Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Финансовый механизм местного самоуправления



Финансовый механизм местного самоуправления представляет собой систему финансовых отношений между домашними хозяйствами (населением) и субъектами сообщества, возникающих в процессе жизнеобеспечения, представления и потребления коммунальных услуг и товаров первой необходимости в пределах территории их проживания.

Участниками финансовых отношений местного сообщества являются: члены сообщества, домохозяйства, хозяйствующие субъекты, органы местного самоуправления и отдельные его работники, бюджет местного сообщества и фискальные органы государства. Финансовыми источниками доходной части бюджета местного сообщества являются: местные сборы в виде добровольного самообложения населения; отчисления из доходов хозяйствующих субъектов, созданных местным сообществом, доходы от сдачи в аренду имущества, принадлежащего местному сообществу; добровольные пожертвования юридических и физических лиц; средства выделяемые из бюджета различных уровней в порядке государственной поддержки местного сообщества.

Бюджет местного сообщества расходуется на: содержание органов местного самоуправления; поддержание слабо развитых домашних хозяйств; создание условий, правил и норм функционирования хозяйствующих и других субъектов, созданных местным сообществом; благоустройство и содержание территории; поддержание образования и здравоохранения на территории; выполнение поручений органов государственного управления и повышение квалификации работников местного самоуправления.

Систематизирующим здесь является бюджет каждого домашнего хозяйства. Экономический механизм местного самоуправления направлен на его пополнение и его экономию за счет: а) организации рабочих мест трудоспособному населению в хозяйствующих субъектах местного сообщества; б) получения части доходов КСДХ ее учредителями – главами домашних хозяйств; в) введения льготных тарифов на коммунальные услуги и сниженных цен на товары первой необходимости многодетным семьям и домохозяйствам со слабой экономикой.

По мере развития экономики домашних хозяйств и укрепления бюджета местного сообщества по решению «собрания» в установленной очередности домашним хозяйствам предоставляют местные кредиты на строительство (ремонт) дома, развитие личного подворья и т.д.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1. В последнее время в результате либерализации и демократизации взглядов на государственное устройство стало широко распространяться мнение о необходимости зарождения института местного самоуправления. Без самоорганизации общества невозможно обеспечить высокие стандарты, сформировать гражданское общество и укрепить целостность Казахстана.

Сегодняшний этап развития казахстанского самоуправления свидетельствует о сложных социально-экономических и политических проблемах переходного периода, отражает его противоречивость, незавершенность и неопределенность многих процессов, имеющих место в нашей республике.

На сегодняшний момент большую значимость для развития демократических начал в Казахстане имеет территориальная общность населения.

2. В исследовании систем местного самоуправления немаловажную роль играет изучение развития местного самоуправления в странах СНГ и в развитых странах мира.

В России исторически сложились две системы управления на местах: а) местное государственное управление и б) земское и городское самоуправление. Сначала 90-х годов начала формироваться новая форма самоуправления – муниципальная. Все они в той или иной мере представляют единую систему местного управления.

Проблема разделения государственной власти и местного самоуправления здесь выражается в напряженных отношениях между губернаторами и мэрами областных центров и запутанной системе полномочий всех уровней власти, что парализует деятельность органов местного самоуправления.

3. В результате изучения опыта местного самоуправления на Западе можно сказать, что данная система управления играет немаловажную роль в функционировании свободной демократии в странах с развитой экономикой.

Основы современной системы местного самоуправления складывались главным образом в результате муниципальных реформ в XIX в.

Анализ ситуации с местным самоуправлением в развитых странах выявил три основных типа управления на местах: англосаксонский тип (США, Велико­британия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.); француз­ский тип (Франция, Италия, Бельгия, Испания, ряд стран Латинской Америки, Ближнего Востока) и смешанный тип (ФРГ, Япония).

Англосаксонский тип характеризуется глубокой автономией местных органов и отсутствием выраженного прямого подчинения их вышестоящим органам, центру. Кроме того, для англосаксонской модели характерно отсутствие на местах уполномоченного центрального правительства, которое бы опекало представительские органы, избираемые населением административно-территориальных единиц..

