Поезда оборудованы системой сигнализации, позволяющей контролировать состояние электрического оборудования. Ее упрощенная схема показана на рис. 4.35 (приведены головная секция и необход. оборудование хвостового вагона).
Сигнальные лампы электропневматического тормоза "Контроль", "Отпуск" и "Торможение", "Двери", "СОТ", 'РБ", "БВ", "Преобразователь", "Вспомогательные цепи","Пожароопасно","РН"расположены на пульте управления. Опознавательные лампы Л90...Л92 желтого и Л93...Л95 синего цветов установлены в шкафах вагонов, их
видно как из тамбура вагона, так и снаружи.
На основные сигнальные лампы напряжение подается через выключатель управления ВУ и предохранители Пр54 и Пр52 (сигнальные лампы "Пожароопасно" и "Напряжение сети" питаются через предохранитель Пр51).
Так, сигнальная лампа Л4 "Двери" загорается при установке переключателя ППТ в положение "Головной" (первое положение), если створки автоматических дверей на всех вагонах закрыты, блокировки дверей БД1...БД8 находятся в исправном состоянии и замкнуты, переключатель ППТ хвостового вагона установлен в положение "Хвостовой" (третье положение) и обеспечивает контакт между поездным проводом 10 и "минусовым" проводом 30.
Сигнальная лампа "ЛКиТ" кратковременно загорается и гаснет после перевода штурвала контроллера в любое ходовое или тормозное положение. "Плюс" на лампу подается от контроллера при включении контакторов КВХ или КВТ. В первый момент ее минусовая цепь (провод 60) сохраняется блокировками повторителей линейного контактора ПЛК 60А-60В и тормозного контактора ПТ 60В-60Б, которые разрывают цепь после сбора силовой схемы в режиме тяги или торможения. Если на одном из вагонов (или на всем поезде) схема не собралась, сигнальная лампа "ЛКиТ" будет гореть, пока контроллер установлен в рабочее положение.
При неисправности электрического торможения в шкафу данного моторного вагона отключают кнопку В8 "Торможение". Ее контакты прерывают сигнальную цепь при установке штурвала контроллера в любое тормозное положение, кроме первого. В первом тормозном положении лампа будет продолжать гореть и напоминать машинисту, что на одном из вагонов электрический тормоз отключен. На сигнализацию в режиме тяги отключение кнопки В8 влияния не оказывает.
Сигнальная лампа Л8 "СОТ" загорается, когда давление в тормозных цилиндрах (хотя бы на одном вагоне) достигает 0,2...0,3 ат. При этом сигнализатор отпуска СОТ соединит провод 51 с проводом 30.
Сигнальная лампа Л9 "РБ"включается при боксовании или юзе колесных пар. Герконовое реле РБ1 через свой повторитель ПРБ соединяет поездной провод 62 и минусовой провод 30. Если сработало реле разносного боксования РРБ1, то своим повторителем оно разберет схему тяги (торможения) и одновременно включит опознавательную лампу Л90...Л92 желтого цвета в шкафу моторного вагона.
Лампа "РБ" может загореться сразу после включения контроллера машиниста и погаснуть после его возврата в нулевое положение из-за неправильного соединения выводов (концов) тягового двигателя или перегорания резисторов в цепи катушки реле боксования (или в устройствах Э1...Э3). Если при переводе контроллера в рабочее положение сигнальная лама "РБ" загорается с небольшой выдержкой времени, это указывает также на возможное разрушение тяговой передачи между колесной парой и двигателем (двигатель идет вразнос), заклинивание колесной пары, возникновение генераторного режима.
Сигнальная лампа Л11 "БВ " включается при срабатывании аппаратов БВ или КЗ, когда блокировочным контактом БВ 61А-30 соединяются поездной провод 61 и минусовой провод. Нормально лампа Л11 загорается во время приведения поезда в рабочее состояние и гаснет в момент нажатия кнопки "Возврат защиты" после размыкания указанной блокировки (на поездах ЭД4М сигнализация лампы БВ изменена).
