Основной идеей управления компактными территориальными образованиями является идея самоуправления, причем самоуправление по жизнеобеспечению населения территории: предоставление коммунальных услуг и товаров первой необходимости. Следовательно, это самоуправление местного значения с потребительским характером деятельности. Такое управление можно назвать местным (или коммунальным) управлением. Далее, ответим на вопрос почему мы его называем самоуправлением. Коммунальный характер деятельности определяет, что мы имеем дело с хозяйственным самоуправлением. Результаты наших исследований показывают [32-35], что его методологической основой является единство собственности, труда и управления. В противном случае, территория будет «скатываться» на бюрократический тип управления. В предлагаемой модели право на управление имуществом в виде коммунальной собственности принадлежит местному сообществу, домохозяйства являются частной собственностью семей.
Местное самоуправление в Республике Казахстан является Конституционным правом (статья 89) населения территориальных образований под свою ответственность решать вопросы местного значения. В качестве единицы самоуправления принимается территориальный принцип, который учитывает исторически сложившиеся традиции и ценности совокупности людей в аулах и поселках Казахстана (аул, поселок, микрорайон, город районного значения).
Разработанная экономическая модель местного самоуправления является механизмом реализации основного Закона страны и образует сеть местного самоуправления всего населения государства на пути развития современного демократического общества.
Сеть местного самоуправления обеспечивает высокую самоорганизацию общества и укрепляет целостность республики. Возникает система управления сочетающая интересы государственной власти, региональных структур и, главное, интересы конкретных местных территориальных сообществ. Отсюда, и право на управление местным хозяйством принадлежит им же. В органах местного самоуправления и хозяйственных субъектах трудятся представители местного населения, домохозяйств. Следовательно, в данной экономической модели местного самоуправления реализуются на практике принципы «хозяйственного самоуправления».
Основными вопросами организации местного самоуправления являются создание сети сообществ, которые могут управляться принципами местного самоуправления. Создание органов местного самоуправления, определение функций местного самоуправления, разграничение полномочий местного самоуправления с органами государственной власти обеспечение источников формирования бюджета местного самоуправления, формирование принципов создания деятельности местного хозяйства по обеспечению населения коммунальными услугами и товарами первой необходимости.
Задачами местного самоуправления являются представление интересов жителей самоуправляющейся территории и обеспечение их коммунальных и других потребностей и нужд местного значения. Важно закрепить норму, запрещающую органами местного самоуправления командовать и применять насилие в отношении местного населения. Отсюда вытекает и вторая норма, что «местное хозяйство» должно носить потребительский характер.
Основными функциями местного самоуправления являются:
· согласование границ и состава территории местного сообщества;
· управление коммунальным имуществом;
· организация местного хозяйства для обеспечения населения коммунальными услугами и товарами первой необходимости;
· формирование и управление бюджетом местного сообщества;
· организация работы по содержанию и благоустройству территории местного сообщества и мест общего пользования;
· содействие развитию предпринимательства, учреждений образования, здравоохранения, транспортного обслуживания и социально-культурной сферы на территории сообщества;
· выработка и принятие нормативных актов деятельности местных органов самоуправления и местного хозяйства.
Местное сообщество представляет собой объединение граждан,
компактно проживающих в пределах территорий аулов (сел), поселков, аульных округов, городов районного значения. Для организации самоуправления принимается следующая структура местного сообщества: 1) Сход населения аула (поселка); 2) Собрание местного сообщества; 3) Кенес местного сообщества; 4) Жамият во главе с Жетекши; 5) Домашние хозяйства;
Сход является высшим органом власти на территории по решению вопросов местного значения, основными функциями которого являются выборы и роспуск органов местного самоуправления - членов собрания местного сообщества, Кенеса избирает Жетекши.
Собрание местного сообщества является предлагаемой нами новой структурой и избирается Сходом из числа глав Домашних хозяйств, он представляет собой высшую «экономическую власть» на территории. Такой подход к управлению местным сообществом обеспечивает экономические интересы домашних хозяйств. В компетенцию Собрания входят утверждение и изменение сметы доходов и расходов (бюджета) местного сообщества, утверждение местных нормативных актов и положений; утверждение и изменение Устава Жамията и хозяйствующих субъектов местного сообщества; принятие решения о добровольном самообложении.
Кенес, избираемый Сходом из числа членов Собрания местного сообщества числом до 11 человек, является наблюдательным и ревизионным органом местного самоуправления. В компетенцию Кенеса входит заслушивание отчетов по деятельности Жамията; отчета об исполнении бюджета местного сообщества, постановка вопроса перед Сходом об избрании, переизбрании Жетекши и членов Кенеса.
Местное (коммунальное) хозяйство – это совокупность хозяйствующих субъектов, учреждаемая собранием местного сообщества для самообеспечения домашних хозяйств и местного населения коммунальными услугами и товарами первой необходимости: кооператив собственников домашних хозяйств (КСДХ), производственные артели по оказанию коммунальных услуг, кредитное товарищество, кооперативный торговый центр, колбасный цех, пекарня и др.
Домашнее хозяйство – основной субъект местного сообщества. Все органы местного самоуправления и экономический механизм деятельности местного (коммунального) хозяйства направлены на самообеспечение и подъем экономики домашних хозяйств. Это реализуется через: а) участие глав домашних хозяйств в высшем экономическом органе управления – собрании местного сообщества; б) учреждение собственниками домашних хозяйств потребительского кооператива по самообеспечению населения коммунальными услугами и товарами первой необходимости и в) участие глав домашних хозяйств в формировании доходов и расходов бюджета местного сообщества.
Жамият во главе с Жетекши является исполнительным органом местного самоуправления. Жетекши избирается Сходом из числа членов Кенеса. Работники Жамията нанимаются на работу Жетекши. Прекращение полномочий Жетекши влечет прекращение полномочий Жамията. Особые отношения между Жетекши и представителем Правления КСДХ, Жамиятом и Правлением КСДХ должны оговариваться Уставом (кодексом) местного самоуправления.
В полномочия Жамията входит:
1) Формирование сметы доходов и расходов (бюджета) местного сообщества;
2) Планирование деятельности КСДХ, его производственных артелей и других хозяйствующих субъектов по запросам домохозяйств и населения через комиссии Кенеса.
3) Организация работ по содержанию и благоустройству территорию местного сообщества и мест общего пользования;
4) Содействие развитию и организации предпринимательства, образования, здравоохранения, социокультурной сферы на территории местного сообщества;
5) Содействие организации и контролю за тепло-, электро-, газо-, и водоснабжения и транспортным обслуживанием; оказание ветеринарных и юридических услуг гражданам, проживающим на территории местного сообщества.