Французский (или континентальный) тип самоуправления отличается, прежде всего, развитой системой административного контроля центральной власти над местными органами. Данный тип напоминает иерархическую пирамиду, в которой происходит передача различных директив и информации сверху вниз - от центра на территории и где от центральной власти активно работает система агентских организаций на местах.

О смешанных формах самоуправления позволяет судить то, что в некоторых странах успешно функционирует как англосаксонская, так и французская модель.

Несмотря на то, что между тремя типами местного самоуправления имеются существенные различия, их функционирование строится на многих сходных принципах, свойственных современному демократическому государству.

При анализе места и роли местных органов власти в политической системе западных стран выявляется двойственный характер местного самоуправления (самостоятельность в чисто местных делах и осуществление отдельных государственных функций на местном уровне).

Правовые и политические полномочия муниципальных органов, как правило, исходят из более высоких уровней управления. Характерно, что крупные города имеют большую автономию и, соответственно, несут большую ответственность по сравнению с большими городами и поселками с правом самоуправления.

4. Местное самоуправление относится к числу традиционных институтов западной демократии и выступает наряду с парламентом представительным органам государства. Основой системы местного самоуправления являются местные представительские органы, имеющие определенный правовой статус. Анализ показывает, что все реформы в области местного самоуправления, проводимые в последние десятилетия в странах Запада, направлены на укрепление демократии, социально-правового государства, на активный поиск оптимального сочетания форм центрального управления и местного самоуправления, рационального распределения полномочий между представительскими и исполнительными органами власти.

В настоящее время в развитых странах, в частности, в Западной Европе, продолжается процесс реформирования отношений между центром, регионами и местным самоуправлением. Некоторые правительства проводят политику децентрализации государственного уровня, предоставляя местным органам власти автономию в решении широкого круга вопросов. Другие же, наоборот, усиливают вмешательство в дела местных территориальных коллективов.

Пример западных стран показывает, что несогласованность между местным уровнем и центром расценивается гражданами государства как норма.

Прежде чем приступить к рассмотрению концептуальных вопросов самоуправления, целесообразно через определение самоуправления разграничить компетенции (полномочия) государства и органов самоуправления.

5. В основу экономической модели местного самоуправления будут положены концептуальные положения, основанные на ограниченном внешнем управлении и более самостоятельном внутреннем управлении.

· В период внедрения системы местного самоуправления целесообразно создание государственного органа, в компетенцию которого входило бы решение комплекса социально-политических мер по проблемам местного самоуправления и определение и реализация реформ организации управления на местах.

· Систему местного самоуправления необходимо строить на основе системы потребностей местного населения: коммунальные, образовательные, медицинские, потребности перемещения и т.д. и товаров первой необходимости.

· На основании установленных потребностей следует образовать систему коммунальных и других услуг местному населению для обеспечения их жизнедеятельности с установленным уровнем качества жизни.

· Экономическая модель местного самоуправления строится как особая организация муниципально-кооперативного характера и государственно-коммерческого содержания.

· Для эффективного маневрирования, использования и перераспределения финансовых ресурсов местных бюджетов необходимо создание муниципальных (местных) банков.

· Управление новой организацией следует законодательно увязать с

выборами и деятельностью (местных) акимов аулов и поселков. Органы местного самоуправления должны составлять и утверждать свой бюджет.

Предложенные во втором разделе работы «Предлагаемая экономическая модель местного самоуправления в Республике Казахстан» сжато сводится к следующему:

6. Исходя из Конституционного положения (статья 89 Конституции РК), местное самоуправление не входит в систему государственного управления, самостоятельно в вопросах местного значения и действует под свою ответственность в пределах законодательства и государственной политики Республики Казахстан.