Сигнальная лампа Л17 "Преобразователь", при включении ВУ загорается также по цепи провода 63. После появления номинального напряжения на генераторе и включения контактора БК она гаснет.
Сигнальная лампа Л10 "Вспомогательные цепи" включается при неисправностях в цепи компрессора блокировками реле напряжения РНК, вентиляторов МВ1, МВ2 и отопления - блокировками реле контроля вентиляторов РКВ и ПРО. Поездной провод 64 подсоединяется к "минусу" сигнальной лампы Л10 контактами реле РНК, РКВ и ПРО.
Сигнальная лампа Л6 "Пожароопасно"загорается после превышения допустимого уровня температуры (80 °С) в шкафах и чердачных помещениях вагонов. Термодатчики КтШ1.. .КтШ4 и КтЧ1, КтЧ2, установленные параллельно (обозначение по схеме Т°), замыкают цепь питания промежуточного реле термосигнализации ПТРС, включившись, оно встает на самоподхват. Это реле запитывает через диод Д50 по секционному проводу 90 опускающий вентиль клапана токоприемника и подает питание на опознавательные лампы Л93...Л95 синего цвета. Блокировкой 38-30 оно подсоединяет сигнальную лампу Л6 к минусовому проводу 30.
Загорание сигнальной лампы Л7 "Напряжение контактной сети"свидетельствует об отсутствии напряжения сети или о том, что на одном из вагонов опустился токоприемник или перегорел высоковольтный предохранитель. В этих случаях отключаются герконовое реле напряжения Э6-РН и его повторитель ПРН. Минусовой провод 30 соединяется с поездным проводом 65.
Группа сигнальных ламп Л1, Л2 и Л3 электропневматических тормозов выделена отдельно. Все лампы получают "минус" по проводу 43 через переключатель ППТ хвостового вагона, установленный в положение 3. Он подсоединяет провод 43 к минусовому проводу 30, т.е. к источнику тока головного вагона. На лампу Л1 "Контроль" подаетсянапряжение 50 В по проводу 44 через контакты главного вала контроллера машиниста КМ21 и контакты головного ППТ, установленного в положение 1. Поэтому сигнальная лампа "Контроль" постоянно горит в положениях главной рукоятки 0 и М...4. Лампа сигнализирует об исправности источника питания, о том, что переключатели ППТ головного и хвостового вагонов установлены правильно, и на контроллер крана машиниста подано напряжение.
Сигнальная лампа Л2 "Отпуск"загорается при установке главной рукоятки в тормозные положения 1...5 при замыкании контактов контроллера КМ20, а также при управлении ЭПТ краном машиниста при включении реле отпуска РО, т.е. лампа свидетельствует о наличии напряжения на проводе 49.
Сигнальная лампа Л3 "Торможение "контролируетцелость проводов 47 и 49. Если они не имеют обрывов и доходят до хвостового вагона, на нем включается реле контроля РКО и запитывает обратный провод 45. Питание на лампу "Торможение" подается из головной кабины по проводу 47, который во время торможения на хвостовом вагоне соединен с проводом 45 через переключатель ППТ и контакты реле РКО. Затем ток возвращается в головной вагон, проходит через лампу и по проводу 43 вновь поступает на хвостовой вагон. Через переключатель ППТ он приходит по проводу 30 к источнику тока головного вагона. Таким образом, ток, протекающий через сигнальную лампу "Торможение", дважды попадает на переключатель ППТ хвостового вагона.
По опознавательным сигнальным лампам Л90 и Л92 (желтого цвета) определяют моторный вагон с отключенным БВ или КЗ, а также со сработавшим реле разносного боксования РРБ1. По таким же лампам на прицепных вагонах находят вагон с неисправным компрессором. В то же время эти лампы на всех вагонах могут сигнализировать о неисправностях отопления.
