(Смысл выражения «без всеобъемлющего охвата»: когда верующие увидят Аллаха в Судный день, их глаза не смогут охватить Его из-за Его величия. Глаза же Аллаха охватят все создания. Приведено из комментария Табари).В книге нашего Господа по этому вопросу есть следующие аяты:(комментарий Табари, да смилуется над ним Аллах) “В Судный день счастливые лица, наслаждаясь благами, в прекрасном виде будут взирать на своего Господа!” “Судный день” 22-23-аяты. Вопрос о видении Аллаха в Судный день оставляется в Его ведение, а также все достоверные хадисы, переданные от посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, принимаются так, как он сказал и как он хотел (имел ввиду, вместо того, чтобы полагаться на несовершенные умы). Мы не будем по-своему понимать эти вопросы доктрины, в которых нельзя полагаться на ум, и не будем по своему желанию углубляться в предположения. Ибо человек не сможет остаться здравым в своей религии, если он не будет повиноваться Аллаху и Его посланнику, да благословит и приветствует его Аллах, и не будет полагаться на Знающего (обращаться к Знающему) в вопросах, которые непостижимы его умом.
Комментарий: Джахмиты, му`тазилиты и некоторые хавариджы, последовавшие им, а также имамиты выступили против этой чистого убеждения о видении Аллаха. Книга и Сунна делают недействительными их утверждения. Сподвижники, их последователи, знаменитые имамы Ислама, ахл аль-хадис, а также считающие себя приверженцами Сунны и Единой общины группы ахль аль-калама, подтверждают видение Всевышнего Аллаха. И это – истина.
Этот вопрос является одним из самых почетных и великих вопросов основ нашей религии. (Нельзя, полагаясь на ум в вопросах доктрины, принимать на веру те из них, которые постижимы умом, и отвергать, изменяя их смысл, те, которые этим умом не постижимы. Ум не является критерием убеждения. В доктрину необходимо повиноваться и уверовать.)
Всевышний Аллах говорит в 26-аяте суры «Юнус»:
}للذين أحسنوا الحسنى و زيادة{ يونس: 26
Смысл: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай) и добавка». Наш пророк, да благословит и приветствует его Аллах, в сообщении Муслима, да смилуется над ним Аллах, прокомментировал слово «зийада» (добавка) как взирание на Лик Аллаха в Последнем мире. Кроме того, в хадисе, переданном Бухари, он сказал: «Скоро вы увидите своего Господа так же, как видите луну. Вы не будете состязаться и спорить во взирании на Него».Взирание на Аллаха является самым великим благом из благ обитателей рая. Хадисы, переданные от нашего пророка, да благословит и приветствует его Аллах, по этому вопросу, достигли степени "мутаватыр" (хадисы, которые переданы от одной группы передатчиков другой группе, при передаче которых невозможно договориться о лжи).
(Те, кто впал в заблуждение, сказав, что мусульманин, совершивший большой грех, станет неверным, называются хариджитами-хавариджами. Ученый мухаддис Абдурраззак, да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Мусаннаф» приводит следующее сообщение: «После того как `Али, да будет доволен им Аллах, казнил хавариджей (после войны с ними вследствие их вероломства и насилия), у него спросили: “О амир верующих, хариджитқ – неверные?” Он ответил: “Они избежали неверия”. “Тогда они - лицемеры?” “Лицемеры очень мало упоминают Аллаха. Они же много вспоминают об Аллахе”. “Тогда кто же они?” “Они, поддавшись соблазну, стали слепыми (и глухими и совершили насилие, стали воевать с нами. Поэтому мы казнили их)». Ибн `Абдульбарр, да смилуется над ним Аллах, передает: «`Абдуллах ибн `Умар сказал о хавариджах: “Они – худшие из народа. Они применили аяты, ниспосланные о неверных, к верующим».
Куртуби, да смилостивится над ним Аллах, в своем комментарии пишет о хавариджах следующее: «Харуриты-хавариджы делятся на двенадцать групп: Азракиты, Ибадиты, Са`лабиты, Хазимиты, Халфиты, Кавзиты, Канзиты, Шамрахиты, Ахнаситы, Хукмиты, Му`тазилиты и Маймуниты». Моему брату, пожелавшему познакомиться с доктриной этих групп, я рекомендую обратиться к 158-странице 4-тома комментария Куртуби.)
(Заблудшая секта Имамитов верует в то, что Мир не может стоять без имама, из потомков Хусана. А имаму дает знания Джибрил, мир ему. После его смерти, на его место, якобы, ставится другой.)
39. و لا تثبت قدم الإسلام إلا على ظهر التسليم و الاستسلام