Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема: основные проблемы детской психологии



Методические указания для студентов ОДО

По выполнению лабораторных, практических и различных видов самостоятельной работы

Детская психология

Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки: Дошкольное образование

2 курс, 3-4 семестр

преп. Чернокова Т.Е., Савищева Т.В.

План семинарских занятий

Семестр

Семинар № 1

Тема: детская психология как область психологии

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и задачи возрастной психологии.

2. Понятие о возрасте в психологии. Понятие психического развития.

3. Детская психология как раздел возрастной психологии. Ее предмет.

4. Детство как социокультурный феномен. Основные характеристики детства.

5. Два пути развития ребенка: акселерация и амплификация (А.В. Запорожец).

Задания:

1) Выписать предмет и задачи детской психологии(1; 4).

2) Выписать понятия возраст (календарный, биологический, психологический), психическое развитие, филогенез, онтогенез (4).

3) Выписать закономерности психического развития (2).

4) Перечислить возрастные периоды (4).

5) Выписать парадоксы детства, доказать, что содержания и продолжительность детства зависит от общественных и исторических условий (3).

Литература:

Основная:

  1. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб для студ. высш. учеб заведений. - М.,2009.

Дополнительная:

2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. – М., 2006.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2010.

  1. Психология развития: Словарь / Под ред. А.Л. Венгера. – М. 2005.

Семинар № 2

Тема: методы детской психологии

Вопросы для обсуждения:

1. Понятия методология, методологические принципы, метод исследования.

2. Классификация методов возрастной психологии.

3. Эмпирические методы возрастной психологии. Особенности их применения в исследованиях психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста.

Задания:

1) Выписать понятия метод, методология, методологические принципы (3).

2) Составить схему: «Методы возрастной психологии в классификации Б.Г. Ананьева» (2).

3) Составить таблицу «Характеристика эмпирических методов и специфика их применения в детской психологии» (4).

Литература:

Основная:

  1. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб для студ. высш. учеб заведений. - М.,2009.

Дополнительная:

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие.- М.: Пед общество России, 2009.
  2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. – М., 2006.
  3. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.Л. Практикум по детской психологии. – М. 1995.

Семинар № 3 - 4

Тема: основные проблемы детской психологии

Вопросы для обсуждения:

Семинар № 3

1. Проблема условий и движущих сил психического развития.

- Особенности представлений об условиях и движущих силах психического развития ребенка в биогенетических теориях (Ст. Холл), бихевиоризме (Д. Уотсон), психоанализе (З. Фрейд) и генетической психологии Ж. Пиаже.

- Понятие о предпосылках, факторах, условиях и источниках психического развития в теории культурно-исторического развития Л.С. Выготского.

- Понятие о движущих силах психического развития ребенка в отечественной психологии. Понятие о деятельности, ведущей деятельности, структура деятельности, механизм ее развития (А.Н. Леонтьев).

Семинар № 4

2. Проблема соотношения обучения и психического развития ребенка в детской психологии.

- Подход к проблеме соотношения обучения и психического развития ребенкав бихевиоризме, концепции Ж. Пиаже.

- Понятие о развивающем обучении в культурно-историческом подходе (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов), понятие «зоны ближайшего развития».

- Типы и особенности обучения в раннем и дошкольном возрасте.

3. Проблема периодизации психического развития ребенка в детской психологии.

- Подход к проблеме в биогенетических теориях, психоанализе и генетической психологии.

- Критерии периодизации Л.С. Выготского – Д.Б. Эльконина.

- Стабильные и критические возрасты. Психологическая природа, особенности и типы кризисов.

- Эпохи и стадии детства (Д.Б. Эльконин).

Задания:

1) Выделить подходы к решению проблемы условий и движущих сил психического развития (4).

2) Выписать понятие и характеристики ведущей деятельности (2).

3) Выделить подходы к решению проблемы соотношения развития и обучения, типы обучения по Л.С. Выготскому.

4) Выписать понятия обучения, развивающего обучения, зоны ближайшего развития.

5) Выписать особенности развивающего обучения в дошкольном возрасте.

6) Охарактеризовать подходы к проблеме периодизации психического развития.

7) Выписать понятия, новообразования, социальной ситуации развития, кризиса(1).

8) Определить типы ведущих деятельностей, эпохи и стадии развития, типы кризисов (6).

9) Провести сравнительный анализ подходов к проблеме психического развития. Заполнить таблицу.

Школа Представления о психическом развитии
Суть психического развития Факторы психического развития Движущие силы развития Соотношение обучения и развития Периодизация
Биогенетические теории          
Психоанализ          
Бихевиоризм          
Генетическая психология          
Культурно-деятельностная теория          

Литература:

Основная

1. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2008.

2. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2008.

3. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб для студ. высш. учеб заведений. - М.,2009.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2010.

Дополнительная:

5. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.,1994.

6. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2008.

Семинар № 5

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.