Опознавательные сигнальные лампы Л93...Л95 (синего цвета) свидетельствуют о разблокировании шкафов и срабатывании реле ПТРС.
На электропоездах ЭД4М введена схема, контролирующая действие тормоза хвостового вагона и позволяющая производить сокращенное опробование тормозов в одно лицо. Для этого на пульте управления, кроме сигнальной лампы "СОТ", имеется сигнальная лампа "СОТ-Х", подсоединенная к проводу 35, который через контакты переключателя ППТ хвостового вагона, переведенного в положение 3, и контакты одного из сигнализаторов отпуска тормозов соединяется с проводом 30 .
Как известно, на каждом вагоне установлены два сигнализатора СОТ - по одному на тележку, которые работают параллельно и соединяют провода 51 и 30. Контакты переключателей ППТ в данную схему введены для того, чтобы на хвостовом вагоне можно было разъединить цепи сигнализаторов: чтобы один, как обычно, соединял провода 51 и 30, другой - провода 35 и 30, обеспечивая питание сигнальной лампы "СОТ-Х" в головном вагоне, когда срабатывает тормоз хвостового вагона. На головном вагоне, благодаря тому, что переключатель ППТ находится в положении 1, оба сигнализатора включатся параллельно и при срабатывании соединят провода 51 и 30, т.е. на питание лампы "СОТ-Х" влияния не окажут.
XII. Контроль изоляции низковольтных цепей.
Сопротивление изоляции низковольтных цепей постоянного и переменного тока оценивают по показаниям вольтметра VБ при помощи переключателя В8 и кнопки "Контроль изоляции". При работающем преобразователе и включенной кнопке Кн1 в положении переключателя "~" образуется последовательная цепь: синхронный генератор, фазы 81...83, выпрямительный мост Д8...Д12, провод 30Ц, кнопка Кн1, резистор R23, провод 30И, контакт переключателя В8, вольтметр VБ, контакты переключателя В8, провод 30МА, резистор R25, контакты кнопки Кн1, корпус вагона, сопротивление потребителей переменного тока r1,...r3 (сопротивление цепей генератора). Разумеется, вольтметр не измеряет сопротивление цепей, он показывает напряжение, при котором начинает проходить через плохую изоляцию (rг..r3) и др. ток утечки. Если изоляция хорошая, то ток будет малым, и показания вольтметра VБ близки к нулю. При низком сопротивлении изоляции или замыкании на корпус одной из фаз или нейтрали генератора показания вольтметра будут увеличиваться до максимума. Ранее в схему контроля изоляции были введены две последовательно соединенные сигнальные лампы. По степени их свечения на глаз качественно оценивали сопротивление изоляции. Описанная схема позволяет по показанию вольтметра количественно оценить сопротивление. Например, если в положении переключателя В8 "~", напряжении генератора 220 В, сопротивлении резистора R22 20 кОм вольтметр VБ показывает не более 10 В, значит, сопротивление изоляции в цепях переменного тока будет не меньше 130 кОм. В положениях переключателя В8 "+" или "-" при нажатой кнопке Кн1 создаются последовательные цепи от проводов 15 или 30 через вольтметр VБ на корпус вагона. Так проверяют цепи, подсоединенные к "плюсу" или "минусу". Как и при измерении цепей переменного тока, показания вольтметра будут обратно пропорциональны величине сопротивления изоляции. При коротком замыкании показание вольтметра станет близким напряжению сети. Если показание вольтметра не более 10 В при напряжении батареи 110 В, сопротивление изоляции будет больше 130 кОм.
Кроме указанных положений переключателя вольтметр измеряет напряжение на самой батарее, на выпрямителе Д32...Д37.
Резисторы R23...R25 предотвращают замыкания при переключениях, резистор R22 снижает при проверках чувствительность вольтметра.