Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 4 Формирование функций местного самоуправления



4.1 Общие функции местного самоуправления

· Основными функциями местного самоуправления (сходка, общее собрание населения) следует считать:

- разработка и принятие кодекса местного сообщества в соответствии с типовым;

- согласование границ и состава территории местного сообщества;

- управление коммунальным имуществом, переданным в

собственность местному сообществу Правительством РК;

- определение органов местного самоуправления, разделение функций и сроки их полномочий;

- принятие положения об имущественных и финансовых основах ведения местного самоуправления в соответствии с действующим Законодательством;

- принятие порядка формирования и расхода бюджета местного самоуправления;

- принятие порядка об избрании органов и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с нормами действующего законодательства;

- образование хозяйствующего субъекта для самообеспечения жизнедеятельности населения, компактно проживающего в данном ауле (поселке);

- представление и защита интересов населения аула или поселка в вышестоящих органах управления, других местных сообществах и хозяйствующих субъектах;

- поддержание и содействие развитию учреждений образования, здравоохранения и социально-культурной сферы на территории местного сообщества;

- организация работы по содержанию и благоустройству территории местного сообщества и мест общего пользования: парки, улицы, водоемы, места отдыха и другие объекты;

- содействие организации транспортного обслуживания населения;

- организация предоставления коммунальных услуг и товаров первой необходимости населению;

- организация ветеринарных услуг на территории местного сообщества;

- содействие развитию предпринимательства на территории местного сообщества и оказание юридических и экономических консультаций.

- принятие устава исполнительного органа местного самоуправления в соответствии с его типовым вариантом.

 

4.2 Разделение функций местного самоуправления и государственного управления.

· Главной функцией (назначением) местного самоуправления следует считать представление и защиту интересов жителей самоуправляющейся территории, предложение и обеспечение их потребностей, нужд и пожеланий, т.е оказание социальных услуг населению.

Следует нормативно (законодательно или уставным порядком) запретить органам местного самоуправления командовать, принуждать и применять насилие в отношении местного населения.

· В этом сущностное содержание и (главное) отличие местного самоуправления от государственных органов управления. Поэтому не корректно считать его «государством в государстве». Самостоятельность местного самоуправления относится, прежде всего, к наделению его правом защиты своих интересов и самоорганизации собственного жизнеобеспечения. Функции контроля и насилия остается у государства. Тем более, что гарантом создания и реализации этих прав у местного сообщества также является государство.

· Всеобщей особенностью местного самоуправления является локальный характер. Он определяет содержание системы управления и организации жизнеобеспечения населения. Из этой всеобщей особенности вытекают категории «самоуправление», «местное», «муниципальный». Они применимы в правовых актах и экономических отношениях для управления только на уровне местного самоуправления.

· Полномочия государственных органов и местного самоуправления следует разграничить по территориальному признаку, организационным функциям и закрепить это законодательно.

· При слабом развитии местного самоуправления вертикаль государственного управления доходит до аула (поселка). В этой ситуации центральная власть не в состоянии учесть и отразить предпочтения всех граждан. С точки зрения теории управления, теории государства и права, поскольку «единственным источником государственной власти является народ» (Конституция РК 1995 года, статья 3), власть принятия решений должна быть децентрализована настолько, насколько это возможно. Однако, некоторые услуги, например, здравоохранение, высшее образование и т.п, не может быть представлены эффективно на местном уровне. Выполнение других функций: оборона, охрана окружающей среды и т.п – местными органами недопустимо вообще. Отсюда, важным условием рационального сочетания государственного управления и местного самоуправления является рациональное разделение функций по уровням управления. Прежде всего, между: а) государственным и местным самоуправлением и б) уровнями государственного управления - республиканским, областным и районным. Основным критерием разделения функций управления является эффективность их исполнения. Кроме того, это исключает дублирование в работе и уменьшает «конфликтность» уровней власти.

· Эффективность деятельности органов местного самоуправления зависит не только от разделения его полномочий с государственным управлением, но и от рациональности распределения функций между уровнями иерархии государственных органов власти – республиканским, областным и районным. Децентрализация власти не может развиваться только при ее наличии на одном или двух уровнях. Она эффективна только при последовательном развитии по всем уровням иерархии управления государством и обществом. С точки зрения теории управления, следует различать процессы децентрализации и деконцентрации власти. Реальное разделение власти по уровням управления, т.е ее децентрализация происходит только при их наделении правом принятия самостоятельных решений по закрепленным за ними функциям. Отсутствие таковой при организации региональных органов власти ведет к процессу ее деконцентрации с одновременной консолидацией центральной власти. Объединяющим критерием оценки принимаемых на всех уровнях решений, в том числе органами местного самоуправления, является то, что они не должны противоречить Законам Республики Казахстан и государственной политики страны.

