Во второй половине XVII века происходит усиление АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ – власть царя становится менее ДЕСПОТИЧНОЙпо форме и более СИЛЬНОЙпо существу.
Усиление САМОДЕРЖАВНОЙ власти монархасвязано с конкретнымифакторами:
1) С закрепощением населения и обострением социальных противоречий.
2) С завершением формирования СЛУЖИЛОГО СОСЛОВИЯ, находившегося под контролем государства.
3) С восстановлением экономики и увеличением налогов в пользу государства.
САМОДЕРЖАВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОЯВЛЯЛИСЬ:
1. В изменении титула царя. Вместо «государь, царь, великий князь всея Руси» -«САМОДЕРЖЕЦ». В титуле подчеркивалась идея божественного происхождения царской власти.
2. В принятии Соборного Уложения 1649 г, где закрепляется престиж личности царя, и используются суровые наказания за преступления против царской власти.
3. В прекращении деятельности Земских Соборов. Центральная власть, окрепнув, перестала нуждаться в сословно-представительном органе, который после 1653 г никогда не собирался в полном составе.
4. В возрастании значения ПРИКАЗНОЙ СИСТЕМЫ и приказной бюрократии.
Постоянные
Временные
Дворцовые
Приказ тайных дел
Патриаршие
Приказы
Действовало 40 приказов постоянно работающих. Среди самых влиятельных был приказ, созданный Алексеем Михайловичем «Тишайшим» - Приказ Тайных дел, подчиненный лично царю.
5. В создании ВОЕВОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ на местах. Царь назначал на местах воевод, которым подчинялись земские и губные старосты.
6. В начале РЕОРГАНИЗАЦИИ АРМИИ.Стрелецкое войско не являлось профессиональным и политически благонадежным, уровень подготовки дворянского ополчения был крайне низким.
В результате в начале XVII века создаются первые полки ПОСТОЯННОЙ АРМИИ:
- ПЕХОТНЫЕ – солдатские;
- РЕЙТАРСКИЕ – конница;
- ДРАГУНСКИЕ - пешие и конные;
- ПОЛКИ «НОВОГО СТРОЯ» - из навербованных за границей немцев.
Эти полки вытеснили дворянское ополчение и стрелецкое войско.
7. В объединении уездов в «РАЗРЯДЫ» - крупные административные единицы.
8. В отмене МЕСТНИЧЕСТВА в 1682 году.Теперьназначение лиц на государственные должности осуществлялось не по родовитости и происхождению, а по личным заслугам. «Разрядные книги», где фиксировались родословные, были сожжены.
9. В подчинении церкви государству. «Дело патриарха Никона».
Таким образом, шел постепенный переход от СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ к АБСОЛЮТИЗМУ.
ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА ПАТРИАРХА НИКОНА.ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ.
Одним из важнейших итогов царствования Алексея Михайловича стала ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА 50-60х гг. XVII века.
Цель реформы: духовное сближение с другими православными народами и прежде всего с греками. Укрепление дисциплины, порядка, нравственных устоев в среде духовенства.
Необходимость реформы:
1) Централизация государства требовала подчинения церкви государству.
Церковь же была крупным земельным собственником, имевшим судебные и налоговые привилегии. Попытка власти ограничить права церкви встретила с её стороны решительный отпор.
2) Кризисные явления поразили саму церковь.
Смута привела к резкому падению нравственности общества, в том числе и в кругах духовенства. Разночтения в Священных книгах, различие в обрядах, искажения некоторых церковных служб подрывали авторитет церкви.Срочно требовалась УНИФИКАЦИЯ– единообразие церковных правил и обрядов.
3) Россия пыталась объединить под своей властью все православные церкви и народы. Претензии Москвы на центр православия –«Москва-3й Рим».
В середине 40х гг. XVII века в Москве сложился кружок «РЕВНИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕГО БЛАГОЧЕСТИЯ».
Вошли крупные церковные деятели:
- царский духовник Стефан Вонифатьев;
- окольничий боярин Федор Михайлович Ртищев;
- настоятель Новоспасского московского монастыря Никон;
- протопопы АВВАКУМ, Даниил, Лазарь и др.
Их церковная программа предполагала:
1) Укрепление православных ценностей;
2) Борьбу с язычеством;
3) Повышение нравственного уровня духовенства.
4) Ответственность Москвы за судьбу православия.
Кружок распался в 1652г из-за разногласий членов кружка по поводу вступления Никона в ПАТРИАРШИЙ САН.
Никон (Никита Минов) – религиозный и политический деятель, родился в 1605 г в семье крестьянина. В 30 лет, потеряв 3 малолетних детей, принял монашество в Соловецком монастыре. Будет вести жизни ПУСТЫННИКА (отшельника) на острове, затем стал игуменом Кожеозерского монастыря. В 1646 г прибыл в Москву, стал настоятелем Новоспасского монастыря, а в 1650 г –митрополитом Новгородским. В 1652 г в возрасте 47 лет избран ПАТРИАРХОМ РОССИИ. Никонасвязывала дружба с царем Алексеем Михайловичем, чьим расположением он долго пользовался.