1. Характеристика периода новорожденности. Психофизиологические особенности младенца.
2. Характеристика социальной ситуации развития младенца.
3. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятельность младенца.
- Значение.
- Формирование у младенца потребности в общении с взрослым.
4. Микропериоды младенчества.
- Особенности первого полугодия жизни,
- Характеристика «комплекса оживления»,
- Становление акта хватания,
- Особенности второго полугодия жизни,
- Изменение в социальной ситуации развития и общения со взрослыми,
- Манипулятивная деятельность младенца.
5. Основные новообразования младенчества. Кризис первого года жизни.
Задания:
1) Выписать психофизиологические особенности младенца (3; 5).
2) Выписать особенности социальной ситуации развития, новообразования младенчества и симптомы кризиса 1 года жизни.
3) Опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что непосредственно-эмоциональное общение является ведущей деятельностью младенца:
-соответствует месту ребенка в системе общественных отношений и его потребностям;
-в ней формируются предпосылки будущей ведущей деятельности;
-в ней развиваются частные психические процессы;
-в ней формируются основные личностные новообразования.
4) Выписать условия формирования у младенца потребности в общении (2).
5) Выписать особенности ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения (2).
6) Охарактеризовать «комплекс оживления».
7) Подготовить тезисы консультации (или материал для информационного стенда) для родителей по одно из тем: «Особенности и условия развития новорожденного ребенка», «Особенности и условия развития ребенка в первом полугодии жизни», «Особенности и условия развития ребенка в втором полугодии жизни».
Литература
основная:
1. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2009.
дополнительная:
2. Лисина М.И. Развитие общения у детей в первые 7 лет жизни // Проблемы онтогенеза общения. - М,1986. с. - 77 – 84.
3. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учебное пособие. - М., 2010. С. 71-86
5) Выписать особенности бытовой, трудовой, продуктивной и игровой деятельности в раннем возрасте и их значение для психического развития ребенка.
6) Выписать психологические новообразования раннего возраста и симптомы кризиса трёх лет.
7) Подготовить тезисы консультации (или материал для информационного стенда) для родителей по одно из тем: «Особенности и условия развития ребенка раннего возраста», «Особенности поведения ребенка в период кризиса 3-лет и способы эффективного взаимодействия с ним».
Литература
основная:
Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2009.
дополнительная:
Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учебное пособие. - М., 2010. С. 95-100.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.,2006.
Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для вузов. – М., 2005.
Семинар № 8 - 9
Тема: общая характеристика условий психического развития и деятельности ребенка дошкольного возраста.
Вопросы для обсуждения.
Семинар № 8
1. Психофизиологические особенности ребенка дошкольного возраста.
2. Характеристика социальной ситуации развития дошкольника.
3. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника. Значение игры для психического развития ребёнка.
3. Теории детской игры.
4. Структура сюжетно-ролевой игры.
5. Развитие компонентов сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного возраста.
Семинар № 9
6. Основные виды деятельности дошкольника. Их значение для психического развития
- Виды игры.
- Продуктивные виды деятельности.
- Бытовая и трудовая деятельность.
- Элементы учебной деятельности в дошкольном возрасте.
7. Основные новообразования дошкольного возраста.
8. Кризис семи лет. Симптоматика. Значение для психического развития.
Задания:
1) Выписать психофизиологические особенности ребенка дошкольного возраста (2).
2) Выписать особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте.
3) Опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что сюжетно-ролевая игра является ведущей в дошкольном возрасте.
4) Дать характеристику теорий игры.
5) Выписать и охарактеризовать структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.
6) Списать таблицу: «Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте» (5).
Компоненты игры
2-3 года
3-4 года
4-5 лет
5-7 лет
Замысел игры, постановка игровых целей и задач
Содержание игр
Сюжет игры
Выполнение роли и взаимодействие детей в игре
Игровые действия, игровые предметы
Правила игры
7) Составить таблицу «Особенности бытовой, трудовой, продуктивной и учебной деятельности в дошкольном возрасте»
Деятельность
Виды деятельности
Особенности в дошкольном возрасте
Значение для психического развития
Игровая
Изобразительная
Элементы трудовой и бытовой
Элементы учебной
8) Выписать новообразования дошкольного возраста.
9) Выписать симптомы кризиса семи лет.
10) Подготовить тезисы консультации (или материал для информационного стенда) для родителей по одно из тем: «Особенности и условия развития ребенка дошкольного возраста», «Особенности поведения ребенка в период кризиса 7-лет и способы эффективного взаимодействия с ним».
Литература:
основная
1. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.,2009.
дополнительная
2. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учебное пособие. - М., 2010. С. 158-161.
Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Исследование уровня развития сюжетной игры дошкольников в московских детских садах // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2012, № 2.