}وإذ أخذ ربك من بني آدم من ظهورهم ذريتهم وأشهدهم على أنفسهم ألست بربكم, قالوا بلى شهدنا أن تقولوا يوم القيامة إنا كنا عن هذا غافلين{ الأعراف: 172
"Вот твой Господь вынул из поясниц сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: «Разве Я – не ваш Господь?» Они сказали: «Да, мы свидетельствуем». Это – для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: «Мы не знали этого» (Ограды-172).
Имам Ахмад передает от Умара бин Хаттаба, да будет доволен им Аллах. Когда задали вопрос об этом аяте, Умар сказал: «Когда посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили об этом аяте, я слышал, что он ответил следующее:
}إنَّ اللهَ خـَلـَقَ آدَمَ عَلـَيْهِ السَّلام, ثـُمَّ مَسَحَ ظهْرَهُ بيَمِينِهِ فاسْتـَخْرَجَ مِنهُ ذرِّيَّة, قال: خـَلقـْتُ هَؤلاءِ لِلـْجَنـَّةِ وبعَمَل أهْل الجَنـَّةِ يَعْمَلـُون. ثـُمَّ مَسَحَ ظهْرَهُ, فاسْتخرَجَ مِنهُ ذرِّيَّّة قال: خلقتُ هؤلاء لِلنار وبعَمَل أهل النار يعملون فقال رَجُلٌ: يَا رَسُولَ اللهِ, ففِيمَ العَمَلُ؟ قال رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم: [إنَّ اللهَ عز و جل] إذا خـَلقَ العَبْدَ لِلجَنةِ اسْتـَعْمَلهُ بعَمَل أهل الجَّنة, حتى يَمُوتَ عَلى عَمَل مِنْ أعْمَال أهل الجنة, فيَدْخلُ [به] الجَّنة, وإذا خـَلـَقَ العَبْدَ لِلنار استعمَلهُ بعَمَل أهل النار, حتى يَمُوتَ عَلى عَمَل مِن أعمَال أهل النار فيَدْخـُل به النارَ {و رواه أبو داود, و الترمذي, و النسائي, وابن أبي حاتم, و ابن جرير, و ابن حبان في "صحيحه" (قال الألباني رحمه الله: هذا الحديث صحيح لغيره (.
«Поистине, Аллах создал Адама, мир ему. Затем Он погладил его по спине правой (Рукой) и, выведя потомков, сказал: «Их Я создал для рая. Они будут совершать деяния обитателей рая». Затем Аллах (опять) погладил Адама, мир ему, по спине и, выведя потомков, сказал: «Этих Я создал для ада. Они будут совершать деяния обитателей ада». Тогда один человек спросил: «О посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, тогда зачем же совершать деяния?».Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Когда Аллах, Всемогущ Он и Велик, создает какого-нибудь раба для рая, Он делает так, что тот будет совершать деяния обитателей рая. В конце концов, этот раб умрет при совершении одного из деяний обитателей рая. Затем он войдет в рай, благодаря этому деянию. Когда Аллах создает какого-либо раба для ада, Он делает так, что тот будет совершать деяния обитателей ада. Этот раб, тоже, в конце концов, умрет, совершая одно из деяний обитателей ада, и попадет из-за этого в ад».
49. و قـَدْ عَلِمَ اللهُ تـَعَالى فِيمَا لم يـَزلْ عَدَدَ مَنْ يَدْخـُلُ الجَّـنـَة، و عَدَدَ مَنْ يَدْخـُلُ النـَّار, جُمْـلة وَاحِدَة, فلا يَزْدَادُ فِي ذلِكَ العَدَدِ و لا يَـنـْقـُصُ مِنـْهُ, و كذلِكَ أفـْعَالهُمْ فِيمَا عَلِمَ مِنـْهُمْ أنْ يَفـْعَلـُوهُ
Текст: Всевышний Аллах заранее и полностью знал число созданий, попадущих в рай и ад. Это число не увеличится и не уменьшится. Также Он заранее знал, что они будут совершать
Комментарий: Всевышний Аллах говорит:
}إن الله بكل شيء عليم{ الأنفال: 75
«Несомненно, Аллах знает о всякой вещи». Всевышний Аллах обладает атрибутом знания всего заранее и всегда.