· Для реализации положений разделения полномочий по уровням управления и обеспечения правовых основ местного самоуправления следует обеспечить соответствие баланса собственности, полномочий, и ресурсов. Органы местного самоуправления не могут пользоваться государственной собственностью. Коммунальная собственность не является собственностью местного самоуправления, но может быть передано в управление органам местного самоуправления. В последующем проблему имущества местного сообщества необходимо решить законодательным путем. На территории местного сообщества есть а) частная собственность дворовых хозяйств, семей, дома, инвентарь, скот, надворные постройки, приусадебные участки и др.;

б) коммунальная собственность – клубы, котельные, гаражи, складские помещения и др.; и в) собственность хозяйствующих субъектов, осуществляющие свою деятельность на территории местного сообщества. Все они должны содействовать и в разной форме стать имущественной основой хозяйствования субъектов местного самоуправления для самообеспечения жизнедеятельности местного населения.

 

4.4 Ресурсное обеспечение местного самоуправления

· Важнейшим условием деятельности органов и субъектов местного самоуправления является их ресурсное обеспечение - финансовое, трудовое и земельное. Оно должно быть научно проработано, законодательно закреплено и нормативно обеспечено.

· Одним из сложных вопросов местного самоуправления является финансовые источники их деятельности. Поскольку местное самоуправление законодательно обладает относительной самостоятельностью в своей деятельности по вопросам обеспечения местного населения, не владеет государственной собственностью, оно не может использовать государственные средства, не может пользоваться налоговыми средствами, не входит в систему «налогового разделизма». Следовательно, органы местного самоуправления могут управлять только негосударственными источниками и негосударственной собственностью. Развитие территории местного сообщества и определенных услуг (здравоохранения, образовательных и др.) населению за счет бюджета разных уровней может осуществляться самим государством (не через органы местного самоуправления) при вхождении этих мер в республиканские, областные и районные программы социально-экономического развития. Поэтому для создания и успешного функционирования местного самоуправления важнейшей проблемой является выработка источников и механизмов его не государственно-финансового обеспечения в рамках законодательства Республики Казахстан.

Органы местного самоуправления могут использовать средства, выделяемые из местных бюджетов в порядке государственной поддержки местного сообщества (использовать средства из бюджета, а не управлять бюджетными средствами). Кроме того, источниками доходов местного сообщества могут быть деньги, полученные в результате добровольного самообложения населения и добровольного пожертвования юридических и физических лиц. В качестве таковых, к примеру, могут выступать хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории местного сообщества.

Наиболее перспективным источником денежных средств местного сообщества могут являться доходы хозяйствующих субъектов, созданных местным сообществом, что необходимо закрепить законодательно. В дальнейших исследованиях это положение будет разработано детально.

Дополнительным источником поступления средств в органы местного самоуправления могут явиться доходы от сдачи в аренду, принадлежавшего местному сообществу имущества.

· Обеспечение трудовыми ресурсами местного самоуправления тоже имеет свои особенности. Во-первых, участниками всех органов самоуправления и работниками хозяйствующих субъектов должны являться только члены местного сообщества, житель самоуправляемой территории. Выбывший из территории житель теряет право быть избранным в органы местного самоуправления, право голоса на собрании сообщества и право получить рабочее место в хозяйствующих субъектах, учрежденных местным сообществом.

· Земельные ресурсы, вошедшие в закрепленную за местным сообществом территорию, следует законодательно передать под управление местному самоуправлению, что явится имущественной основой хозяйственной деятельности местного сообщества.

· Итак, при наличии законодательной базы, обеспечении баланса собственности, ресурсов и рациональном разграничении полномочий создаются реальные условия для формирования и эффективного функционирования местного самоуправления в Республике Казахстан по принципам, описанным выше.

