Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ



Во второй половине XVII века происходит усиление АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ – власть царя становится менее ДЕСПОТИЧНОЙпо форме и более СИЛЬНОЙпо существу.

Усиление САМОДЕРЖАВНОЙ власти монархасвязано с конкретнымифакторами:

1) С закрепощением населения и обострением социальных противоречий.

2) С завершением формирования СЛУЖИЛОГО СОСЛОВИЯ, находившегося под контролем государства.

3) С восстановлением экономики и увеличением налогов в пользу государства.

 

САМОДЕРЖАВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОЯВЛЯЛИСЬ:

 

1. В изменении титула царя. Вместо «государь, царь, великий князь всея Руси» -«САМОДЕРЖЕЦ». В титуле подчеркивалась идея божественного происхождения царской власти.

2. В принятии Соборного Уложения 1649 г, где закрепляется престиж личности царя, и используются суровые наказания за преступления против царской власти.

3. В прекращении деятельности Земских Соборов. Центральная власть, окрепнув, перестала нуждаться в сословно-представительном органе, который после 1653 г никогда не собирался в полном составе.

4. В возрастании значения ПРИКАЗНОЙ СИСТЕМЫ и приказной бюрократии.

 

                   
   
Постоянные
 
Временные
 
 
   
Дворцовые
 
Приказ тайных дел
 
 
   
Патриаршие
Приказы


Действовало 40 приказов постоянно работающих. Среди самых влиятельных был приказ, созданный Алексеем Михайловичем «Тишайшим» - Приказ Тайных дел, подчиненный лично царю.

5. В создании ВОЕВОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ на местах. Царь назначал на местах воевод, которым подчинялись земские и губные старосты.

6. В начале РЕОРГАНИЗАЦИИ АРМИИ.Стрелецкое войско не являлось профессиональным и политически благонадежным, уровень подготовки дворянского ополчения был крайне низким.

В результате в начале XVII века создаются первые полки ПОСТОЯННОЙ АРМИИ:

- ПЕХОТНЫЕ – солдатские;

- РЕЙТАРСКИЕ – конница;

- ДРАГУНСКИЕ - пешие и конные;

- ПОЛКИ «НОВОГО СТРОЯ» - из навербованных за границей немцев.

Эти полки вытеснили дворянское ополчение и стрелецкое войско.

7. В объединении уездов в «РАЗРЯДЫ» - крупные административные единицы.

8. В отмене МЕСТНИЧЕСТВА в 1682 году.Теперьназначение лиц на государственные должности осуществлялось не по родовитости и происхождению, а по личным заслугам. «Разрядные книги», где фиксировались родословные, были сожжены.

9. В подчинении церкви государству. «Дело патриарха Никона».

Таким образом, шел постепенный переход от СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ к АБСОЛЮТИЗМУ.

 

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА ПАТРИАРХА НИКОНА.ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ.

Одним из важнейших итогов царствования Алексея Михайловича стала ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА 50-60х гг. XVII века.

Цель реформы: духовное сближение с другими православными народами и прежде всего с греками. Укрепление дисциплины, порядка, нравственных устоев в среде духовенства.

Необходимость реформы:

1) Централизация государства требовала подчинения церкви государству.

Церковь же была крупным земельным собственником, имевшим судебные и налоговые привилегии. Попытка власти ограничить права церкви встретила с её стороны решительный отпор.

2) Кризисные явления поразили саму церковь.

Смута привела к резкому падению нравственности общества, в том числе и в кругах духовенства. Разночтения в Священных книгах, различие в обрядах, искажения некоторых церковных служб подрывали авторитет церкви.Срочно требовалась УНИФИКАЦИЯ– единообразие церковных правил и обрядов.

3) Россия пыталась объединить под своей властью все православные церкви и народы. Претензии Москвы на центр православия –«Москва-3й Рим».

В середине 40х гг. XVII века в Москве сложился кружок «РЕВНИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕГО БЛАГОЧЕСТИЯ».

Вошли крупные церковные деятели:

- царский духовник Стефан Вонифатьев;

- окольничий боярин Федор Михайлович Ртищев;

- настоятель Новоспасского московского монастыря Никон;

- протопопы АВВАКУМ, Даниил, Лазарь и др.

Их церковная программа предполагала:

1) Укрепление православных ценностей;

2) Борьбу с язычеством;

3) Повышение нравственного уровня духовенства.

4) Ответственность Москвы за судьбу православия.

Кружок распался в 1652г из-за разногласий членов кружка по поводу вступления Никона в ПАТРИАРШИЙ САН.

Никон (Никита Минов)религиозный и политический деятель, родился в 1605 г в семье крестьянина. В 30 лет, потеряв 3 малолетних детей, принял монашество в Соловецком монастыре. Будет вести жизни ПУСТЫННИКА (отшельника) на острове, затем стал игуменом Кожеозерского монастыря. В 1646 г прибыл в Москву, стал настоятелем Новоспасского монастыря, а в 1650 г –митрополитом Новгородским. В 1652 г в возрасте 47 лет избран ПАТРИАРХОМ РОССИИ. Никонасвязывала дружба с царем Алексеем Михайловичем, чьим расположением он долго пользовался.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.