Социально-психологическая структура детской группы.
Положение ребенка в группе.
Причины нарушений общения и взаимоотношений дошкольников со сверстниками. Пути коррекции.
Задания:
1) Выписать критерии оценки межличностных отношений дошкольников.
2) Выписать и охарактеризовать компоненты социально-психологической структуры детской группы (4, с. 59 – 62 , 110 – 111, 140 – 142).
3) Описать типы социальных статусов ребенка в группе.
4) Определить причины нарушений общения и взаимоотношений дошкольников со сверстниками и направления деятельности воспитателя по оптимизации взаимоотношений между детьми в группе детского сада.
Литература:
основная
1. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.,2009.
дополнительная:
2. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. - М., 2005.
3. Смирнова Е.О., Рахимова У. Межличностные отношения дошкольников и сюжетная игра// Современное дошкольное образование: теория и практика. 2011, № 6.
4. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы д/с. - М., 1988.
План лабораторных РАБОТ
Лабораторная работа № 1
Тема: особенности исследования ведущей деятельности ребенка раннего возраста
Цель: Формировать у студентов умение изучать особенности ведущей деятельности ребенка раннего возраста посредством метода наблюдения.
Вопросы для обсуждения:
1.Понятия «деятельность», «ведущая деятельность». Предметная деятельность как ведущая для ребенка раннего возраста.
4. Понятие «метод», «метод наблюдения», виды, возможности метода наблюдения.
Задания:
1. Выписать определение понятий «деятельность», «ведущая деятельность», «метод», «метод наблюдения»; этапы овладения ребенком предметными действиями; особенности предметно-орудийных действий; виды метода наблюдения, возможности метода наблюдения.
Ход работы:
1.Составить схему наблюдения за ведущей деятельностью ребенка раннего возраста, подготовить протокол наблюдения;
2.Провести наблюдение за поведением детей, фиксируя необходимые данные в протокол наблюдения;
3.Произвести количественный и качественный анализ полученных данных;
4.Сделать вывод об особенностях ведущей деятельности ребенка раннего возраста.
5. Разработать рекомендации по дальнейшей работе с ребенком.
Литература
Основная:
1. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.,2009.
Дополнительная:
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М.1994.
3. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.Л. Практикум по детской психологии. – М., 1995.
Лабораторная работа № 2 - 3
Тема: особенности исследования ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста
Цель: Формировать у студентов умение изучать особенности ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста посредством метода наблюдения.
Вопросы для обсуждения:
1. Сюжетно-ролевая игра как ведущая для ребенка дошкольного возраста.
2.Структура сюжетно-ролевой игры.
3. Развитие компонентов сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного возраста.
Задания:
Выписать определение понятия игры, содержание и структуру сюжетно-ролевой игры; развитие компонентов сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного возраста.
Ход работы:
1. Составить схему наблюдения за ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, подготовить протокол наблюдения;
2. Провести наблюдение за поведением детей, фиксируя необходимые данные в протокол наблюдения;
3. Произвести количественный и качественный анализ полученных данных;
4. Сделать вывод об особенностях ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста.
5. Разработать рекомендации по дальнейшей работе с ребенком.
Литература
Основная:
1. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.,2009.
Дополнительная:
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М.1994.