 

 

Глава 5 Формирование организационной структуры и экономического механизма местного самоуправления в Республике Казахстан

5.1 Формирование органов местного самоуправления

Источником экономической власти местного самоуправления является население, компактно проживающее в пределах установленной территории аула, поселка, микрорайона, аульных округов, городов районного значения. Реализует ее население путем выборов на своих сходках из числа постоянно проживающих на территории граждан в органах местного самоуправления. Причем население, прежде всего естественным путем сорганизовано в семьи, в которых они совместно ведут домашнее хозяйство для самообеспечения и развития семьи в целом и каждого члена семьи в отдельности. Именно содействие этому самообеспечению и развитию семьи через оказание необходимых услуг домашнему хозяйству и каждому члену семьи в отдельности и является основной функцией органов местного самоуправления.

С точки зрения теории управления, для этого необходимо обеспечить управляемость системы путем «сжатия» власти в меньших «структурах» от имени основного большего. Для этого необходимо стремиться, чтобы «меньшая» часть населения должна как можно больше отражать интересы всего населения и каждого человека в отдельности. Этому принципу на первом этапе «сжатия» для исполнения вышеуказанной основной функции местного самоуправления больше подходит семья-домохозяйство. Выбор главы домохозяйства для участия в дальнейших фазах демократического формирования органов местного самоуправления существенно уменьшит число участников управления и управляемость сообщества.

Согласно статье 89 Конституции Республики Казахстан, местное самоуправление наделено самостоятельностью в принятии решений по вопросам местного значения. Отсюда, высшим органом экономической власти является собрание местного сообщества. В качестве нового подхода к развитию местного самоуправления нами предлагается в основу формирования «местного сообщества» взять «домохозяйства».

Согласно Конституции РК «…местное самоуправление осуществляется населением непосредственно путем выборов, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в сельских и городских сообществах…». Отсюда, есть основание, чтобы население аула (поселка) которые в составе семьи ведут единое домашнее хозяйство, выбрали главу домохозяйства (отец и мать, сын и др.), который одновременно являлся бы членом «местного сообщества». Это положение имеет экономическое содержание, поскольку именно глава домашнего хозяйства защищает интересы членов семьи и знает ее состояние и запросы. В основе домашнего хозяйства лежит семья, которая по Конституции находится под защитой государства (статья 27). В условиях рыночных отношений домохозяйство становится рыночной категорией, участником рынка. Причем в выборах Кенеса и Жетекши участвует все население, достигшее 18 лет, а в учреждении и управлении кооператива по обеспечению жизнедеятельности на территории аула (поселка), главы (собственники) домашних хозяйств.

Высшим органом власти местного самоуправления является Сход населения аула (поселка), основной функцией которого являются выборы и роспуск органов местного самоуправления. Сход решает кадровые вопросы путем выборов членов соответствующих органов и их руководителей.

На Сходе населения избирается Кенес до 11 человек. Это наблюдательный и ревизионный орган местного самоуправления. Из числа членов Кенеса избирается глава исполнительного органа местного самоуправления – Жетекши. Он подотчетен Кенесу, который в случае необходимости ставит вопрос перед местным сообществом о переизбрании (переназначении) из числа других членов Кенеса. На Сходе утверждается список членов местного сообщества, составленный из числа глав домашних хозяйств.

Итак, выборными органами местного самоуправления являются:

1) Сход населения аула (поселка);

2) Местное сообщество;

3) Кенес местного сообщества;

4) Жетекши.

Отличительным в нашем подходе является сочетание государственного подхода путем участия в выборах всего населения, достигнувшего избирательного возраста, для формирования основных органов самоуправления и на более длительное время и хозяйственное содержание органов через создание «местного сообщества» из числа глав (собственников) домохозяйств для регулирования «местной экономикой».

Далее Жетекши под наблюдением Кенеса в соответствии с действующим законодательством создает местное (коммунальное) хозяйство для ведения производственно-финансовой деятельности по представлению необходимых коммунальных и других услуг местному населению.

Учредителем этого хозяйства выступают собственники домашних хозяйств (дворов). Местное хозяйство создается в форме кооператива собственников домашних хозяйств (КСДХ) и является юридическим лицом. Правовой базой для учреждения такого хозяйства на сегодняшнее время могут служить уже действующие в Республике Казахстан Законы: Закон РК «О жилищных отношениях в РК», «О сельской потребительской кооперации в РК», «О потребительских кооперативах в РК», Конституция РК и принимаемый Закон РК «О местном самоуправлении в РК».

