Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Состав законодательства о налогах и сборах (налогового законодательства)



Акты законодательства о налогах и сборах и примыкающие к ним нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах занимают после Конституции РФ главенствующее место в системе источников налогового права. Установление и введение налогов исключительно актами законодательных (представительных) органов становится важной гарантией соблюдения конституционных пределов ограничения права собственности в процессе налогообложения.

«законодательство» используется в узком смысле слова и охватывает лишь законы. В первоначальной редакции НК РФ этот термин охватывал также акты представительных органов местного самоуправления. Однако законодатель учел отсутствие юридической точности в таком подходе, поскольку на местном уровне законы не принимаются. Поэтому с 1 января 2007 года ст.1 НК РФ, как это следует из ее нового наименования, говорит о правовых актах представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах наряду с актами законодательства о налогах и сборах. Вместе с тем из пункта 6 статьи 1 НК РФ все же следует, что в тексте Налогового кодекса РФ нормативные акты представительных органов муниципальных образований наряду с налоговыми законами именуются «законодательство о налогах и сборах».

Первоначально предполагалось использование в Налоговом кодексе понятия «налоговое законодательство» как охватывающего не только налоговые законы, но и нормативные акты, принятые органами исполнительной власти. (Налоговый кодекс РФ. Общая часть (проект). Комментарии С. Д. Шаталова. М., 1996. С.27). Представляется, что отказ от подобной конструкции можно только приветствовать. Вместе с тем представляется неоправданным отказ от использования термина «налоговое законодательство» в том смысле, который действующий Налоговый кодекс вкладывает в термин «законодательство о налогах и сборах». На сегодняшний день отсутствуют серьезные основания для противопоставления этих понятий, поэтому представляется допустимым употреблять их как тождественные. К тому же в настоящее время предусмотрена возможность взимания только федеральных сборов, а это значит, что законодательство субъектов РФ о налогах и сборах фактически включает, как это ни парадоксально, лишь законы о налогах соответствующего уровня (пункт 4 статьи 1 НК РФ).

Состав налогового законодательства обусловлен федеративным устройством Российской Федерации, что позволяет в условиях действующей редакции НК РФ говорить о двух его уровнях: федеральное налоговое законодательство и налоговое законодательство субъектов РФ. В условиях провозглашения самостоятельности местного самоуправления к налоговому законодательству примыкают также налоговые акты представительных органов муниципальных образований.

Федеральное налоговое законодательствов соответствии с пунктом 1 статьи 1 НК РФ состоит из самого Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Это значит, что ведущее место в системе законодательства о налогах и сборах отводится Налоговому кодексу РФ, который, будучи отраслевым кодифицированным актом, призван обеспечить единообразное и системное правовое регулирование налоговых отношений на всей территории Российской Федерации. Налоговый кодекс состоит из первой и второй частей.

Первая часть устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе, виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Вторая часть Налогового кодекса регулирует взимание в Российской Федерации конкретных видов налогов и сборов.

Пункт 1 статьи 1 НК РФ признает приоритет Налогового кодекса перед иными федеральными законами о налогах и сборах. Такие законы должны приниматься в соответствии с Налоговым кодексом, призванным в качестве отраслевого кодифицированного акта урегулировать, в принципе, все отношения, являющиеся предметом налогового права и подлежащие регулированию на федеральном уровне. В связи с этим практика издания иных федеральных законов в качестве источников налогового права не должна получать сколь-нибудь широкого распространения. Не случайно, по мнению некоторых авторов, к федеральным законам, принятым в соответствии с НК РФ относятся исключительно законодательные акты, вносящие в Налоговый кодекс изменения и дополнения.

Вместе с тем нельзя полностью исключить принятие на федеральном уровне законов, содержащих налоговые нормы. Примером может служить Закон РФ от 21 марта 1991 г. №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации». Принятие отдельного налогового закона может быть обусловлено и ограничением его действия во времени, что делает нецелесообразным внесение изменений в Налоговый кодекс РФ. Так,Федеральный закон от 30 декабря 2006 года №269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» предусмотрел право физических лиц в период с 1 марта 2007 года по 1 марта 2008 года самостоятельно исчислить и уплатить декларационный платеж, исходя из суммы доходов, полученных до 1 января 2006 года, с которых не были уплачены налоги, и ставки 13 процентов. При этом лица, осуществившие уплату декларационного платежа, считаются исполнившими свою налоговую обязанность.

Таким образом, нельзя исключить возникновение коллизии между Налоговым кодексом и налоговой нормой, содержащейся в ином федеральном законе. Вместе с этим возникает и вопрос о приоритетности Налогового кодекса при разрешении возникшей коллизии. Представляется все же, что норма о приоритетности Налогового кодекса в системе законодательства о налогах и сборах адресована, прежде всего, самому законодателю, который должен обеспечивать соответствие иных федеральных законов положениям НК РФ. В противном случае не будет оснований для признания подлежащей применению именно нормы Налогового кодекса, если она не будет признана специальной по отношению к норме, содержащейся в ином законе и принятой позднее нормы Налогового кодекса.

Налоговое законодательство субъектов РФ и налоговые акты муниципальных образований.В соответствии с пунктом 4 статьи 1 НК РФ налоговое законодательство субъектов РФ состоит из законов о налогах субъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым кодексом. В свою очередь, пункт 5 статьи 1 НК РФ устанавливает, что нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом. Таким образом, приведенные нормы предполагают возможным принятие субъектами РФ и муниципальными образованиями, соответственно, налоговых законов и налоговых актов только в тех случаях, когда это предусмотрено Налоговым кодексом. При этом первоначальное рамочное регулирование соответствующих налоговых отношений осуществляется самим Налоговым кодексом.

Налоговый кодекс в действующей редакции предусматривает возможность издания налоговых законов законодательными (представительными) органами субъектов РФ и налоговых актов представительными органами муниципальных образований в следующих случаях:

  • в соответствии с подпунктами 3 и 4 статьи 12 НК РФ в части установления соответственно региональных или местных налогов и сборов;
  • в соответствии с пунктом 12 статьи 64 НК РФ в части установления дополнительных оснований и иных условий предоставления отсрочки и рассрочки уплаты соответственно региональных и местных налогов;
  • в соответствии с пунктом 7 статьи 67 НК РФ в части установления оснований и условий предоставления инвестиционного налогового кредитасоответственно по региональным и местным налогам.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.