Вопрос о пределах действия налогового закона имеет существенное значение в практике применения налоговых норм, поскольку от его решения зависит определение момента возникновения, изменения или прекращения обязанностей налогоплательщиков. При этом налоговые отношения обладают столь значимыми особенностями, что это предопределило включение в Налоговый кодекс специальных правил действия актов налогового законодательства во времени (статья 5 НК РФ). Вместе с тем и специальные правила действия налогового законодательства во времени не являются едиными и дифференцированы для актов налогового законодательства, предусматривающих установление и введение новых налогов и сборов, с одной стороны, и для иных актов налогового законодательства, - с другой. Наряду с этим имеются различия и в порядке вступления в силу иных актов налогового законодательства, в зависимости от их отнесения к актам законодательства о налогах либо к актам законодательства о сборах.
По общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (часть 1 пункта 1 статьи 5 НК РФ). В свою очередь, акты законодательства о сборах по общему правилу вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца с момента их опубликования (часть 2 пункта 1 статьи 5 НК РФ).
Специфика этого порядка выражается, прежде всего, в установлении более длительного по сравнению с общим порядком срока, отделяющего дату официального опубликования акта налогового закона от вступления его в силу. В соответствии с общим порядком законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, в то время как налоговые законы – не ранее, чем по истечении одного месяца.
Такой подход вызван тем, что налоговое законодательство, регулируя изъятие у налогоплательщиков обязательных платежей в бюджетную систему, оказывает непосредственное влияние на результаты их предпринимательской деятельности, ограничивает в конституционных пределах их право собственности. Поэтому необходимо достаточное время для того, чтобы налогоплательщик мог оценить последствия нового налогового закона для хозяйственной деятельности и возможные изменения в уровне налогового бремени.
Другое специальное требование часть 1 пункта 1 статьи 5 НК РФ касается недопустимости вступления акта законодательства о налогах в силу ранее наступления очередного налогового периода по соответствующему налогу. Именно с налоговым периодом Налоговый кодекс связывает формирование у налогоплательщика налоговой базы, являющейся основой для определения подлежащей уплате суммы налога. Поэтому изменение налоговой нормы до завершения налогового периода нарушило бы стабильность условий хозяйственной деятельности налогоплательщика. Вступление налогового закона в силу до завершения налогового периода привело бы к распространению его действия на весь налоговой период, что фактически означало бы придание ему обратной силы. Именно поэтому Конституционный Суд РФ в Постановлениях от 24.10.1996 №17-П и от 08.10.1997 №13-П сформировал правовую позицию о необходимости учета налоговых периодов при вступлении налоговых законов в силу, которая впоследствии получила отражение в ст.5 НК РФ. (Постановление Конституционного Суда от 24.10.1996 №17-П «По делу о проверку конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «о внесении изменений в Закон РФ «Об акцизах»;Постановление Конституционного Суда РФ от 08.10.1997 №13-П «По делу о проверке конституционности Закона г. Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года «О ставках земельного налога в г. Санкт-Петербурге в 1995 году).
Специальный порядок вступления в силу предусмотрен для налоговых законов и налоговых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих и вводящих новые налоги и сборы. Согласно части 3 пункта 1 статьи 5 НК РФ они вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не позднее одного месяца со дня их официального опубликования. Связь вступления налогового закона в силу с началом очередного календарного года в данной ситуации обусловлена стремлением законодателя усилить гарантии стабильности налогового законодательства в тех случаях, когда решается вопрос о начале взимания нового налога или сбора.
Особенностями налогового законодательства обусловлено также включение в Налоговый кодекс специальных положений относительно обратной силы его актов. В соответствии со ст. 5 НК РФ выделены три категории актов налогового законодательства в зависимости от допустимости придания им обратной силы.
Пункт 2 статьи 5 НК РФ определяет акты налогового законодательства, которые обратной силы не имеют. Развивая в этой части положения статьи 57 Конституции РФ, законодатель относит к таковым акты, устанавливающие новые налоги и сборы; повышающие налоговые ставки, размеры сборов; устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах; устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.
В свою очередь, пункт 3 статьи 5 НК РФ называет те акты налогового законодательства, которые имеют обратную силу, независимо от указания на это в самом принимаемом акте. Речь идет об актах, устраняющих или смягчающих ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, либо устанавливающих дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов либо их представителей.
Наконец, среди актов налогового законодательства выделяются такие, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 5 НК РФ могут иметь обратную силу, если она будет им придана специальным указанием на это при принятии соответствующего акта. К этой категории отнесены акты, отменяющие налоги и сборы; снижающие размеры ставок налогов, размеров сборов; устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей; или иным образом улучшающие их положение. Придание обратной силы актам этой категории может привести к необходимости возврата плательщикам из бюджетов ранее уплаченных ими сумм налогов и сборов. Поэтому вопрос о допустимости придания обратной силы этим актам должен решаться всякий раз самостоятельно с учетом оценки реальных возможностей бюджетной системы.
Например, Федеральный закон от 6 мая 2003 года № 51-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст. 214.1 и 219 ч. 2 НК РФ» предусмотрел право налогоплательщиков-опекунов (налогоплательщиков-попечителей) на получение социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме, уплаченной ими за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет. При этом статья 2 этого Закона распространила его действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 года, придав тем самым обратную силу налоговой норме, улучшающей положение налогоплательщиков.