Электропоезда Демиховского машиностроительного завода серии ЭД4 в целом работают устойчиво. Однако есть в их электрических схемах один недостаток - отсутствие резервных проводов. Это затрудняет действия локомотивной бригады при устранении неисправностей и выходе из нестандартных ситуаций на линии.
Предлагаем описание прокладки резервных магистралей из числа имеющихся на поезде ЭД4МК. В шкафах вагонов находятся жгуты проводов. Некоторые из них никуда не подсоединены и уложены с заизолированными наконечниками. Данные провода имеют индекс «Р» и цифровое обозначение, например, Р20. Они проходят через вагон из одного тамбура в другой, а также подходят к междувагонным соединениям и розеткам. Необходимо их найти, прозвонить и соединить воедино.
Все операции проводят в два этапа. Во-первых, необходимо найти и «прозвонить» нужные провода (далее будет дана маркировка только нужных проводов). Во-вторых, их следует собрать. Кстати, число свободных проводов, проходящих через междувагонные соединения, позволяет проложить до пяти резервных линий, однако свободного места на рейках зажимов хватает только на три.
На вагоне 01 (шкафы № 1 и 4) находим провода с индексами Р60, Р61, Р66. Они проложены между шкафами и проходят из тамбура в тамбур. Затем выводим данные провода из жгута и проверяем, нет ли на них постороннего питания. Для этого поочередно соединяем провода с проводом 30 через «прозвоночную» лампу.
Далее проверяем их целостность. В одном из тамбуров подключаем искомый провод к проводу 15 или 22, а в другом - через «прозвоночную» лампу к проводу 30. Подобные манипуляции необходимо провести со всеми отыскиваемыми проводами.
После этого в жгутах шкафа № 4 вагона 01 и шкафа № 2 вагона 02 находим провода с индексами Р24, Р25, Р26. Их также выводят общей связкой и проверяют на наличие постороннего питания и целостность (данные провода проходят через междувагонные соединения).
Далее в шкафах № 2 и 3 вагона 02 отыскиваем провода с индексами Р46, Р47, Р48 (они проложены между тамбурами). Кроме того, в шкафу № 3 выводим из жгута провода Р2, РЗ, Р6 (они идут на розетку междувагонного соединения). На вагоне 03 нам необходимы провода РЗ, Р4, Р5, которые находятся в шкафу № 2 и выходят на провода междувагонного соединения, и провода Р46, Р47, Р48, расположенные в шкафах № 2 и 3 (проходят между тамбурами).
Затем так же отыскиваем все необходимые провода на каждом вагоне электропоезда (см. рисунок). При этом необходимо помнить, что провода нужно проверить на наличие постороннего питания и целостность, уделив особое внимание проводам, идущим к междувагонным соединениям.
Возможно, бригада не сможет отыскать некоторые нужные провода из-за отсутствия на них маркировочных паспортов. В этом случае нужно «отзвонить» провода на которых отсутствуют наконечники (идут к междувагонным соединениям), или воспользоваться проводами с другими номерами, но обязательно с индексом Р (проложены между тамбурами).
После того как все нужные провода найдены и выведены из пучков, можно приступать к их соединению на свободных местах зажимов реек. Для того чтобы не допустить ошибок при сборке, рекомендуется не собирать сразу три провода, а монтировать их по одному. При этом можно помечать их цветной изоляционной лентой или краской на рейках зажимов, что в дальнейшем обеспечит быстрое и правильное отыскание нужных проводов.
Так, на вагоне 01 (шкаф № 4) соединяем провода Р60, Р61, Р66, которые идут из шкафа № 1, с проводами Р24, Р25, Р26, подходящими к штепселю междувагонного соединения. На вагоне 02 (шкаф № 2) соединяем провода Р24, Р25, Р26, выходящие из розетки междувагонного соединения, с проводами Р46, Р47, Р48, проходящими через весь вагон в шкаф № 3, где соединяем их с проводами Р2, РЗ, Р6, идущими на междувагонное соединение, и так далее, до вагона 09 (см. рисунок «Логическая схема сбора резервных магистралей»).
После окончания сборки нужно проверить правильность монтажа проводов. Если будет выявлено постороннее питание или обрыв проверяемого провода, значит, допущена погрешность при монтаже. В данном случае необходимо проконтролировать правильность монтажа на рейках зажимов. Если же данные неисправности не выявлены, то в дальнейшем бригада может использовать резервные магистрали для сбора аварийных схем.