Основными принципами формирования и деятельности КСДХ является добровольность, потребительский характер, неравномерность паев, демократичность в управлении др. Каждое домашнее хозяйство входит своим «паем» в учредители кооператива. Население в целом через выборный «Кенес» входит в список учредителей в виде имущественного пая – коммунальной собственности, отданной Правительством под управление местному сообществу (клуб, котельная и др. здания и сооружения, техника и др.)

Кооператив собственников дворовых хозяйств является юридическим лицом и имеет свой расчетный счет. Хозяйственным органом управления КСДХ является его Правление – Жамият, избираемое «местным сообществом» преимущественно из числа членов Кенеса. Высшим органом хозяйственно-исполнительной власти местного самоуправления становится собрание местного сообщества. Им по представлению Кенеса, утверждается председатель Правления из числа членов Кенеса. Преимущественно Жетекши одновременно избирается и Председателем Правления Кооператива собственников домашних хозяйств.

Для оперативного руководства «местной экономикой» аула (поселка) Кенесом нанимаются профессионально подготовленные: а) помощник Жетекши; б) бухгалтер-кассир из числа лиц, постоянно проживающих на территории. Итак, организационная структура местного самоуправления, в общем, имеет следующий вид:

 

 

 

……………….. ………..

 

 

( паи)

 

 

 

 

Имущественный

пай

 

 

услуги,товары

 

Рис.1. Структура органов управления местного самоуправления

 

Итак, как следует из рис.1, население аула (поселка) является источником экономической власти, создает (выбирает) его органы управления и одновременно потребителем услуг товаров. Кроме того, такая схема управления местным самоуправлением практически реализовывает заложенный выше принцип сочетания государственного подхода – избрание всем населением Кенеса и Жетекши и производственно коммерческого – выборные органы местного самоуправления, они органически сочетаются с хозяйственными – участие Кенеса в правлении КСХД и возможность совмещения должности Жетекши с должностью Председателя Правления. А главное, найден источник местных доходов для жизнеобеспечения местного населения в виде потребительско-коммерческой структуры кооператива собственников домашних хозяйств. Теперь в дальнейшем предстоит отыскать механизм деятельности КСХД, который «работал» бы на экономику, на интересы учредителей домашних хозяйств.

Демократичность правления здесь закладывается в ряде норм. Прежде всего, в выборности всех основных органов управления, в подотчетности Жетекши и Жамията Кенесу, Кенеса-собранию местного сообщества. Кроме того, демократизации способствует право Кенеса в зависимости от состояния местного хозяйства проводить ротацию Жетекши и членов правления из числа членов Кенеса.

Основной отличительной особенностью предложенной модели местного самоуправления является ее социально-экономическая направленность. Ибо эта схема управления позволяет ей строить свою деятельность исходя из запросов населения, во-первых. И постоянно улучшать экономику каждого домашнего хозяйства, во-вторых. Система позволит не сойти на путь чистого администрирования и наполнить постоянную, ежедневную деятельность местных органов конкретным экономическим содержанием.

Другой важной особенностью является норма участия, как в управлении, так и в получении услуг только местными жителями постоянно проживающими на территории данного сообщества. Этим достигается сопричастность в управлении и деятельности местных органов управления каждого члена и защита их интересов только своих членов кооператива со стороны организации. Механизм защиты экономических интересов будет более подробно раскрыт в дальнейших разделах работы.

Следующая норма, которую мы стремились заложить в разрабатываемую экономическую модель местного самоуправления - это исключение бюрократии. Экономической сутью бюрократического типа управления является взаимосвязь таких категорий как собственность, труд и управление. Если эти категории разобщены, т. е. владеет один (одни), трудятся другие и управляют третьи, имеем дело с чистым бюрократическим управлением. И, наоборот, если владеют собственностью, трудятся и управляют одни и те же люди - это хозяйственное самоуправление. Примером тому будет малое частное предприятие, небольшое крестьянское хозяйство и др. Однако, при управлении крупными субъектами выдержать полностью принцип самоуправления не легко. Но стремиться к этому следует. Тем более этот принцип местного именно самоуправления в Республике Казахстан является конституционной нормой. Основной идеей здесь является то, что управление осуществляется выбранными местным населением органами в интересах самого населения. Поэтому в экономическую модель местного самоуправления нами эти нормы заложены. Ибо здесь собственностью (коммунальная, частная (домашние хозяйства) и активы КСДХ) население владеет само.