Развитие местного самоуправления это реальное развитие демократии в обществе, массовое, профессиональное развитие местных кадров, устранение лишних ступеней иерархии управления, устранение бюрократии и выбивание базы у коррумпированных чиновников по сдерживанию проводимых руководством страны демократических реформ. Государство, признавая самостоятельность местных органов самоуправления, конституционно делегируя им, государственные функции местного значения под его ответственность, сохраняет право «надзора» в рамках действующего законодательства. Это и есть государственный характер местного самоуправления.

Поскольку все население государства охватывается через сеть местного самоуправления участием в управлении обществом, местное самоуправление является одной из основ Конституционного строя и, по сути, основополагающим принципом организации современного демократического общества. Создание института местного самоуправления становится фундаментом дальнейшего развития государственности, ввиду высокой самоорганизации общества и укрепления целостности республики.

7. Другой и основной функцией местного самоуправления является хозяйственное регулирование на закрепленной территории в сфере жизнеобеспечения населения, сгруппированного в домашнее хозяйствах. «Домашнее хозяйство» (ДХ) в данной экономической модели является система образующим фактором. Совокупность домашних хозяйств при соответствующей организации нормативно-правовой проработке их экономических связей, формируется в «местное (муниципальное) хозяйство» и соответствует принятому понятию «хозяйство» - это совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенной территорией и характером деятельности. Хозяйствующими субъектами в местном хозяйстве являются домашние хозяйства, созданные местным сообществом производственные структуры типа кооператива, артели, кредитных товариществ и др.

Для координации (регулирования) их совместной деятельности объективно создаются органы местного самоуправления. Все они ведут свою деятельность на одной территории при различных формах собственности – частной, коммунальной, коллективной, следовательно, местная экономика является также смешанной.

Итак, местное хозяйство – это совокупность органов самоуправления и хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою хозяйственную деятельность на одной определенной территории на основе частной и коммунальной собственности и собственных материально-финансовых ресурсов в интересах местного населения через предоставление им коммунальных и других услуг и товаров первой необходимости.

Исходя из выработанного нами определения, следует, что местное хозяйство носит потребительский характер, следовательно, может организовать свою деятельность на принципах потребительской кооперации в соответствии с Законом РК «О потребительской кооперации». Пайщиками (учредителями) выступают собственники домашних хозяйств (дом, надворные постройки и приусадебный участок). Следовательно, дополнительно местное сообщество может еще основываться на основе закона РК «О жилищных отношениях в РК».

8. Эффективность деятельности органов местного самоуправления зависит, прежде всего, от рационального разделения полномочий с государственным управлением. Это разделение, осуществляется по территориальному признаку и функции локального характера – обеспечение населения коммунальными услугами и товарами первой необходимости. Органам местного самоуправления в нормативном порядке следует запретить командовать и применять насилие в отношении местного населения. Разделение функций местного самоуправления и государственного управления входит в общую систему децентрализации власти по всем уровням управления государством и обществом. При слабом развитии местного самоуправления вертикаль государственного управления доходит до аула (поселка), когда центральная власть не в состоянии учесть и отразить предпочтения и нужды всех граждан. Однако, некоторые услуги, например, оборона, здравоохранение, образование и другие не могут быть представлены эффективно на местном уровне.

9. Для обеспечения правовых основ местного самоуправления следует обеспечить баланс собственности полномочий и ресурсов. Имеющиеся на территории частная, коммунальная собственность и собственность хозяйствующих субъектов должны стать имущественной основой и в различной форме содействовать деятельности органов местного самоуправления для самообеспечения жизнедеятельности местного населения.

10. Важнейшим условием деятельности органов и субъектов местного самоуправления является их ресурсное обеспечение: финансовое, трудовое и земельное, поскольку, местное сообщество не является субъектом государственного управления и не управляет государственной собственностью, не входит в систему «налогового разделизма» и не может финансироваться из государственного бюджета. Бюджет местного самоуправления должен иметь свои источники финансирования в виде добровольного самообложения населения, добровольного пожертвования юридических и физических лиц и доходов от собственной хозяйственной деятельности. Средства из государственного бюджета могут использоваться в порядке целевой поддержки местного сообщества.