50. و كُلّ مُيَسَّرٌ لِمَا خـُلِقَ لـَهُ, وَ الأعْمَالُ بالخـَوَاتِيم, و السَّعِيدُ مَنْ سَعِدَ بقـَضَاءِ اللهِ, و الشَّقِيّ مَنْ شَقِيَ بقـَضَاءِ اللهِ
Текст: Для каждого человека облегчены деяния того места, для которого он создан. Деяния принимаются во внимание по их результату. Счастливый стал счастливым предопределением Аллаха. Несчастный стал несчастным предопределением Аллаха
Комментарий: В вышеупомянутом хадисе было сказано: «Когда Аллах, Всемогущ Он и Велик, создает какого-нибудь раба для рая, Он делает так, что тот будет совершать деяния обитателей рая. В конце концов, этот раб умрет при совершении одного из деяний обитателей рая. Затем он войдет в рай, благодаря этому деянию. Когда Аллах создает какого-либо раба для ада, Он делает так, что тот будет совершать деяния обитателей ада. Этот раб, тоже, в конце концов, умрет, совершая одно из деяний обитателей ада, и попадет из-за этого в ад».
Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, в хадисе, переданном Бухари, сказал: «Деяния принимаются во внимание только по их результату».
О том, что счастливый человек стал счастливым предопределением Аллаха, и несчастный стал несчастным также предопределением Аллаха, передается от `Абдуллаха бин Мас`уда, да будет доволен им Аллах. Он сказал: "Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, рассказал нам следующий хадис:
عن عبد الله بن مسعود رضي الله عنه, قال حدثنا رسول الله صلى الله عليه وسلم- وهو الصادق المصدوق-: “إن أحدكم يجمع خلقه في بطن أمه أربعين يوما نطفة, ثم يكون علقة مثل ذلك, ثم يكون مضغة مثل ذلك, ثم يرسل إليه الملك فينفخ فيه الروح, ويؤمر بأربع كلمات: بكتب رزقه وأجله وعمله وشقي أو سعيد, فوالذي لا إله غيره, إنّ أحدكم ليعمل بعمل أهل الجنة حتى ما يكون بينه وبينها إلا ذراع, فيسبق عليه الكتاب فيعمل بعمل أهل النار فيدخلها, وإنّ أحدكم ليعمل بعمل أهل النار حتى ما يكون بينه وبينها إلا ذراع, فيسبق عليه الكتاب فيعمل بعمل أهل الجنة فيدخلها” (رواه البخاري و مسلم)
Смысл: “Каждый из вас в течение сорока дней находится в животе своей матери в состоянии спермы. Затем столько же времени он находится состоянии сгустка крови. После этого он находится в состоянии куска мяса в течение такого же времени. Затем Аллах посылает ему ангела. Ангел вселяет в него душу, и ему приказывается записать четыре слова: его удел, срок жизни, деяния, а также будет он счастливым или несчастным. Клянусь Аллахом - Тем, кроме которого нет божества, достойного поклонения, один из вас будет, несомненно, совершать деяния обитателей рая так, что от него до рая останется расстояние в один локоть, как его опередит предопределение, и он совершит деяние обитателей ада. Затем он войдет в ад из-за этого деяния. Поистине, один из вас будет совершать деяния обитателей ада так, что от него до ада останется расстояние в один локоть, как его судьба опередит его, и он совершит деяние обитателей рая и войдет из-за этого в рай” (Бухари и Муслим).
