Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Раздел 2 Предлагаемая экономическая модель местного самоуправления в Республике Казахстан



Глава 3 Общие положения местного самоуправления в Республике Казахстан

3.1 Основы и терминология местного самоуправления

Основы учения власти развивались в XIX и XX веках. Не смотря на некоторые расхождения по отдельным вопросам, на протяжении всего периода развития местного самоуправления ученые и политики сходились на точке зрения "свободной общины", и в том, что нации могут сформировать свободное Правительство, но без общинных институтов полного народовластия не смогут реализоваться. По мере развития государства и права уже в наше время идеи свободной общины трансформировались в теорию местного самоуправления и реализованы в виде известной Европейской Хартии.

Однако, современное понимание местного самоуправления далось не легко и стало результатом дискуссий и опыта нескольких столетий. Различие точек зрения сводилось:

а) является ли местное самоуправление частью государственной системы управления? б) местное самоуправление имеет негосударственный, больше хозяйственный характер; и в) местное самоуправление носит двойственный государственно-общественный (смешанный) характер. Как следует из истории развития государств, каждые из них шли по одному из этих путей.

Исходя из условий развития и законодательства нашего государства и результатов данного исследования, концепция организации местного самоуправления в Казахстане основывается на следующем подходе: местное самоуправление не входит в систему государственного управления, самостоятельна в решении вопросов местного значения под свою ответственность, а также действует в пределах действующего законодательства и в соответствии с государственной политикой Республики Казахстан. Деятельность органов местного самоуправления носит негосударственный и хозяйственный характер в интересах местного населения. Эти концептуальные подходы положены в основу наших дальнейших практических разработок по созданию экономической модели местного самоуправления в Республике Казахстан. Такая концепция местного самоуправления позволяет реализовывать народовластие и предоставляет населению самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения на основе собственно имущественно финансовой базы и государственной поддержки. В наиболее общем случае местные органы самоуправления самим государством могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

Развитие местного самоуправления это реальное развитие демократии в обществе, массовое профессиональное развитие местных кадров, устранение лишних ступеней иерархии управления, устранение бюрократии и выбивание базы у коррумпированных чиновников по сдерживанию проводимых руководством страны демократических реформ. Это общественно- государственное содержание развития местного самоуправления.

Однако, несмотря на Конституционное признание местного самоуправления в качестве основополагающей составляющей гражданского общества, многие вопросы детально не проработаны и нормативно не закреплены.

Важнейшей проблемой, как отмечалось, на всем протяжении развития самоуправления является соотношение управления и самоуправления. На современном этапе государство, признавая самостоятельность местных органов, сохраняет за собой («под свою ответственность») право надзора за законностью этих решений. При этом, следует подчеркнуть, что местное сообщество здесь выполняет именно государственные функции по решению местных вопросов, делегированное этим же государством, под своим надзором. Это - государственный характер местного самоуправления.

Другой и основной функцией местного самоуправления является хозяйственное регулирование. Каждое местное сообщество имеет свое «местное хозяйство» (или «муниципальное хозяйство»)

Известно, что «хозяйства» - это совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенной территорией и характером деятельности. Хозяйствующими субъектами в местном хозяйстве являются домашние хозяйства, производственные Артели, потребительские кооперативы, кредитные товарищества и др. Отсюда объективно возникает упомянутая функция местного самоуправления - функция координации (регулирования) деятельности хозяйствующих субъектов. Все они ведут свою деятельность на одной и определенной территории при различных формах собственности и деятельности. Следовательно, местное хозяйство имеет смешанный характер. Для ведения местного хозяйства и осуществления функции регулирования местное сообщество формирует органы местного самоуправления.

Исходя из этого, местное хозяйство – это совокупность учреждений (органы самоуправления) и предприятий, осуществляющих свою хозяйственную деятельность на одной определенной территории на основе частной, коммунальной собственности и собственных финансово-материальных, трудовых ресурсов в интересах всего местного населения через предоставление им коммунальных и других услуг и товаров первой необходимости.

Объединяющим собственность, власть, труд и управление в местном самоуправлении является само местное сообщество. В этой системе все субъекты – органы самоуправления, предприятия - и частные и коммунальные равны в пределах их компетенции. Следовательно, в этих условиях мы имеем дело с хозяйственным самоуправлением, где хозяйство отличается более широкими правами в хозяйственной деятельности в сравнении, например, с государственными предприятиями.

Кроме того, «хозяйственное самоуправление» имеет общественный характер использования результатов деятельности.

И, наконец, деятельность местного хозяйства строится на нуждах своих субъектов и на их спросе. Поэтому, носит еще и потребительский характер. Следовательно, он может организовать свою хозяйственную деятельность на принципах потребительской кооперации. Пайщиками (учредителями) таковой здесь могут выступать собственники дворовых хозяйств, где правовой основой может выступать право собственности на жилище, дом с надворными постройками и приусадебным участком. Следовательно, при разработке организационно-экономического механизма местного самоуправления правовой базой может служить Закон РК «О жилищных отношениях в Республике Казахстан» и опыт формирования деятельности кооперативов собственников квартир (КСК).

Причем, рассматриваемый тип хозяйственного самоуправления строится по территориальному признаку. Территория здесь выступает в качестве объективных условий, ограничивающих пределы полномочий органов самоуправления, придавая признак местного самоуправления.