Трудовыми ресурсами органов и хозяйствующих субъектов местного самоуправления являются только трудоспособное население – члены данного сообщества. Выбывший из территории житель теряет право получить рабочее место в хозяйствующих субъектах и быть избранным в органы местного самоуправления.

11. Источником экономической власти местного самоуправления является население, компактно проживающее в пределах установленной территории аула, поселка, микрорайона и городов районного значения. С точки зрения теории управления хозяйственное самоуправление обеспечивается при органическом единстве категорий собственности, труда и управления. Население территории владеет собственностью, трудится и управляет. Только на этих условиях в корне устраняется бюрократическое управление.

Другой особенностью самоуправления является то, что первым этапом «сжатия» экономической власти является определение главы (руководителя) домашнего хозяйства для участия в дальнейших фазах демократического формирования органов местного самоуправления. В качестве основного подхода к организации местного самоуправления нами предлагается рассмотреть «домохозяйство» в качестве системообразующего фактора.

12. Субъектами местного самоуправления являются:

· Сход местного сообщества;

· Собрание местного сообщества;

· Кенес местного сообщества;

· Жетекши и Жамият местного сообщества;

· Кооператив собственников домашних хозяйств;

Сход местного сообщества является высшим органом власти местного самоуправления, который избирает: собрание местного сообщества; Кенес местного сообщества и Жетекши. Собрание местного сообщества главы домашних хозяйств и является высшим органом экономической власти, на нем утверждается бюджет местного сообщества, нормативы внутри хозяйственной деятельности и другие социальные вопросы.

Кенес избирается из числа глав домашних хозяйств численностью до 11 человек, в качестве наблюдательного и ревизионного органа местного самоуправления. В структуре Кенеса создаются комиссии по отраслям деятельности (энергетика, ремонтно-строительные работы и т.п) во главе одного из членов Кенеса. Комиссии формируют объем работ коммунальных услуг, товаров первой необходимости на хозяйственный год и утверждает его на собрании местного сообщества. Утвержденный годовой объем работ Кенес передает Жамияту – Правлению КСДХ на исполнение. Из числа членов Кенеса подбираются руководители хозяйственных субъектов и Жетекши местного сообщества.

Жетекши избирается Сходом из числа членов Кенеса и под его наблюдением в соответствии с действующим законодательством готовит условия для создания местного (коммунального) хозяйства производственной деятельности по предоставлению коммунальных услуг населению.

Учредителем этого хозяйства выступают собственники домашних хозяйств (дворов). Местное хозяйство создается в форме кооператива собственников домашних хозяйств (КСДХ) и является юридическим лицом. Правовой базой для учреждения такого хозяйства на сегодняшнее время может служить уже действующее в Республике Казахстан Законы: Закон РК «О жилищных отношениях в РК,» «О сельской потребительской кооперации в РК», «О потребительских кооперативах в РК», Конституция РК и принимаемый закон РК «О местном самоуправлении в РК».

Основными принципами формирования и деятельности КСДХ является добровольность, потребительский характер, неравномерность паев, демократичность в управлении и др. Каждое домашнее хозяйство входит своим «паем» в учредители кооператива. Население в целом через выборное Кенес входит в список учредителей в виде имущественного пая – коммунальной собственности, отданной Правительством под управление местному сообществу (клуб, котельная и др. здания и сооружения, техника и др.)

Кооператив собственников дворовых хозяйств является юридическим лицом и имеет свой расчетный счет. Хозяйственным органом управления КСДХ является его Правление – Жамият, избираемый «местным сообществом» преимущественно из числа членов Кенеса. Высшим органом хозяйственно-исполнительной власти местного самоуправления становится собрание местного сообщества. Им, по представлению Кенеса, утверждается председатель Правления из числа членов Кенеса. Преимущественно Жетекши одновременно избирается и Председателем Правления Кооператива собственников домашних хозяйств.

