Основные правила, определяющие последствия недействи-тельности сделок, установлены ст. 157 Гражданского кодекса. О последствиях недействительности сделок, вызванных нарушением их формы, выше уже говорилось. Рассмотрим теперь последствия недействительности сделок по условиям, изложенным в предыду-Памяти Ю.Г. Басина
щем разделе.
В соответствии с п. 3 ст. 157 ГК общим последствием при-знания сделки недействительной служит так называемая двусто-ронняя реституция, т.е. возвращение сторон, заключивших сделку, оказавшуюся недействительной, в первоначальную позицию, в по-ложение «до сделки».
Если сделка признана недействительной до начала ее испол-нения, она просто не должна исполняться. Если исполнение нача-лось либо сделка исполнена полностью, каждая сторона возвраща-ет другой то, что она получила при сделке. Невозможность воз-вращения может компенсироваться деньгами.
Нередки случаи, когда в недействительности сделки виновна лишь одна сторона. Например, сделка заключена под влиянием обмана. Обманутый участник был невиновен в недействительно-сти. При этих условиях с виновного можно потребовать не только то, что он получил по сделке, но и возмещения убытков, которые вследствие сделки и признания ее недействительной понесла неви-новная сторона.
В отличие от Гражданского кодекса Республики Казахстан Модельный Гражданский кодекс и Гражданский кодекс Россий-ской Федерации, помимо двусторонней реституции, устанавлива-ют в качестве последствий недействительности не только двусто-роннюю, но также одностороннюю реституцию (имущество воз-вращается лишь одной стороне, другая же ничего не получает, а переданное по ее сделкам имущество передается в доход государ-ства), либо недопущение реституции (все, что передано или долж-но передаваться по сделкам обеими сторонами, обращается в до-ход государства).
Гражданский кодекс Республики Казахстан не предусматри-вает такого общего разделения последствий, но в виде исключения допускает применение односторонней реституции либо недопуще-ние реституции, однако при одном непременном условии: направ-ленность сделки у преступной цели – купля-продажа наркотиков, договор об угоне чужой автомашины и т.п. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ
В ст. 157 ГК говорится по этому поводу следующее:
«4. Если сделка направлена на достижение преступной цели, то при наличии умысла у обеих сторон все, полученное ими по сделке или предназначенное к получению, по решению или приго-вору суда подлежит конфискации. В случае исполнения такой сделки одной стороной у другой стороны подлежит конфискации все, полученное ею, и все, причитающееся с нее по сделке первой стороне. Если ни одна из сторон не приступила к исполнению, конфискации подлежит все, предусмотренное сделкой к исполне-нию.
5. При наличии умысла на достижение преступной цели лишь у одной из сторон все, полученное ею по сделке, подлежит возвра-ту другой стороне, а полученное последней либо причитавшееся ей по сделке подлежит конфискации.
6. С учетом конкретных обстоятельств суд вправе не приме-нять частично либо полностью последствий, предусмотренных п.п. 4 и 5 настоящей статьи, в части конфискации имущества, по-лученного либо подлежащего получению по недействительной сделке». В этой части применяется двусторонняя реституция.
Преступность намерений может установить только суд, рас-сматривая гражданское дело либо удовлетворяя гражданский иск в уголовном деле. Здесь суд вправе отойти от двусторонней рести-туции как последствия недействительной сделки и взыскать иму-щество, бывшее предметом сделки, в доход государства. При этом участник сделки не обязательно подвергается уголовному наказа-нию.
И конечно же, невиновно потерпевшая сторона в сделке, при-знанной недействительной вследствие преступных действий дру-гой стороны, вправе требовать от последней не только возврата переданного по сделке имущества либо компенсации за его утрату или повреждение, но также возмещения убытков, вызванных фак-том признания сделки недействительной.
Как правило, решение о признании сделки недействительной имеет обратную силу и делает нелегитимными действия сторон с Памяти Ю.Г. Басина
момента заключения сделки.
Но возможны, конечно, случаи, когда возврат всего, что по-лучено по сделке, позже признанной недействительной, невозмо-жен или нецелесообразен. Нельзя, например, придать обратную силу решениям о признании недействительной аренды, по которой арендатор уже пользовался имуществом. Поэтому ст. 157 ГК до-пускает недействительность сделки на будущее время.
Ст. 160 Гражданского кодекса определяет понятия мнимыхи притворныхсделок и устанавливает их последствия.
Мнимой называется сделка, совершенная лишь для вида, без намерения сторон вызвать юридические последствия. Окружаю-щие могут быть введены в заблуждение. Сами же стороны созна-ют, что никакой сделки нет и никаких обязанностей она на них не налагает. Например, опасаясь конфискации имущества, лицо, про-тив которого возбуждено уголовное дело, «продает» родственнику наиболее ценные вещи, договариваясь с ним, что денег от него не получит, и вещи тот вернет по первой же просьбе. Мнимые сделки называются еще фиктивными.
