В XVII веке происходит становление биографического жанра из жанра жития.
Первый опыт автобиографии в русской литературе «Житие протопопа Аввакума им самим написанное». Житие идеолог старообрядства протопоп Аввакум написал в Пустозерске в 1672 – 1674 гг.Изложил свою биографию в хронологическом порядке, иногда обращаясь к нравоучениям или рассказам о других людях. Назвал свое произведение «Житие» так как при жизни считал себя святым. Новизна произведения состоит в том, что через биографию конкретного исторического лица представлена жизнь России и ее народа.
Житийный жанр в 17 веке переживает определенную трансформацию в сторону ПОВЕСТИ. «Обмирщение» жития видно на примере «Повести о Юлиании Лазаревской», написанной в начале XVII века дворянином Осорьиным,сыном Юлиании. Это семейная хроника, в которой сын описывает благочестивую жизнь своей матери в миру. Это первая в русской литературе биография женщины.
ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ЖАНРОВ ЛИТЕРАТУРЫ
Бытовая повесть
1) «ПОВЕСТЬ О ГОРЕ - ЗЛОСЧАСТЬЕ»дошла в XVII веке в единственном списке из купеческой среды. Это сюжет о блудном сыне и проблеме отцов и детей. Герой повести молодой человек покинувший отчий дом пытается жить своим умом преследуемый Горем – Злосчастием постоянно испытывает неудачи. Он, нарушая привычные нравственные установки, мораль отцов, был обречен на пьянство и бродяжничество. Избавление от бед нашел в уходе в монастырь и молитве.
2) «ПОВЕСТЬ О САВВЕ ГРУДЦИНЕ». Ее герой – купеческий сын забыл родительские наказы и пустился в разгульную жизнь. И здесь появляется дьявол,которому Савва за мирские блага продает душу. Но, пройдя много испытаний, заболел, вымолил прощение перед образом Богородицы, выздоровел и стал монахом Чудова монастыря.
Демократическая сатира
В этих произведениях отражается конфликт личности со средой протест против беззакония и несправедливости общественных отношений. В этом жанре появляются вымышленные герои, используется простой народный язык.
1. «ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ», «ПОВЕСТЬ О ЕРШЕ ЕРШОВИЧЕ»- обличают социальную несправедливость, казнокрадство, судебную волокиту, взяточничество судей и их продажность.
2. «КАЛЯЗИНСКАЯ ЧЕЛОБИТНАЯ» - высмеивает далеко не праведные монастырские порядки и нравы.
3. «СКАЗАНИЕ О КУРЕ И ЛИСИЦЕ» - высмеивается лицемерие духовенства.
4. «СЛУЖБА КАБАКУ» - обличается государственная система спаивания русского народа в форме пародии на церковную службу.
5. «АЗБУКА О ГОЛОМ И НЕБОГАТОМ ЧЕЛОВЕКЕ» - говорит о бедности одних и корыстолюбии других.
6. «ПОВЕСТЬ О ФОМЕ О ЕРЕМЕ» - проблема тунеядства и неспособности к труду отдельных представителей дворянства.
Силлабическое стихосложение.
Это стихосложение, основанное на равном количестве слогов в строке, паузе в середине строки и ударении на предпоследнем слоге последнего слова.
Расцвет этой поэзии связан с именем Симеона Полоцкого, автора стихотворных сборников «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный», а также переложенный на стихи «Псалтырь рифмованный». В этих произведениях прославлял членов царской семьи и Российское государства. Продолжателями творчества С. Полоцкого стали Сильвестр Медведев и Карион Истомин. С именем С.Полоцкого связывают зарождение русской драматургии и поэзии. В стихах стали появляться бытовые сатирические любовные мотивы.
ПЕРЕВОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. «ПОВЕСТЬ О БОВЕ – КОРОЛЕВИЧЕ» - Франция, этот рыцарский роман попал в Италию из Франции затем в Россию.
2. «ПОВЕСТЬ о ЕРУСЛАНЕ ЛАЗАРЕВИЧЕ» пришла в русскую литературу с Востока через казачью среду.
3. «ПОВЕСТЬ ОБ ОТТОНЕ ЦЕСАРЕ РИМСКОМ И СУПРУГЕ ЕГО ЦЕСАРЕВНЕ ОЛУНДЕ» перевод с польского. Эти рыцарские повести переплетались с любовно- авантюрными сюжетами. Польшаво второй половине XVII века оставалась основным источником поступления иностранной светской литературы.
4. Из Польши поступил сборник «ВЕЛИКОЕ ЗЕРЦАЛО» - 900 рассказов от западной и византийской житийной литературы до светских историй на разные темы.
5. Через Польшу попал и другой нравоучительный сборник светского содержания «РИМСКИЕ ДЕЯНИЯ».
6. «АПОФЕГМАТЫ» - сборник изречений философов.
ТЕАТР
В России до XVII века театра не было. В 1672 г пастору из Немецкой слободы Иоганну Готфриду Грегори была поручена организация русского Придворного театра.
17 октября 1672г. первое представление пьесы на библейский сюжет -
«АРТАКСЕРКСОВО ДЕЙСТВО». Пьеса очень понравилась Алексею Михайловичу и хотя спектакль длился 10 часов, царь просидел все это время не вставая с места, другие зрители в присутствии царя стояли. Играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполняли только мужчины. В репертуаре 9 пьес и 7 из них на библейские сюжеты и 2 на светские. На спектаклях играла инструментальная музыка, актеры пели. После смерти Алексея Михайловича в 1676г придворный театр был закрыт. В русских городах и селах широкое распространение получил бродячий театр – театр СКОМОРОХОВ и ПЕТРУШКИ – главных героев народных кукольных представлений.