Право трудиться в КСДХ и органах местного самоуправления предоставляется только лицам, постоянно проживающим на этой территории, и закладывается в Кодексе местного сообщества. Право участия в управлении людьми из данного местного сообщества закладывается в проект Закона "О местном самоуправлении в Республике Казахстан". Таким образом, обеспечивается "сближение" категорий собственности, труда и управления. Объединяющим их фактором является местное население.

Укреплению демократии в сообществе способствует закладываемая нами в модели норма расширения гласности и широкого участия населения аула (поселка) в управлении. Это, прежде всего, участие в выборах всего населения, наличие таких выборных органов, как местное сообщество, Кенес, Жетекши и Жамият, возможность ротации Жетекши среди членов Кенеса. Все это способствует формированию модели местного самоуправления на принципах хозяйственного самоуправления.

 

Таб 1 Принципы хозяйственного самоуправления в управления

в управлении местными сообществами

 

Собственностью владеет Трудится Управляет
- местное сообщество - домохозяйство Население территории - в КСДХ - в органах управления Население территории Население территории
Хозяйственное самоуправление
         

Примечание:

Объединяющим в этой системе управления становится местное население, которое будет править в своих интересах по вопросам местного значения - эффективное представление коммунальных и других услуг и товаров первой необходимости.

 

5.2. Система интересов в местном сообществе.

Основным интересом местного сообщества в целом является эффективное жизнеобеспечение местного населения всех возрастов и категорий. Однако, у каждого члена общества и других его субъектов интересы могут отличаться. Первая группа населения - трудоспособное население имеет интерес получить работу. Домашние хозяйства - получить по доступным тарифам и ценам коммунальные и другие услуги и товары первой необходимости (хлеб, соль, и др. продукты)

Малообеспеченные семьи, инвалиды и другие группы - социальную помощь и скидки на коммунальные услуги. Для детей дошкольного возраста необходимы ясли и детские сады. Кенес и Жамият - эффективное использование коммунального имущества и получение средств на содержание внутрихозяйственных дорог, парков идетских площадок и другие. Интерес КСДХ заключается в получении больших доходов для укрепления бюджета местного сообщества и усиления экономики домашних хозяйств через доступные тарифы коммунальных услуг и низкие цены на товары первой необходимости.

 

Табл 2 Система интересов в местном сообществе.

 

Наименование субъектов Интересы
- Местное сообщество - Жизнеобеспечение населения - Трудоспособное население - Получение работы - Домашние хозяйства - Доступные тарифы на услуги и цены на товары первой необходимости - Малообеспеченные семьи - Социальная помощь и скидки на на тарифы - Дети дошкольного возраста - Содержание и поддержка яслей и детсадов - Кенес, Жамият - Доход от управления коммуналь- ным имуществом и получение средств на содержание внутри- хозяйственных дорог, площадок, садов и др. - Кооператив собственников - Получение доходов, укрепление домашних хозяйств экономики домашних хозяйств  

 

Органы местного самоуправления обеспечивают эти интересы через механизм их эффективного сочетания. При этом необходимо учесть личные интересы каждого члена местного сообщества через систему материального и морального стимулирования. Исследования показывают, что в местных сообществах (аул, поселок, микрорайон) численностью порядка 1000 человек всевозрастающую роль в мотивации поведения человека играют моральные стимулы, чему способствует, отсутствие «обезлички» и действие широкой гласности. В системе управления предусматривается обратная связь населения с Кенесом, который по наличию жалоб и предложений судит об успехах или неудачах в деятельности Жетекши и Правления Кооператива.

Работники органов местного самоуправления подразделяются на выборные должностные лица и граждан, осуществляющих службу в этих органах на профессиональной основе постоянно за оплату. Последних, можно приравнять к государственным служащим. Выборные лица за свою деятельность в интересах местного сообщества могут быть и неоплачиваемыми, или получать компенсации через систему коммунальных услуг. Таковыми, например, в нашей модели являются члены комиссии Кенеса по направлениям деятельности (здравоохранения, образования и др.). Работники производственных структур КСДХ оплачиваются в соответствии с действующим трудовым законодательством и рыночным законом.

 

5.3 Выявление производственных функций и формирование

структуры местного самоуправления.

Выше выявлены общие функции местного самоуправления, среди которых названа–организация представления коммунальных услуг и товаров первой необходимости населению. Здесь предстоит детализировать ее с целью определения производственных функций. Далее в соответствии с принципами теории управления, сформировать производственную структуру местного самоуправления.

