Суть: страна делилась на 50 губерний, где проживало 300 - 400 тыс. душ мужского пола. Во главе губерний – губернатор, подчиненный императрице, их власть была значительно расширена за счет передачи финансовых, административных и судебных полномочий из центра.
При ГУБЕРНАТОРЕ создавалось ГУБЕРНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ, ему был подчинен ГУБЕРНСКИЙ ПРОКУРОР.
КАЗЕННАЯ ПАЛАТА во главе с ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОРОМ занималасьфинансами в губернии.
ГУБЕРНСКИЙ ЗЕМЛЕМЕР занимался землеустройством.
ПРИКАЗ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ – занимался школами, больницами, богадельнями. (Призирать – присматривать, опекать, заботиться).
Губернии делились на уезды по 20-30 тыс душ мужского пола в каждом.
Так как городов-центров уездовбыло недостаточно, Екатерина II переименовала в города многие сельские поселения, сделав их административными центрами.
Главный орган власти уезда – НИЖНИЙ ЗЕМСКИЙ СУД во главе с КАПИТАНОМ- ИСПРАВНИКОМ, избираемым местными дворянами.
В уездах были:уездный казначей, уездный прокурор, уездный землемер.
Кроме того дворяне получили право создавать ГУБЕРНСКИЕ и УЕЗДНЫЕ ДВОРЯНСКИЕ СОБРАНИЯ, на которых избирались ПРЕДВОДИТЕЛИ ДВОРЯНСТВА.
ОРГАНЫ СУДА ПО РЕФОРМЕ 1775 г
Сенат– высший судебный орган.
В губерниях ПАЛАТЫ УГОЛОВНОГО и ГРАЖДАНСКОГО суда, члены которых назначались государством.
Совестный суд – новый для России суд, должен был прекращать распри и мирить ссорящихся.
Каждое сословие получало свой суд.
Помещика
Государственных крестьян
Горожан
Судил
Верховный земской суд в губерниях и
Нижний земской суд в уезде
Судил
Верхняя земская расправа в губерниях и
Нижняя земская расправа в уезде
Судил
Губернский магистрат в губернии и
Городовой магистрат в уезде
В отдельную административную единицу выделен ГОРОД. Во главе стоял ГОРОДНИЧИЙ. В городах вводился строгий полицейский контроль.
Город делился на РАЙОНЫ – под надзором ЧАСТНОГО ПРИСТАВА. РАЙОНЫделились на КВАРТАЛЫ под надзором КВАРТАЛЬНОГО НАДЗИРАТЕЛЯ.
После губернской реформы перестали существовать все коллегии, кроме:
-иностранной;
-военной и адмиралтейской; Функции коллегий перешли к губернским органам.
2. В 1775 году была ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на Кубань.
3. 21 апреля 1785 года в день рождения Екатериной II одновременно были изданы «Жалованная грамота дворянству» и «Жалованная грамота городам».
«Жалованная грамота дворянству»
Официально признавала дворянство привилегированным сословием России. В ней говорилось:
-дворянство есть звание потомственное и наследственное;
-дворянин не платит никаких податей;
-дворянин избавлен от телесных наказаний;
-дворянин имеет право служить или не служить по своему желанию;
-имеет право владеть населенными крестьянами землями, открывать заводы и фабрики;
-могли судиться только с равными себе и без дворянского суда не могли быть лишены наименования «БЛАГОРОДНОЕ».
«Жалованная грамота городам»
Определила права и обязанности городского населения и систему управления в городах.
Все горожане записывались в Городскую обязательную книгу и делились на 6 разрядов:
- 1ый – жившие в городе дворяне и духовенство;
- 2ой – купцы, делившиеся на 3 гильдии;
- 3ий – цеховые ремесленники;
- 4ый – постоянно жившие в России иностранцы;
- 5ый – именитые горожане, лица с высшим образованием (ученые, художники, банкиры, оптовые, торговцы);
-6ой – посадские люди, жившие промыслом и работой.
Жители города каждые 3 года избирали орган САМОУПРАВЛЕНИЯ –общую Городскую думу и судей.
Исполнительным органом была ШЕСТИГЛАСНАЯ ДУМА в состав которой входило по одному человеку от каждого разряда городского населения.
Таким образом, реформы Екатерины II четко определяли границы сословий, их привилегии и положение по отношению к государству.
Реформа образования
В 60-70х гг. XVIII века Екатерина II вместе с президентом Академии художеств и директором шляхетского корпуса И.И.Бецким сделала попытку создать СИСТЕМУ ЗАКРЫТЫХ СОСЛОВНЫХ учебных заведений.
В основе их устройства лежала мысль о приоритете ВОСПИТАНИЯ над ОБРАЗОВАНИЕМ.
Считая, что «корень всему злу и добру – воспитание», Екатерина II и Бецкий решили создать «НОВУЮ ПОРОДУ ЛЮДЕЙ».
По плану Бецкого в Москве и Петербурге были открыты:
- Воспитательные дома;
- Смольный институт благородных девиц;
- Коммерческое училище в Москве;
- преобразованы Кадетские корпуса.
Взгляды И.И.Бецкого имели прогрессивный для своего времени характер, предусматривали гуманное воспитание детей, развитие в них природных дарований, запрет телесных наказаний, организацию женского образования.
В 1782-1786 годах началась ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА. Большую роль в этой реформе сыграл сербский педагог Ф.И. Янкович де Мириево.
В уездных городахучреждались 2х-летние малые народные училища, в губерниях - 4х летние главные народные училища.