Комментарий: Всевышний Аллах создал творения знаючи. (Например, Всевышний Аллах создал людей и джиннов, зная, сколько Он их создаст, какое количество пищи он съедят за свою жизнь, что они совершат, сколько проживут, будут ли они счастливы или несчастны, попадут они в рай или ад и все остальные состояния.) Аллах говорит в Коране:
}ألا يعلم من خلق و هو اللطيف الخبير {الملك:14
(Саади, да смилостивится над ним Аллах, комментирует данный аят следующим образом: “Разве не знает Создатель-Аллах, сотворивший создания прекрасными и разноцветными? Как Он может не знать?! Аллах – Проницательный и Добрый ("Латыф") и Сведующий. Имя Аллаха "Латыф", означает, что Он знает все тайны, скрытые и очевидные вещи, а также, что Он милостив (добр) к своим верующим рабам.)
Смысл: “Поистине, мы сотворили каждую вещь согласно предопределению” (Месяц-49).
Имам Муслим в сборнике “Сахих” передает от `Абдуллаха бин `Амра, да будет доволен ими Аллах, что пророк наш, да благословит и приветствует его Аллах, сказал следующее:
" قدّر الله مقاديرَ الخلق قبل أن يخلق السموات و الأرض بخمسين ألف سنة و كان عرشه على الماء"
Смысл: Всевышний Аллах предопределил судьбы созданий за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и Земли. Тогда Его Трон ("Арш") был над водой.
20. و ضَرَبَ لَهم آجَالا
Текст: Всевышний Аллах определил срок жизни созданий.
Комментарий: Всевышний Аллах определил срок жизни созданий. Когда наступает срок окончания их жизни, они не в силах передвинуть этот срок ни на час назад, ни вперед. Всевышний Аллах говорит в 145-аяте суры «Семейство Имрана»:
}و ما كان لنفس أن تموت إلا بإذن الله كتابا مؤجّلا{ آل عمران: 145
(Смысл этого аята ас-Саади, да смилуется над ним Аллах, комментирует следующим образом: «Все живые души связаны со своими сроками смерти по воле и преопределению Аллаха. Когда приходит время смерти, эта душа умирает, даже если не будет на то причины. Если Всевышний Аллах пожелал, чтобы жизнь какой-либо души продолжалась, то, несмотря ни на какие причины, ведущие к смерти, она не умрет раньше срока. Это происходит благодаря тому, что Аллах предопределил судьбу этой души, записал срок этой души. “Когда приходит срок смерти созданий, они не смогут передвинуть его ни на час вперед, ни на час назад”.)
عن عبد الله قال: قالت أم حبيبة زوج النبي صلى الله عليه وسلم ثم اللهم أمتعني بزوجي رسول الله صلى الله عليه وسلم وبأبي أبي سفيان وبأخي معاوية قال فقال النبي صلى الله عليه وسلم قد سألت الله لآجال مضروبة وأيام معدودة وأرزاق مقسومة لن يعجل شيئا قبل حله أو يؤخر شيئا عن حله ولو كنت سألت الله أن يعيذك من عذاب في النار أو عذاب في القبر كان خيرا وأفضل". رواه مسلم
Когда супруга нашего пророка, да благословит и приветствует его Аллах, Умму Хабиба, да будет доволен ею Аллах, совершила следующую мольбу: «О Аллах, обрадуй меня, продлив жизнь моего мужа, посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, моего отца Абу Суфйана и моего брата Муавии», пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Ты попросила у Аллаха предопределенные сроки, подсчитанные дни и распределенный удел. Всевышний Аллах не передвинет ничего ни вперед срока, и не оставит ничего после срока. Было бы лучше, если бы ты попросила у Аллаха спасти тебя от мук ада и мук в могиле». (Сообщение Муслима.)
21.و لم يَخفَ عليه شيءٌ قبلَ أن يخلقَهم، و علِم ما هم عاملون قبلَ أن يخلقَهم
Текст: Не было ничего неизвестного для Аллаха перед тем, как Он сотворил создания. Всевышний Аллах знал перед тем, как создать их, что они совершат
Комментарий: Всевышний Аллах знает все произошедшие, не произошедшие, все происходящие события и события, которые произойдут в будущем, а также то, как они произойдут. Эти слова опровергают убеждение рафизитов и кадаритов. Они говорят: «Аллах не знает вещь, которую Он создает, до ее создания». Это убеждение недействительно, неверно.
(Ахмад аль-Хилал, да смилуется над ним Аллах, проживший в 234-311-годах хиджры, в своей книге “Ас-суннату лиль-Хилал” пишет следующее: `Абдуллах ибн Ахмад говорил: “Я спросил своего отца (Ахмада бин Ханбала): “Кто такой рафизит?”. Он ответил: “Тот, кто ругает и оскорбляет Абу Бакра и Умара, да будет над ними милость Аллаха”. Цепочка передатчиков этого сообщения достоверна.
Куртуби, да смилуется над ним Аллах, в своем комментарии к Корану говорит следующее: «Рафизиты делятся на 12 групп: Алавиты, Амриты, Шиитқ, Исхакитқ, Навуситы, Имамиты, Зайдиты, Аббаситы, Танасухиты, Радж`иты, Ла`инитқ, Мутабарриситы. Тому, кто желает ознакомиться с убеждениями данных групп, я рекомендую обратиться к 158-странице 4-тома комментария Куртуби.)
22. و أمَرَهُمْ بـِطاعَـتِهِ، و نـَهاهُمْ عَن مَعْصِيَـتِهِ