51. و أصْـلُ القـَدَر سِرّ اللهِ تـَعَالى فِي خـَلـْقِهِ, لـَمْ يَطلعْ عَلى ذلك مَلـَكٌ مُقـَرَّبٌ, و لا نـَبيّ مُرْسَلْ, و التـَّعَمّقُ و النـَّظرُ فِي ذلك ذريعَة الخِذلان, و سُلـَّمُ الحِرْمَان, و دَرَجَة الطـُغـْيَان, فالحَذر كُلّ الحَذر مِن ذلك نـَظرًا و فِكْرًا و وَسْوَسَة, فإنَّ اللهَ َطوَى عِلـْمَ القـَدَر عَن أنـَامِهِ, و نـَهَاهُم عَن مَرَامِهِ, كَمَا قال تعالى فِي كِتابهِ}: لا يُسْألُ عَمَّا يَـفعَلُ و هُمْ يُسْألـُون{ الأنبياء: 23 فـَمَنْ سَألَ: لِمَ فعَلَ؟ فـَقـَدْ رَدَّ حُكْمَ الكِتاب, وَ مَنْ رَدَّ حُكْمَ الكِتاب, كَانَ مِن الكَافـِرينَ
Текст: Истина предопределения является тайной Всевышнего Аллаха, скрытой в Его созданиях. Его не знают ни близкий к Аллаху ангел, ни Его посланник. Впадание в крайность в вопросе предопределения – чрезмерное изучение его и неограниченное размышление над ним – является причиной лишения помощи и наставления на верный путь Аллаха, превышения границ дозволенного. Необходимо всемерно остерегаться взирания и размышления над этим вопросом и впадания в навязчивые мысли, поскольку Аллах скрыл знание предопределения от созданий и запретил им стремление его познания. Всевышний Аллах сказал: «Аллаха не спросят о том, что Он совершает, а создания же будут спрошены» (Пророки-23). Раз это так, тот, кто задаст вопрос: «Почему Аллах сделал так?» поистине отвергнет приговор Корана. Кто же отвергнет приговор Корана, несомненно, будет из числа неверующих
Комментарий: Истина предопределения является тайной Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах создает творения. Делает их богатыми или бедными. Вводит их в заблуждение и наставляет на правильный путь. Убивает и воскрешает. `Али, да будет доволен им Аллах, говорил: «Предопределение – это тайна Аллаха. Мы не будем пытаться открыть ее».
Споры между людьми в вопросе предопределения общеизвестны. Единственная спасенная группа – приверженцы Сунны и единой общины верят в следующее: Все происходит по предопределению Аллаха. Аллах создает также деяния своих рабов. Всевышний Аллах говорит:
}إنا كلَّ شيء خلقناه بقدر {القمر: 49
Смысл: «Поистине, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению». (Месяц-49.)
Также Он говорит в 13-аяте суры «Поклон»:
}و لو شِئنا لآتـَينا كلَّ نـَفس هُداها {السجدة: 13
(Смысл этого аята Саади комментирует так: “Всевышний Аллах говорит: Если бы Мы захотели, то направили бы на истинный путь всех. Однако мудрость Аллаха воспротивилась тому, чтобы все были на верном пути.)
Имам Муслим в своей книге «Сахих» передает от `Абдуллаха ибн `Амра, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал следующее:
(قدّر الله مقاديرَ الخلق قبل أن يخلق السموات و الأرض بخمسين ألف سنة و كان عرشه على الماء).
Смысл: «Всевышний Аллах предопределил судьбы созданий за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и Земли. Тогда Его Трон был над водой».
Всевышний Аллах желает, чтобы неверный был неверным, однако Он не любит его и не будет доволен им. Аллах желает, чтобы неверный появился на этот свет, существовал, но в религиозном аспекте Он не будет доволен им.
Течения кадария и мутазила выступили против данной чистой доктрины. Они стали утверждать, что Аллах пожелал для всех людей веру, однако неверный, пожелав неверие, стал неверным. Однако это – абсурдное и недействительное утверждение, поскольку оно противоречит Корану, Сунне и здравому смыслу.
`Амр бин Хайсам говорит: “Мы взошли на корабль. С нами спутниками были один кадарит и один огнепоклонник. Тогда кадарит сказал огнепоклоннику: “Будь мусульманином”. Огнепоклонник ответил: «Когда Аллах пожелает». Кадарит сказал: «Аллах, несомненно, желает, однако Сатана не хочет этого». Тогда огнепоклонник сказал: “Аллах пожелал, и сатана тоже пожелал. Получается, что происходит то, чего желает сатана. Оказывается, сатана сильнее!!! Я буду с тем, кто сильнее!!!” (Вот что проистекает из неправильного убеждения кадарита. Да хранит нас Аллах от этого! `Амр бин Хайсам был жителем Багдада. Он умер после второго века хиджры. Да смилуется над ним Аллах!)