В каждом конкретном случае (аул, поселок, микрорайон и др.) следует изучить спрос местного населения на коммунальные и другие услуги и товары повседневного спроса и исходя из этого определить производственные функции органов местного самоуправления. В наиболее общем случае ими могут быть: заготовка (закуп) топлива (уголь, дрова, газ и др.) на зимний отопительный сезон для каждого домохозяйства; обслуживание энергосети предоставления каждого дома и помещения, проведение ремонтно-строительных работ. А также, услуги по поддержке образования и здравоохранения; содержание в чистоте общественных мест; обеспечение связи с государственными органами и депутатами; изучение общественного мнения и работа с жалобами и др.

Выполнение этих функций предполагает, прежде всего: а) сбор и обработка заявок населения и б) исполнение этих заявок и представление услуг и товаров. Для этого в структуре органов местного самоуправления следует предусмотреть специальные комиссии под руководством одного из членов Кенеса. Это комиссии по чистоте и благоустройству (к-1); по энергетике (к-2); строительству (к-3); торговле (к-4); местному производству (к-5); здравоохранению и спорту (к-6); образованию (к-7); общественному порядку и жалобам (к-8); развитию и связи с государственными органами и депутатами (к-9) и др.

Члены комиссии подбираются Кенесом и Жетекши из числа местных жителей. Комиссия изучает и анализирует все заявки на услуги, товары, льготы и социальную помощь на определенный период (например, год) и докладывается на заседании Кенеса. Утверждается план работ на собрании местного сообщества для включения в расходную часть местного бюджета. Оперативную работу по сбору заявок и предложений с населения, обработку и представление Комиссиям ведет Жамият.

Исполнение утвержденного годового плана работ ведет Кооператив собственников домашних хозяйств под руководством Правления. КСДХ для ведения установленных работ формирует свои производственные подразделения в виде Артелей. Исходя, из выше приведенных производственных функций в наиболее общем случае будут созданы следующие, производственные Артели: «Благоустройство (А-1); энергетик (А-2); строитель (А-3); нефтесклад (А-4); пекарня (А-5); колбасный цех (А-6) и «КоопТорг» и др

Связующим звеном между заказчиком (покупателем) КСДХ является подразделение «КоопТорг», которое осуществляет все бухгалтерские и торговые операции по всем представляемым услугам и продаже товаров первой необходимости.

Схематически это можно отобразить в следующем виде (см. рис.2)

 

 

 

 

 

 

 
 
       
   
 
 
 
 
       
 
   

 


…..

 

Рис. 2 Производственная структура местного самоуправления

вариант 1- взаиморасчеты через кооперативный торговый центр

При развитой системе местного самоуправления в структуре КСДХ может быть организовано «Кредитное товарищество». Тогда товарно-денежные операции переходят к нему вместе с основной – представление Артелям и домашним хозяйствам займы на их развитие (см. рис 2). Первый вариант производственной структуры местного самоуправления организовывают на начальном этапе создания органов местного самоуправления. Затем, по мере становления местного сообщества и при хорошем финансовом состоянии КСДХ для дальнейшего развития домашних хозяйств, местного производства и расширения коммунальных услуг в структуре КСДХ можно учредить «Кредитное товарищество» для концентрации денежных средств с целью представления займов субъектам местного сообщества. Тогда производственную структуру местного самоуправления можно построить по второму продвинутому варианту (см.рис.3).

 

 

 

Рис.3 Производственная структура местного самоуправления

Вариант- 2 Взаиморасчеты через кредитное товарищество (КТ)

 

Поскольку в предлагаемой нами модели местное самоуправление носит больше хозяйственный характер, для его развития будут необходимы дополнительные заемные средства. А причины затруднения получения кредитов субъектами малого бизнеса общеизвестны: крупные банки не готовы работать с мелкими заемщиками; высокий риск возврата кредита; дороговизна и краткосрочность кредита; завышенные требования к залогу; сложность оформления и др.

Кроме того, местное самоуправление имеет все предпосылки к тому, чтобы иметь в структуре свой финансовой институт. Во-первых, члены местного сообщества компактно и постоянно проживают на одной территории. Во-вторых, полная прозрачность финансового состояния и кредитоспособности всех субъектов, их намерений и небольшие объемы займов, делают возможным особый вид залога – взаимных гарантий. И, наконец, конституционная норма относительной самостоятельности под свою ответственность местного сообщества при решении вопросов местного значения создает правовые основы учреждения кредитной структуры.