В мировой истории сложилась практика компактного проживания населения на ограниченных (в удобных условиях) территориях от сословно-корпоративного до административно-территориального признака. И к настоящему времени наблюдается общая тенденция организации местного самоуправления на базе населенного пункта.

В условиях нашей страны с большой отдаленностью аулов и поселков на громадной территории Республики этот принцип наиболее приемлем. Он еще и способствует созданию единой наиболее управляемой системы местного самоуправления. Однако здесь еще необходимо учесть численность населенного пункта.

 

 

3.2 Правовые основы местного самоуправления

Правовые основы местного самоуправления заложены в Конституции Республики Казахстан в статье 89:

«…В Республике Казахстан признается местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения…». Это является большим достижением на пути демократизации общества и обеспечивает правовую базу для дальнейших проработок с целью создания механизма и основных положений местного самоуправления на практике.

Данным разработкам способствовали правовые нормы, заложенные в Законах Республики Казахстан «О жилищных отношениях», «О местном государственном самоуправлении в Республике Казахстан» и «О потребительской кооперации в Республике Казахстан» и др.

Кроме того, на начальных этапах исследований, нами проведено тщательное изучение опыта других стран, которые имеют англосаксонский тип (США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др); французский, или континентальный тип (Франция, Италия, Бельгия, Испания и ряд стран Латинской Америки, Ближнего востока) и смешанный тип, характерный для ФРГ, Японии и др. странам. Однако они не дают готовых рецептов для создания модели самоуправления в нашей стране. Учитывая это а также и унитарность нашего государства, нами сделана попытка выработать собственную систему местного самоуправления.

Местное самоуправление в Казахстане до настоящего времени не имеет достаточной нормативно-правовой базы из-за не проработанности организационно-экономических и социально-политических проблем. Ибо местное самоуправление имеет достаточную экономическую самостоятельность, выступает в статусе муниципалитета как корпорации, имеет свои отличительные особенности от коммерческих, частных и государственных образований и носит государственно-коммерческий характер. Дополнительные отличия вносит территориальная обособленность, удаленность и социальная направленность на интересы местного компактно проживающего населения.

Государственный характер местного самоуправления определяется, прежде всего, тем, что в Казахстане Законодательством Республики Казахстан местный уровень управления признан на уровне с республиканским и региональным. И в том, что он создается по условиям (законам), инициированным государством и работает под гарантией и надзором государства в интересах местного населения, поэтому система местного самоуправления создается и функционирует в соответствии с государственной социально-экономической политикой.

На местах государственную политику осуществляет орган

местного самоуправления. Согласно статье 89, п.2 Конституции Республики Казахстан, «местное самоуправление осуществляется населением непосредственно путем выборов» (см. Конституция РК 1995 г, стр 44

 

3.3 Принципы организации местного самоуправления.

 

Исходя из мирового и собственного опыта, в основу местного самоуправления в Республике Казахстан, следует положить следующие принципы:

Территориальный тип в качестве единицы самоуправления;

Это учитывает исторически сложившийся с устоявшимися традициями и ценностями совокупность людей в аулах и поселках Казахстана (аул, поселок, микрорайон, город районного значения)

Местное самоуправление, гарантируемое Конституцией Республики Казахстан (статья 89), обладает относительной самостоятельностью в пределах своих компетенций и решений вопросов местного значения и представление интересов населения его территории берет под свою ответственность и, следовательно, в этих рамках действует самостоятельно. Для реализации этого принципа местное самоуправление должно представлять целостную единую систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, без вмешательства иных властных структур самостоятельно решать вопросы местного значения.

Поскольку все население государства охватывается через сеть местного самоуправления участием в управлении обществом, местное самоуправление является одной из основ конституционного строя и, по сути, основополагающим принципом организации современного демократического общества.

Создание института местного самоуправления станет «фундаментом» дальнейшего развития государственности, повышения эффективности самого государства, ввиду высокой самоорганизации общества, возникновения социальной основы формирования гражданского общества и укрепления целостности республики. Для этого здесь выработаны механизмы разумного сочетания интересов государства и его территориальных сообществ, система управления, которая удовлетворяла бы интересы государственной власти, региональных и местных структур управления и, главное, интересы конкретных местных территориальных сообществ.

Институт местного самоуправления с охватом всей страны с законодательным его обеспечением станет базой окончательного формирования системы рыночной инфраструктуры, и быть реальной постоянной обратной связью развивающейся государственной политики.

Одной из сложных проблем создания единой системы управления общества является вопрос разделения государственной власти и местного самоуправления и одновременно отыскание механизма их органического сочетания. При отсутствии такового, несмотря на законодательное признание местного самоуправления, оно становится непосредственным продолжением местной государственной власти. Для этого рекомендуется включение в законопроект государственных минимальных стандартов, предусматривающих:

а) четкое разделение функций государственной власти и местного самоуправления;

б) верховенство закона;

в) строгое исполнение обязательств и ответственности сторон за исполнение своих функций, закрепленных государственными минимальными стандартами.

Сложность реализации этого принципа законодательного разделения функций между государственной властью и местным самоуправлением заключается в том, что гарантом собственного невмешательства в функции местного самоуправления является само же государство. Поэтому необходим механизм того, чтобы институт местного самоуправления стал насущной потребностью самого государства. Эту норму, как один из вариантов, можно заложить через систему обратной связи электората (населения территорий) представительными (выборными) органами власти и выборными Акимами.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.