Для оперативного руководства «местной экономикой» аула (поселка), Кенесом нанимаются профессионально подготовленные: а) помощник Жетекши; б) бухгалтер-кассир из числа лиц постоянно проживающих на территории.

Итак, в этой модели сочетаются интересы населения домашних хозяйств и местного сообщества и реализуются принципы хозяйственного самоуправления органическим единством собственности, труда и управления.

13. Главным назначением местного самоуправления является представление интересов самоуправляющейся территории и обеспечение населения коммунальными услугами и товарами первой необходимости.

 

 

Список использованных источников

 

1. Конституция Республики Казахстан. – Алматы: Казахстан, 1997г

2. Закон РК « О местном государственном управлении в РК». – Алматы, 2001 г.

3. Закон РК « О жилищных отношениях» – Алматы, 2002 г.

4. Закон РК « О потребительском кооперативе». – КазПравда, 15 мая, 2001 г.

5. Проект Закона РК « О местном самоуправлении в РК».

6. Белиспаев А. Проблемы формирования местного самоуправления в Республике Казахстан // Аль-Пари № 4-5, 1999 – с.19-22.

7. Чеботарев А. Проблемы формирования системы местного самоуправления в РК// Правовая реформа в Казахстане № 1 (5) – 2000 – с. 12-16.

8. Калиулы Ж., Марданов К. Местное самоуправление: взгляд со стороны / Деловое обозрение «РЕСПУБЛИКА» № 38(70) от 4 октября 2001- с. 4.

9. Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 208 с.

10. Шарипбаев К.К. Опыт развития института местного самоуправления в ряде стран СНГ и Балтии // Саясат. – 2001. - № 5.- С.73 – 76.

11. Федеральный закон Российской федерации № 154-ФЗ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

12. Озганбаев О. Проблемы законодательного обеспечения государственного управления и самоуправления в Казахстане // О местном самоуправлении. Реалии, проблемы, перспективы. Информационно-аналитический бюллетень. Центр содействия демократии. Алматы, № 4, 1997. С. 71-72.

13. Тихимиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: Издательство БЕК, 1995. – 496 с.

14. Телебаев Г.Т. Некоторые проблемы введения местного самоуправления в республике Казахстан// Саясат. – 2001. - № 1.- С.10-12

15. Рональд Бабун. Американский федерализм и местное самоуправление. О некоторых итогах ознакомительной поездки в США в рамках российско-американского семинара по федерализму.

16. Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г.

17. Жиренчин К.А., Ахметов М. Развитие института местного самоуправления в законодательстве современного Казахстана // Саясат № 6, 1998 – с. 60-64.

18. Белиспаев А. Формирование органов самоуправления в Казахстане // Мысль № 2 – 2000 – с.10-15.

19. Таранов А.А. Местное самоуправление – проблемы законодательного обеспечение// Право и государство №6 – 1997 – С.4-11.

20. Салов О.А. Проблемы местного самоуправления // ЭКО № 5 – 2001 – 129-137.

21. Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан: Учебник. – Алматы: Жети жаргы, 1998. – 336 с.

22. Дауранов И.Н. Организация государственного управления: Монография. – Алматы: Издательство НВШГУ, 1997 – 156 с.

23. Белиспаев А.М. Децентрализация власти и развитие местного самоуправления в Республике Казахстан // Саясат № 4-5 – 2000 – с. 53- 58.

24. Кубаев К.Е. Развитие самоуправления в экономике сельскохозяйственных предприятий. – Вестник с\х науки Казахстана, 1988 г, № 7.

25. Кубаев К,Е. Кооперация как форма организации и управления.- Труды КазГау, 1994 г.

26. Кубаев К.Е Экономический механизм управления – функция собственности. – Труды КазГАУ,1993 г.

27. Кубаев К.Е Развитие кредитной политики в секторе малого бизнеса Казахстана и особенности организации мелкого кредита. – Исследования, результаты, КазНАУ, 2001 г.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.