Мнимая сделка не должна исполняться и по требованию сто-роны, которая захотела бы извлечь из нее выгоду. Например, ода-ряемый не вправе требовать передачи ему имущества по фиктив-ному договору дарения.
Обязанность доказывания фиктивности сделки возлагается на того, кто выдвигает подобное утверждение. Фактом, подтвержда-ющим мнимый характер сделки, служит обычно несовершение сторонами тех действий, которые входят в ее содержание.
При недоказанности фиктивности сделки ее законность, дей-ствительность и последствия определяются по общим условиям действительности и недействительности сделок.
В отличие от мнимой, в притворной сделке воля сторон направлена на установление гражданских прав и обязанностей. Но не тех, которые составляют внешнюю видимость для окружающих, а иных, какие стороны в действительности имели в виду. В при-творной сделке следует различать внешнюю, притворную сделку, ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ
которая прикрывает другую, и внутреннюю, прикрываемую сдел-ку.
Притворная сделка чаще всего направлена на то, чтобы обой-ти запрет закона. Но возможны и такие притворные сделки, кото-рые не направлены на достижение противозаконного результата, хотя и создают у окружающих ложное представление о действи-тельных намерениях сторон. Гражданин, например, не хотел бы сделать достоянием гласности свое особое отношение к другому лицу. Поэтому, передавая ему в дар ценное имущество, гражданин оформляет передачу договором купли-продажи, хотя в действи-тельности денег за имущество не получает. Иногда притворная сделка возникает из юридической неосведомленности сторон, не знающих, как правильно оформить вполне правомерную догово-ренность.
Поскольку в притворной различимы две сделки, каждая из них нуждается в самостоятельной оценке. Сделка, прикрывающая другую, всегда является недействительной. Она не ведет ни к ка-ким последствиям, так как стороны на самом деле к ним не стре-мились.
Что же касается прикрываемой сделки, которую стороны по-настоящему совершили, то ее законность или незаконность опре-деляются по фактическим признакам. Если по таким признакам стороны нарушили закон, прикрываемая сделка также является не-действительной.
В случае же, когда прикрывалась вполне правомерная сделка, не нарушающая защищаемых законом интересов государства и третьих лиц, она признается действительной, и ее исполнение не влечет для сторон каких-либо неблагоприятных последствий.
Если в сделке можно выделить какую-либо незаконную часть, без которой сделка сохранит свое значение для сторон, до-пустимо ограничиться признанием недействительной только части сделки с тем, чтобы в основной части она сохранила свою силу (ст. 161 ГК). Стороны, например, договорились о купле-продаже жилого дома, причем продавец взял на себя обязанность до пере-Памяти Ю.Г. Басина
дачи дома покупателю произвести перепланировку кухни и кори-дора. При рассмотрении же проекта перепланировки было уста-новлено, что она нарушает обязательные строительные нормы. Можно признать недействительным только условие о переплани-ровке, а в остальном исполнять сделку беспрепятственно.
Но подобное признание недействительности только части сделки допустимо лишь при двух условиях.
Во-первых, это не должна быть та часть, без которой сделка вообще невозможна. Следовательно, если недействительность по-разила конститутивную (основополагающую) часть сделки, она и в остальных частях существовать не может.
Во-вторых, сделка в целом может сохранить свою силу при недействительности какой-либо ее части, если стороны согласны на исполнение без этой недействительной части. В противном слу-чае по требованию каждой из сторон вся сделка должна считаться недействительной.
Ст. 162 Гражданского кодекса применительно к спорам о не-действительности сделок устанавливает некоторые особенности исчисления сроков исковой давности. В частности, исковая дав-ность по спорам, связанным с недействительностью сделки по ос-нованиям, предусмотренным п.п. 9 и 10 ст. 159, составляет год со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка, либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, предусмотренных п.п. 9 и 10 и являющихся основанием для признания сделки недействительной. Здесь, видимо, учитывается, что основания для признания сделки недействительной очевидны для заинтересованного лица, поэтому нецелесообразно откладывать защиту его интересов на длительный период.
В остальных случаях по спорам о недействительности сделок применяется общий трехгодичный срок исковой давности, если законодательными актами не предусмотрен иной срок. Так, особый сокращенный срок исковой давности по спорам о недействитель-ности купли-продажи приватизируемого объекта предусмотрен ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ
ст. 25 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 23 декабря 1995 г. «О приватизации».
* * *
Таковы основные положения законодательства о сделках, они определяют их правовое значение, порядок заключения сделок, их содержание и условия действительности. Эти положения исходят из того, что сделки служат основным юридическим фактом, по-рождающим гражданские, прежде всего – имущественные право-отношения.
Каждый гражданин и каждое юридическое лицо ежедневно, иногда и по многу раз в день встречаются со сделками, вступают в них, участвуют в их исполнении, хотя и не всегда осознают их правовой характер. Знание и правильное понимание юридической характеристики сделок – важное условие защиты законных инте-ресов участников экономического оборота.