Систему источников налогового права образуют взаимосвязанные между собой внешние формы выражения налоговых норм. Основное место среди них в условиях российской правовой системы занимают регулирующие налоговые отношения нормативные правовые акты. Обладая внутренним единством, налоговые нормы в то же время дифференцированы и характеризуются иерархическим построением их системы. Положение налоговых норм в системе предопределяется их закреплением в правовых актах различной юридической силы. Это имеет важное практическое значение, поскольку позволяет при выявлении противоречащих друг другу норм выбрать ту из них, которая подлежит применению. Если один и тот же вопрос решается различными нормативными актами по-разному, должен быть применен тот из них, который имеет большую юридическую силу.
Особое место в системе источников налогового права занимает Конституция РФ. Принципиальную значимость для формирования и функционирования системы источников налогового права приобретают положения части 1 статьи 15 Конституции РФ. Речь идет о закреплении правила, в соответствии с которым законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации. В Конституции РФ устанавливается также приоритет международных договоров над нормами национального законодательства, в том числе и налогового (часть 4 статьи 15 Конституции РФ). Тем самым определяется место международных договоров и в системе правового регулирования налоговых отношений.
Приведенные нормы Конституции РФ значимы в равной мере для всех правовых отраслей и институтов. Наряду с этим Конституция РФ содержит такие базовые положения, которые выступают основой для правового регулирования именно налоговых отношений. Так, в соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Наряду с рядом иных конституционных положений (статьи 8, 19, 74, 75, 104,106 Конституции РФ) эта норма закладывает основные принципы осуществления налоговых изъятий и устанавливает тем самым пределы ограничения частной собственности в процессе налогообложения.
Особое внимание следует обратить на роль Конституции РФ в установлении основ разграничения полномочий по вопросам регулирования налоговых отношений между органами власти Российской Федерации, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Согласно подпункту «и» пункта 1 статьи 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. В свою очередь, в соответствии с подпунктом «з» статьи 71 Конституции РФ федеральные налоги и сборы находятся в исключительном ведении Российской Федерации, а в силу части 1 статьи 132 Конституции РФ органам местного самоуправления гарантирована самостоятельность в установлении местных налогов и сборов.
Не менее важна роль тех конституционных положений, которые закрепляют основы разграничения налоговой компетенции между законодательными (представительными) и исполнительными органами власти и определяют особенности принятия налоговых законов. Так, пункт 3 статьи 104 Конституции РФ предусматривает обязательность заключений Правительства РФ при внесении законопроектов о введении или отмене налогов, а также освобождении от их уплаты, а подпункт «б» статьи 106 Конституции РФ - обязательность рассмотрения принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам федеральных налогов и сборов в Совете Федерации.
Конституция РФ является основой для формирования всей системы источников налогового права, которая включает в себя также акты законодательства о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах, нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах. Особое место в системе источников налогового права занимают международные договоры Российской Федерации по вопросам налогообложения. Источниками налогового права могут быть признаны также и правовые позиции Конституционного Суда РФ.