Организации кредитного товарищества ведется по территориальному признаку (аул, поселок микрорайон и др.). Членами кредитных товариществ могут быть домашние хозяйства, Артели по производству товаров первой необходимости, коммунальных и других услуг, физические лица и другие субъекты.

Кредитный кооператив – это добровольное объединение физических и юридических лиц, проживающих или осуществляющих деятельность на этой территории для совместного накопления сбережений и представления займов друг другу на основе взаимопомощи.

Сущность и цель: мобилизация сбережений членов кооператива, привлечение заемного капитала и использование этих денежных ресурсов для представления кредитов членам кооператива на производственные цели, обеспечение расчетов, не исключая использование средств на социальные нужды по решению собрания членов кооператива.

Особенность и социальность кредитных кооперативов. При наличии сети кредитных кооперативов, они могли бы быть использованы в качестве механизма целевой реализации распределения государственных кредитов сельскохозяйственным и другим заемщикам мелкого бизнеса.

Особенности гарантии и залога. Здесь действует принцип солидарной ответственности членов кооператива, поскольку деятельность учреждения носит потребительский характер, оно не может оказывать услуги не членам кооператива.

Основой кредитной деятельности является паевой капитал, слагающийся из паевых взносов. По нашему мнению кредитный кооператив некоммерческая организация, для которой получение прибыли не является целью. Главная цель – поднятие экономики субъектов местного сообщества – пайщиков. Прибыль, образующаяся, в данном кредитном учреждении от процентов займа используется на:1) содержание и развитие местного сообщества;

2) создание резервного и других фондов; 3) начисление процентов на паевой капитал; 4) в наиболее общем случае может возвращаться пайщикам по производственному признаку. Важнейшая забота данного финансового учреждения–рост паевого капитала через увеличение числа пайщиков.

Извлечение прибыли не является главной целью кредитного товарищества, поскольку его члены одновременно являются и вкладчиками, и владельцами, и кредиторами и делопроизводителями. В этой связи члены кооператива несут солидарную ответственность за его финансовые риски, совместно принимают решение кому предоставить кредит и, как и в каком объеме использовать свободные временно денежные ресурсы. Управление. Высший орган-общее собрание пайщиков. Действует один из главных демократических принципов кооперации - один человек - один голос, независимо от размера пая.

Кроме того, каждый член кооператива не может получить кредит, размер которого превышает определенный процент от паевого капитала, устанавливаемый «собранием». Это связано с уменьшением риска и большим числом заемщиков. Особенности данного финансового учреждения:

· Кредитный кооператив по сравнению с коммерческими банками имеет ограниченный набор финансовых операций:

- оказание услуг по сохранению личных сбережений членов кооператива;

- размещение временно свободных денежных средств на депозитах в банках или в государственные ценные бумаги;

- оказание финансовых услуг пайщикам по взаиморасчетам с третьими лицами;

- особенности финансовых рисков кредитного кооператива;

- риск не возврата займа;

- риск использования банковского депозита;

- риск изменения курсовой стоимости государственных ценных бумаг;

Кредитные товарищества существенно отличаются от коммерческих банков (это взаимопомощь, самоуправление, личная ответственность каждого) и являются на сегодняшний день одним из реальных путей для решения проблемы создания эффективного финансового механизма местного самоуправления.

В предлагаемой модели местного самоуправления определенную особенность представляют отношения между наблюдательно-ревизионным органом управления (Кенес и его структуры) и исполнительно-хозяйственной частью местного сообщества. Во-первых, первый имеет контрольные полномочия и право утверждения и отклонения планов работ и бюджета. Во-вторых, все комиссии Кенеса имеют функцию сбора заявок, жалоб и предложений от населения и представлять на утверждение Кенесу. После чего они обязательны для исполнения Правлением КСДХ.

Эти производственные структуры местного сообщества имеют относительную хозяйственную самостоятельность по производству товаров первой необходимости , коммунальных и других услуг. Кооператив собственников домашних хозяйств является юридическим лицом, ведет хозяйственную, коммерческую деятельность в интересах его учредителей- собственников домашних хозяйств.

Отношения между структурами Кенеса и КСДХ регулирует вышестоящий орган экономической власти – собрание местного сообщества, членами которого являются главы домашних хозяйств.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.