Время начала исследования: Время окончания исследования:
Исследователь:
Протокол №
Метод: наблюдение
Цель:
Фотозапись:
Деятельность воспитателя
Деятельность ребенка
вербальная
невербальная
вербальная
невербальная
В столбце «деятельность воспитателя» фиксируются действия совершаемые педагогом (вербальные и невербальные). В графе вербальные проявления фиксируются данные в виде прямой речи (Пр.: -Возьмите игрушки и подойдите ко мне), в графе невербальная деятельность фиксируются акты поведения (Пр.: повернулся к окну, почесал нос и т.д.).
1.Количественный анализ. Например: обрабатывая данные, полученные в ходе наблюдения, можно подсчитать количество актов взаимодействия педагога с ребенком, сумму положительных и отрицательных воздействий и т.д.
2. Качественный анализ.
- описание наиболее показательных действий (вербальных и невербальных; воздействующих и ответных), которые совершил испытуемый в процессе взаимодействия. Например: при обращении воспитателя к испытуемому по имени улыбается, поворачивает голову в сторону педагога и т.д.
- психологическая характеристика данного поведения. Например: тот факт, что ребенок при обращении к нему воспитателя улыбается и поворачивает голову может свидетельствовать о доброжелательном отношении ребенка к педагогу (и наоборот).
3. Интерпретация данных – объяснение причин особенностей, выявленных в процессе наблюдения.
Например: доброжелательные отношения педагога и ребенка могут быть объяснены тем, что воспитатель является матерью данного ребенка.
4. Выводы.
Лабораторная работа № 4
Тема: особенности исследования отношений с взрослыми ребенка дошкольного возраста
Цель: Формировать у студентов умение изучать особенности межличностных отношений ребенка с взрослыми.
Задание:
1.Изучить предложенную литературу.
2.Подготовиться к обсуждению по следующим вопросам:
- особенности общения дошкольников с взрослыми;
- влияние типов детско-родительских отношений на развитие личности ребенка;
- методы изучения межличностных отношений в семье;
- проективные методы, виды, достоинства, недостатки, возможности использования в дошкольном возрасте;
- особенности рисунка, свидетельствующие об особенностях отношений ребенка со взрослыми.
Ход работы:
1.Произвести количественный и качественный анализ детского рисунка на тему: «Моя семья».
2.Сделать вывод об особенностях отношений в семье, имеющей ребенка дошкольного возраста.
3. Разработать рекомендации.
Литература
Основная:
1. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.,2009.
Дополнительная:
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М.1994.