Налоговое законодательство отличает известная сложность, поэтому содержание его норм не всегда однозначно воспринимается налогоплательщиками. Вместе с тем это непосредственно влияет на своевременность, полноту и правильность исчисления и уплаты ими налогов. Именно поэтому важно предоставление налогоплательщикам возможности опереться при применении налоговых норм на мнение тех субъектов, результаты толкования которыми налогового законодательства будут иметь правовую значимость.
Такая возможность установлена для налогоплательщиков и плательщиков сборов вподпункте 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ в виде права получать от финансовых органов письменные разъяснения. От Министерства финансов РФ могут быть получены разъяснения по вопросам применения налогового законодательства РФ, а от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований – по вопросам применения соответственно налогового законодательства субъектов РФ и налоговых актов муниципальных образований. Аналогичная возможность обращения к финансовым органам за получением разъяснений имеется и у налоговых агентов, которые в силу пункта 2 статьи 24 НК РФ имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Приведенным положениям корреспондирует норма статьи 34.2 НК РФ, закрепляющая полномочия финансовых органов давать налогоплательщикам, а также плательщикам сборов и налоговым агентам соответствующие письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления запроса.
Вместе с тем анализ положений Налогового кодекса позволяет сделать вывод о том, что разъяснения финансовых органов носят лишь рекомендательный характер для обратившихся за ними лиц. Это значит, что ошибочный вывод финансового органа об отсутствии у налогоплательщика обязанности по уплате налога не устраняет для получившего разъяснение налогоплательщика установленную налоговым законом обязанность уплатить налог. Равным образом, ошибочный вывод финансового органа о наличии у налогоплательщика обязанности по уплате налога не порождает у получившего разъяснение налогоплательщика такой обязанности. Налогоплательщик вправе не согласиться с выводами финансового органа и исполнить обязанность непосредственно в соответствии с предписаниями налогового закона.
И все же получение соответствующих разъяснений влечет за собой значимые правовые последствия для налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Дело в том, что выполнение письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, данных финансовым органом в пределах его компетенции, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. Поэтому, если выполнение налогоплательщиком разъяснений финансового органа повлечет за собой неуплату налога, то у него может быть истребована сумма неуплаченного налога, но он не может быть привлечен к ответственности за нарушение, выразившееся в такой неуплате. Наряду с этим в соответствии с пунктом 8 статьи 75 НК РФ исключается также начисление пени на сумму недоимки по налогу, которая образовалась у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в результате выполнения им письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, данных финансовым органом в пределах его компетенции. Правило о неначислении пени, также как и правило о непривлечении к ответственности не применяется только в том случае, если письменные разъяснения были основаны на неполной или недостоверной информации, представленной лицом, обратившимся за этими разъяснениями.
Таким образом, разъяснительная деятельность финансовых органов в значительной мере направлена на формирование единообразной практики по применению налогового законодательства. Представляется, что именно с этих позиций следует воспринимать и положение подпункта 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ, в соответствии с которым налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.
От разъяснительной деятельности финансовых органов следует отличать осуществляемое налоговыми органами информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, о налоговом законодательстве и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц (подпункт 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ). Если разъяснительная деятельность связана с толкованием норм налогового законодательства, выявлением их смысла на основе правовой оценки, то информирование предполагает лишь доведение буквального содержания норм до сведения заинтересованных лиц.
Интересно заметить, что в некоторых зарубежных странах наряду с собственно разъяснительной деятельностью налоговых органов существует институт так называемого предварительного налогового регулирования. (Иконникова О. А. Институт предварительного налогового регулирования / Налоги и право. 2004. №6).Речь идет о деятельности налоговых органов по представлению налогоплательщику предварительного заключения о квалификации планируемых им хозяйственных операций для целей налогообложения. Благодаря этому налогоплательщик еще до совершения соответствующей хозяйственной операции имеет точные представления о ее налоговых последствиях. В отличие от разъяснений заключения предварительного налогового регулирования являются обязательными как для налогоплательщика, так и для налогового органа. Очевидно, что в России институт предварительного налогового регулирования в том виде, в котором он применяется в мировой практике, пока еще не сложился.