}أبو قطن عمرو بن الهيثم الزبيدي من أهل بغداد يروى عن شعبة ومالك وأبى حنيفة روى عنه أحمد بن حنبل رحمه الله وأبو ثور مات بعد المائتين. {البستي: الثقات ج: 8 ص: 484
Один бедуин пришел к собранию `Амра ибн `Убайда и сказал: “О люди, моего верблюда украли. Помолите Аллаха, чтобы Он вернул мне его”. Тогда `Амр ибн `Убайд совершил мольбу: «О Аллах, Ты не желал кражи верблюда этого человека, однако он был украден. Верни ему его». Услышавший подобную мольбу бедуин воскликнул: «Я не нуждаюсь в твоей мольбе! По твоим словам, он был украден, даже если Аллах не желал этого. Я теперь боюсь, что даже если Аллах пожелает, чтобы верблюд вернулся, он не вернется». (Бедуин опроверг убеждение му`тазилита.)
Всевышний Аллах говорит:
}من يشإ الله يضلله ومن يشأ يجعله على صراط مستقيم{الأنعام: 39
Смысл: «Кого Аллах пожелает, того сведет с правильного пути. Кого пожелает, поведет по прямому пути».
Всевышний Аллах говорит в 29-аяте суры «Таквир» следующее:
}و ما تشاءون إلا أن يشاء الله رب العالمين{ التكوير:29
(Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, комментирует данный аят так: “Вы пожелаете, только если пожелает Аллах, являющийся Господом всех миров. Воля – не в ваших руках. Кого Аллах пожелает направить на правильный путь, тот обязательно найдет его. Кого Аллах пожелает свести с правильного пути, тот, несомненно, свернет с него. Все эти дела зависят от Всевышнего Аллаха – Господа всех миров. Суфйан ас-Саври передает от Са`ида ибн `Абдуль-`азиза, а тот – от Сулеймана ибн Мусы, что он сказал: “Когда был ниспослан аят (о том, что Коран будет примерным напоминанием для того, кого) Аллах пожелал направить на правильный путь, Абу Джахль сказал: “Все дело - в наших руках. Если захотим, то будем на правильном пути, а если не захотим, то не будем”. Тогда Всевышний Аллах ниспослал вышеуказанный аят: “Вы захотите, только если пожелает Аллах, Господь всех миров”.)
От Ибн Мас`уда передается, что наш пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал:
عن بن مسعود قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: }إذا ذكر القدر فأمسكوا {رواه الحارث بن أبي أسامة )186-282ه( و الطبراني )260-360ه(
“Когда упоминается о предопределении, придержитесь” (сообщение Табарани).
Текст «Тот, кто задаст вопрос: «Почему Аллах сделал так?», поистине отвергнет приговор Корана. Кто же отвергнет приговор Корана, несомненно, будет из числа неверных» разъясняется следующим образом. Поклонение Аллаху и вера в Аллаха, Его книги и посланников – все это основывается на повиновении, а также на том, чтобы не спрашивать, в чем заключается мудрость приказаний и запретов шариата.
52. فهذا جملة ما يحتاج إليه من هو منور قلبه من أولياء الله تعالى, و هي درجة الراسخين في العلم, لأن العلم علمان: علم في الخلق موجود, و علم في الخلق مفقود, فإنكار علم الموجود كفر, و ادعاء علم المفقود كفر, و لا يثبت الإيمان إلا بقبول العلم الموجود, و ترك طلب العلم المفقود
Текст: Вышеупомянутое является тем, в чем нуждаются угодники Всевышнего Аллаха со светом в душе, а также уровнем ученых, обладающих основательными знаниями. Ибо знания делятся на два вида: знание (шариата), имеющееся среди творений, и знание, скрытое от творений. Отрицание существующего знания является неверием (куфр). Претендование на знание сокровенного также является неверием. Вера крепко устанавливается только принятием существующего знания (и соблюдением его) и оставлением сокровенного знания (и покорности)
Комментарий: Под сокровенным подразумевается знание предопределения. Всевышний Аллах скрыл это знание от созданий и запретил искать его. Под существующим знанием подразумевается знание шариата, его основы и разделы. Кто станет отрицать что-нибудь из того, с чем явился пророк, безусловно, будет неверным. Кто будет претендовать на сокровенное знание, тот, несомненно, также станет неверным. Всевышний Аллах говорит:
}عالم الغيب فلا يظهر على غيبه أحدا. إلا من ارتصى من رسول {الجن: 26-27
(Смысл данного аята Табари да смилуется над ним Аллах объясняет следующим образом: Всевышний Аллах является Знающим сокровенное – то, чего создания не видят. Никому из созданий Он не открывает сокровенного. Он показывает из сокровенных знаний то, что пожелает, только тем из посланников, кому Он соблаговолил (по Своей мудрости).)