие основания и условия возможных ограничений: они могут вводиться только па уровне закона; исключительно с целью соблюдения и уважения прав и свобод других и постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав; в инте­ресах удовлетворения справедливых требований морали, обес­печения и охраны государственно!! безопасности, общественно­го благосостояния в демократическом обществе. Как видим, все вышеуказанные принципы конституционного правосудия — отсылка к закону, сохранение сущпостпого содержания, прин­цип соразмерности, запрет чрезмерных ограничений — в пол­ной мерс соответствуют международно-правовым нормам о не­обходимых и допустимых в демократическом обществе огра­ничениях.

Некоторые аспекты ограничений в международных доку­ментах регулируются более подробно. Так, в п. 2 ст. 8 Между­народного пакта об экономических, социальных и культурных правах, где речь идет о свободе объединения в профсоюзы и праве па забастовки, специально указывается, что "настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользо­вания этими правами для лиц, входящих в состав вооруженных


§ 2. Конституционный Суд РФ: .защита прав п свобод человека 299

сил, полиции пли администрации государства". Перечень допу­стимых ограничений содержится г? Международном пакте о гражданских п политических правах применительно к свободе передвижения и свободе выбора места жительства, а равно к праву покидать любую страну (и. 3 ст. 12); применительно к свободе мысли, совести п религии (п. 3 ст. 18). К ним относятся ограничения, установленные законом и необходимые для охра­ны общественной безопасности, общественного порядка, здоро­вья и нравственности населения, нрав н свобод других лиц. Аналогичные критерии устанавливаются в отношении права на свободу выражать свое мнение, свободу собраний, ассоциаций и некоторых других. В полном соответствии с этими установка­ми российская Конституция дает в ч. 3 ст. 55 перечень допус­тимых ограничений нрав п свобод человека н гражданина.

Рассматриваемая проблема стала решающей в деле о про­верке конституционности ст. 12 Закона СССР от 9 октября 1989 г. "О порядке разрешения коллективных трудовых спо­ров (конфликтов)". Закон СССР ограничивал право па забас­товку для ряда организации-, учреждений, предприятий и неко­торых отраслей промышленности. Не устанавливая точные пре­делы ограничений, проистекающие из смысла и нрсдназпачения права на забастовку, законодатель ввел запрет, препятствую­щий осуществлению содержательной сущности этого права, а именно использованию забастовки в качестве средства защиты профессиональных, социальных н экономических интересов ра­ботников. Тем самым установленный законодателем запрет зат­рагивал саму сущность права па забастовку, что противоречило ст. 18 Конституции РФ, поскольку такое ограничение несовме­стимо с природой данного права, с его конституционными га­рантиями.

Особое место проблеме ограничений было отведено Кон­ституционным Судом РФ при рассмотрении дела о проверке конституционности 220' п 22СН УПК РСФСР по жалобе граж­данина Аветяпа. В отношении пего было возбуждено уголов­ное дело за злостное уклонение от уплаты алиментов п выне­сено постановление о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, которое не было исполнено вплоть до момента прекращения уголовного дела. Австян об­ращался в суды общей юрисдикции с жалобами на незакон­ность такого постановления п просил его отменить. Однако



Глава X. Конституционны]! контроль


 


в рассмотрении жалобы ему дважды было отказано со ссыл­ками на ст. 220' и 220- УПК, согласно которым такие жало­бы могут быть принесены только реально содержащимся под стражей лицом и рассматриваются судами но месту такого содержания. Эти нормы УПК ограничивают реализацию кон­ституционного нрава граждан на обращение за судебной за­щитой. Между тем, согласно Конституции, допустимые огра­ничения могут быть введены только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности и здоровья населе­ния, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обо­роны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Суд разъяснил, что право на судебную защиту ни в каком случае не может вступить в противоречие с данными целями и, сле­довательно, оно не подлежит ограничению. Поэтому, подчер­кнул Суд, право на судебную защиту отнесено но Конститу­ции к таким правам, которые не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах (ч. 3 ст. 56), а в контексте ос­париваемых статен УПК его смысл должен состоять в конк­ретизации субъективного права на охрану государством дос­тоинства личности, а также ее свободы и неприкосновеннос­ти. Суд особо подчеркнул, что личность в се взаимоотноше­ниях с государством выступает не как объект государствен­ной деятельности, а как равноправный субъект, который мо­жет защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (ч. 2 ст. 45 Конституции) и спорить с государ­ством в лице любых его органов.

Произволу властей и любой опасности злоупотреблений с их стороны должно противостоять право на судебное обжало­вание. Одновременно Суд указал и на то, что ограничение кру­га лиц, имеющих это право, нарушает положение ст. 19 Консти­туции РФ о равенстве всех перед судом и законом. Исходя из этого, Конституционный Суд в своем постановлении от 3 мая 1995 г. признал ст. 220' и 2202 УПК РСФСР не соответствую­щими Конституции РФ и противоречащими ее статьям: 46 (ч. 1 и 2), 19 (ч. 1),21 (ч. 1), 22 (ч. 1),55(ч. 3).

В этом обстоятельном и развернутом постановлении Кон­ституционный Суд не только представил свое понимание раз­личных аспектов проблемы ограничения применительно к сво­боде и неприкосновенности личности, но и выявил систему коп-


§ 3. Юридическая сила решении Конституционного Суда 301

сгитуциоиных механизмов ее защиты от возможных злоупот­реблений ими.

Таким образом, главная проблема защиты прав и свобод че­ловека состоит в том, чтобы не допустить злоупотреблений огра­ничениями. Как справедливо отмечает Р. Мюллсрсон, возмож­ность ограничения прав и свобод личности всегда таит в себе уг­розу если даже не злоупотреблений, то во всяком случае приня­тия несоразмерных охраняемому общественному интересу огра­ничительных мер1. Панацеей от таких злоупотреблении, как уже отмечалось, служит принцип соразмерности и выводимая из пего формула о запрете чрезмерных ограничений. Этот запрет (в про­цессе законодательной и правопрпменптелыюй деятельности) оз­начает, что допустимые по Конституции и международным доку­ментам о правах человека ограничения должны по содержанию и объему соответствовать целям вводимых ограничений и могут применяться только для защиты иных равнозначных правовых ценностей. Применяемые средства защиты к тому же должны быть необходимы, оптимально пригодны и соразмерны.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.