Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах



До принятия Налогового кодекса РФ регулирование налоговых отношений осуществлялось Законом РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» и отдельными законами, посвященными вопросам взимания конкретных налогов и сборов. Однако слабый уровень детализации содержащихся в этих законах налоговых норм не позволял, как правило, обеспечивать их прямое, непосредственное применение и требовал конкретизации положений налоговых законов в подзаконных актах. Поэтому принятие каждого закона о конкретном налоге сопровождалось изданием налоговым ведомством инструкции о порядке применения его положений. Вместе с тем широкое распространение подзаконного нормотворчества в налоговой сфере существенно снижало гарантии соблюдения конституционных пределов ограничения права собственности в процессе налогообложения. Ведь в нормативных актах органов исполнительной власти мог допускаться расширительный или, наоборот, ограничительный подход к применению той или иной нормы налогового закона.

С принятием Налогового кодекса был реализован подход создания налогового законодательства, исключающего по общему правилу необходимость издания подзаконных нормативных актов для регулирования налоговых отношений. В связи с этим статья 4 НК РФ существенно ограничила нормотворчество государственных органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления в налоговой сфере. Пункт 1 статьи 4 НК РФ допускает издание нормативных правовых актов о налогах и сборах Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органами исполнительной власти субъектов РФ и исполнительными органами местного самоуправления только при соблюдении ряда условий. Названные органы могут издавать в пределах своей компетенции акты лишь по вопросам, связанным с налогообложением и сборами; только в случаях, прямо предусмотренных налоговым законодательством; не изменяя и не дополняя при этом налоговое законодательство.

Наряду с этим пунктом 2 статьи 4 НК РФ устанавливает прямой запрет на издание нормативных правовых актов по вопросам налогов и сборов федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, а также их территориальными органами. Это значит, что Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба наряду с их территориальными органами лишены права осуществлять нормативное регулирование в налоговой сфере. Такой подход соответствует разграничению функций между федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, реализованному в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и связанному с возложением нормативно-правового регулирования в тех или иных сферах на соответствующие министерства.

Таким образом, в силу статья 4 НК РФ из числа федеральных органов исполнительной власти нормативные правовые акты о налогах и сборах в настоящее время вправе издавать только Правительство РФ, Министерство финансов РФ и Министерство экономического развития и торговли РФ.

Так, Налоговый кодекс закрепляет полномочия Правительства РФ, в том числе, по установлению порядка списания безнадежных долгов по федеральным налогам и сборам (статья 59 НК РФ); порядка постановки на учет организации или индивидуального предпринимателя по месту нахождения или месту жительства (пункт 3 статьи 83 НК РФ); порядка ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (пункт 8 статьи 84). В свою очередь, Министерство финансов РФ наделяется Налоговым кодексом полномочиями по установлению порядка проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке (пункт 1 статьи 31 НК РФ); особенностей учета иностранных организаций и иностранных граждан (пункт 1 статьи 31 НК РФ); утверждению форм налоговых деклараций (расчетов) и порядка их заполнения (пункт 7 статьи 80 НК РФ), а также принятию нормативных актов в ряде других случаев.

Жесткое ограничение, связанное с допустимостью издания государственными органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления нормативных актов в налоговой сфере только в случаях прямо предусмотренных Налоговым кодексом и в строгом соответствии с ним, обусловило включение в статье 6 НК РФ специальных положений, определяющих возможные критерии несоответствия нормативного правового акта Кодексу. Такое несоответствие может выражаться в противоречии, как общим началам, так и буквальному смыслу конкретных положений Налогового кодекса, и позволяет оспаривать законность соответствующего акта в судебном порядке.

В частности, не соответствующим Кодексу признается в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 НК РФ нормативный правовой акт, изданный органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо с нарушением установленного порядка издания таких актов. В связи с этим особую значимость приобретает правовая позиция Конституционного Суда РФ, выраженная вОпределении от 20.10.2005 № 442-О «По жалобе Закрытого акционерного общества «СЕБ Русский Лизинг» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 29, пунктом 1 части 1 статьи 150, частью 2 статьи 181, статьями 273 и 290 Арбитражного процессуального кодекса РФ».

В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, при рассмотрении дел об обжаловании в судебном порядке актов Министерства финансов РФ, арбитражные суды не вправе ограничиваться формальным установлением того, что порядок и форма принятия обжалуемого акта соблюдены (либо не соблюдены). Если эти акты порождают право налоговых органов предъявлять требования к налогоплательщикам, суды обязаны выяснить, затрагивает ли он права налогоплательщиков, соответствует ли актам законодательства о налогах и сборах, и в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав.

Иными словами, в случае оспаривания налогоплательщиком письма федерального органа исполнительной власти, суд не может прекратить производство по делу со ссылкой на то, что издание нормативных правовых актов в форме писем не установлено. Судом должен быть исследован вопрос о наличии или отсутствии в этом письме положений, являющихся, по существу правовыми нормами, и о соответствии либо несоответствии таких положений налоговому законодательству. При этом согласно пункту 1 статьи 6 НК РФ не соответствующим Налоговому кодексу признается, в частности, нормативный правовой акт, отменяющий или ограничивающий права налогоплательщиков, вводящий обязанности, не предусмотренные Кодексом, запрещающий действия налогоплательщиков, разрешенные Кодексом.

Таким образом, в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, на предмет соответствия Налоговому кодексу РФ должны оцениваться не только изданные в установленной форме нормативные акты органов исполнительной власти, но и разъяснения этих органов, содержащие положения, являющиеся по существу правовыми нормами.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.