Текст: Спокойствие (от хитрости и кары Аллаха) и отсутствие надежды (на Его милость) выводят человека из Ислама. Истинный путь приверженцев кыблы лежит между этими двумя путями
Комментарий: Необходимо, чтобы раб Аллаха жил, боясь и надеясь. Ибо истинный, похвальный страх является преградой между ним и запретами Аллаха. Похвальная же надежда – это надежда человека, совершающего поклонения Аллаху на пути, озаренном Им, ради Его награды. Или же это надежда на прощение человека, совершившего грех, а затем раскаившегося. Абу `Али Рузбари да смилуется над ним Аллах, говорит: “Страх и надежда похожи на два крыла птицы. Если крылья равны, то полет будет ровным и полным. Когда же в одном из крыльев имеется недостаток, недостаток будет и в полете. Если будут потеряны оба крыла, то птица окажется на краю гибели”. Всевышний Аллах, хваля приверженцев страха и надежды, сказал следующее:
(Смысл данного аята Табари да смилуется над ним Аллах комментирует следующим образом: “Эти люди, уверовавшие в аяты Аллаха, поднимаются со своих постелей и, бодрствуя, молят своего Господа, боясь его и надеясь на прощение своих грехов. Они надеятся на Его милость, добродетель, удел и прощение. Также они используют удел, который Мы им дали, на пути Аллаха. Они исполняют обязательства из удела, исполнить которые Аллах их обязал».)
Надежда подразумевает существование боязни. В противном случае придет спокойствие. Страх тоже подразумевает наличие надежды. В противном случае придет безнадежность. При страхе перед кем-либо, кроме Аллаха, спасаются бегством от него. При страхе же перед Аллахом спасаются бегством к Нему. Значит, боящийся своего Господа – это прибегающий к Нему же.
}عن النبي صلى الله عليه و سلم :”يقول الله عز و جل: أنا عند ظن عبدي بي. فليظن )بي( ما شاء“{ متفق عليه. ) وفي رواية: ”فلا تظنوا بالله إلا خيرا“ (
Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, говорит: “Аллах, Всемогущ Он и Велик, говорит так: “Я – таков, как обо мне думает Мой раб. Пусть думает обо Мне, что пожелает”. В одной версии сказано: “Думайте об Аллахе только хорошее”.
Ученые говорят: “Кто будет поклоняться Аллаху только лишь с любовью, тот станет лицемером. Кто будет поклоняться Ему только лишь со страхом - будет из числа харуритов-хариджитов. Кто будет поклоняться Аллаху с одной лишь надеждой, тот будет из числа мурджиитов. Кто же будет поклоняться Аллаху и с любовью, и со страхом, и с надеждой, тот будет верующим, поклоняющимся единому Аллаху”.
(Спокойствие от кары - хитрости Аллаха и отсутствие надежды на милость Аллаха выводит человека из Ислама. Всевышний Аллах говорит в 99-аяте суры "Ограды" следующее:
} فلا يأمَنُ مَـكْرَ اللهِ إلا القومُ الخـَاسِرُونَ {الأعراف:99.
“Хитрости Аллаха не опасаются только люди, терпящие убыток”. В 87-аяте же суры “Юсуф» Он говорит:
} إنه لا يَيْـئَسُ مِن رَوْح اللهِ إلا القـَوْمُ الكَافِرُون{َ يوسف: 87.
«Ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие». Путь приверженцев истины лежит между этими двумя путями. Поэтому необходимо, чтобы раб Аллаха совмещал страх перед хитростью и карой Аллаха с надеждой на его милость. Из комментария Хумаййиса.)
69. لا يَخرُجُ العَبْدُ مِنَ الإيمَان إلا بـِجُحُودِ ما أدْخَلـَهُ فـِيهِ.
Текст: Раб Аллаха не выйдет из веры до тех пор, пока он не будет отрицать то, что ввело его в веру
Комментарий: Данным текстом Тахави да смилуется над ним Аллах опровергает вероубеждение хариджитов и му`тазилитов. По их убеждению человек вследствие совершения греха выходит из веры. Это убеждение неверно.
(Верующий покинет веру только совершением деяния, нарушающего ее. Например, зная, отрицанием того, без чего невозможно представить себе веру – молитву, закят, пост. Мусульманин будет оставаться грешником до тех пор, пока он не раскаится. Его вера будет уменьшаться в зависимости от количества грехов. Вера полностью не покинет его до тех пор, пока он не совершит деяние, нарушающее его веру. С уменьшением сама вера не теряется, а ослабляется. Из комментария Хомийса.)
70. والإيمان: هو الإقرار باللسان، والتصديق بالجنان, وجميع ما صح عن رسول الله صلى الله عليه وسلم من الشرع والبيان كله حق. والإيمان واحد, وأهله في أصله سواء، والتفاضل بينهم بالخشية والتقى، ومخالفة الهوى، وملازمة الأولى.
Текст: Ийман (вера) – это признание словами и утверждение в сердце. Все достоверные хадисы, переданные от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и описывающие шариат и дела религии, являются истиной. Вера – одна. В основе веры верующие равны. Лучшие среди них – те, кто (больше) боится (Аллаха), праведные, не поддавшиеся страстям и совершающие благие деяния
Комментарий: По определению веры люди высказали различные мнения. Малик, Шафии, Ахмад, Авзаи, Исхак ибн Рохавайх, другие ахль аль-хадис, жители Медины (да будет над всеми ними милость Аллаха!), а также захириты и одна группа философов сказали: “Вера – утверждение в сердце, признание на словах и соблюдение столпов (шариата типа молитвы и закята)”. Многие наши ученые (т.е. ученые ханафитского мазхаба) высказали слова, упомянутые Тахави, да смилуется над ним Аллах. Т.е. вера – признание на словах и утверждение в сердце.
Есть еще одно определение веры. В нем говорится: «Слово состоит из двух частей. Первое – это слово сердца, и его называют убеждением. Второе – слово языка. А это – произнесение свидетельства Ислама. Деяние тоже подразделяется на две части. Первое – деяние сердца. В него входят намерение и искренность. Второе – это деяние органов (типа рук и ног). Если пропадут вот эти четыре качества, то вера пропадет полностью. Если не будет утверждения сердца, то от других частей не будет пользы. Если же останется утверждение сердца, а других частей не будет, вот это - поле для противоречий (то есть, здесь возникли противоречия между людьми)».
Имеется много доказательств из Корана, Сунны и жизни и слов предшественников о том, что вера увеличивается и уменьшается. Всевышний Аллах говорит:
} وإذا تليت عليهم آياته زادتهم إيمانا {الأنفال: 2
“Когда верующим читаются аяты Аллаха, их вера увеличивается”.
("Все достоверные хадисы посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, описывающие шариат и дела религии, являются истиной" вне зависимости от того, будут они "мутаватыр" – переданными большим числом передатчиков или "ахад". Ибо подобное разделение, то есть, не принятие хадисов ахад для убеждения и внедрения в практику, является либо ересью, либо философией, внедренной в Ислам и противорчащей пути предшественников и имамов-муджтахидов.)