Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Действие налогового законодательства во времени



Вопрос о пределах действия налогового закона имеет существенное значение в практике применения налоговых норм, поскольку от его решения зависит определение момента возникновения, изменения или прекращения обязанностей налогоплательщиков. При этом налоговые отношения обладают столь значимыми особенностями, что это предопределило включение в Налоговый кодекс специальных правил действия актов налогового законодательства во времени (статья 5 НК РФ). Вместе с тем и специальные правила действия налогового законодательства во времени не являются едиными и дифференцированы для актов налогового законодательства, предусматривающих установление и введение новых налогов и сборов, с одной стороны, и для иных актов налогового законодательства, - с другой. Наряду с этим имеются различия и в порядке вступления в силу иных актов налогового законодательства, в зависимости от их отнесения к актам законодательства о налогах либо к актам законодательства о сборах.

По общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (часть 1 пункта 1 статьи 5 НК РФ). В свою очередь, акты законодательства о сборах по общему правилу вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца с момента их опубликования (часть 2 пункта 1 статьи 5 НК РФ).

Специфика этого порядка выражается, прежде всего, в установлении более длительного по сравнению с общим порядком срока, отделяющего дату официального опубликования акта налогового закона от вступления его в силу. В соответствии с общим порядком законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, в то время как налоговые законы – не ранее, чем по истечении одного месяца.

Такой подход вызван тем, что налоговое законодательство, регулируя изъятие у налогоплательщиков обязательных платежей в бюджетную систему, оказывает непосредственное влияние на результаты их предпринимательской деятельности, ограничивает в конституционных пределах их право собственности. Поэтому необходимо достаточное время для того, чтобы налогоплательщик мог оценить последствия нового налогового закона для хозяйственной деятельности и возможные изменения в уровне налогового бремени.

Другое специальное требование часть 1 пункта 1 статьи 5 НК РФ касается недопустимости вступления акта законодательства о налогах в силу ранее наступления очередного налогового периода по соответствующему налогу. Именно с налоговым периодом Налоговый кодекс связывает формирование у налогоплательщика налоговой базы, являющейся основой для определения подлежащей уплате суммы налога. Поэтому изменение налоговой нормы до завершения налогового периода нарушило бы стабильность условий хозяйственной деятельности налогоплательщика. Вступление налогового закона в силу до завершения налогового периода привело бы к распространению его действия на весь налоговой период, что фактически означало бы придание ему обратной силы. Именно поэтому Конституционный Суд РФ в Постановлениях от 24.10.1996 №17-П и от 08.10.1997 №13-П сформировал правовую позицию о необходимости учета налоговых периодов при вступлении налоговых законов в силу, которая впоследствии получила отражение в ст.5 НК РФ. (Постановление Конституционного Суда от 24.10.1996 №17-П «По делу о проверку конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «о внесении изменений в Закон РФ «Об акцизах»;Постановление Конституционного Суда РФ от 08.10.1997 №13-П «По делу о проверке конституционности Закона г. Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года «О ставках земельного налога в г. Санкт-Петербурге в 1995 году).

Специальный порядок вступления в силу предусмотрен для налоговых законов и налоговых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих и вводящих новые налоги и сборы. Согласно части 3 пункта 1 статьи 5 НК РФ они вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не позднее одного месяца со дня их официального опубликования. Связь вступления налогового закона в силу с началом очередного календарного года в данной ситуации обусловлена стремлением законодателя усилить гарантии стабильности налогового законодательства в тех случаях, когда решается вопрос о начале взимания нового налога или сбора.

Особенностями налогового законодательства обусловлено также включение в Налоговый кодекс специальных положений относительно обратной силы его актов. В соответствии со ст. 5 НК РФ выделены три категории актов налогового законодательства в зависимости от допустимости придания им обратной силы.

Пункт 2 статьи 5 НК РФ определяет акты налогового законодательства, которые обратной силы не имеют. Развивая в этой части положения статьи 57 Конституции РФ, законодатель относит к таковым акты, устанавливающие новые налоги и сборы; повышающие налоговые ставки, размеры сборов; устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах; устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

В свою очередь, пункт 3 статьи 5 НК РФ называет те акты налогового законодательства, которые имеют обратную силу, независимо от указания на это в самом принимаемом акте. Речь идет об актах, устраняющих или смягчающих ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, либо устанавливающих дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов либо их представителей.

Наконец, среди актов налогового законодательства выделяются такие, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 5 НК РФ могут иметь обратную силу, если она будет им придана специальным указанием на это при принятии соответствующего акта. К этой категории отнесены акты, отменяющие налоги и сборы; снижающие размеры ставок налогов, размеров сборов; устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей; или иным образом улучшающие их положение. Придание обратной силы актам этой категории может привести к необходимости возврата плательщикам из бюджетов ранее уплаченных ими сумм налогов и сборов. Поэтому вопрос о допустимости придания обратной силы этим актам должен решаться всякий раз самостоятельно с учетом оценки реальных возможностей бюджетной системы.

Например, Федеральный закон от 6 мая 2003 года № 51-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст. 214.1 и 219 ч. 2 НК РФ» предусмотрел право налогоплательщиков-опекунов (налогоплательщиков-попечителей) на получение социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме, уплаченной ими за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет. При этом статья 2 этого Закона распространила его действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 года, придав тем самым обратную силу налоговой норме, улучшающей положение налогоплательщиков.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.