Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Риски реализации Программы



В ходе оценки эффективности Программы социально-экономического развития представленными индикаторами была раскрыта главная миссия Ханты-Мансийска – создание комфортного города для проживания граждан, удобного, чтобы растить детей, вести экономическую деятельность. Особо акцентированы задачи, связанные с формированием привлекательного инвестиционного климата, ростом социального согласия и развитием социальной сферы, модернизацией сферы образования, развитием человеческого потенциала.

Показатели эффективности Программы необходимо рассматривать в комплексе. Все задачи удовлетворения потребностей связаны между собой и показатели носят междисциплинарный, интегральный характер оценки мероприятий. Представляется, что при формировании показателей следует уйти от сугубо отраслевого принципа оценивания, именно поэтому в блоках индикаторов нами приводятся как показатели, так и индикаторы реализации инвестиционных проектов.

Существуют определенные ограничения в реализации Программы, связанные с внешнеэкономической конъюнктурой, внутренними ресурсами для реализации программы. Отчасти это предлагалось преодолеть разработкой мероприятий Программы, направленной не на диверсификацию местной экономики, а на увеличение комфортности города для жизни и работы его жителей; поддержкой не отраслевых направлений городской экономики, а усилением экономической роли научно-образовательных учреждений города в развитии региональной столицы, когда приоритет отдается не крупномасштабным стройкам, а проектам, способным обеспечить динамичное развитие малого и среднего бизнеса, некоммерческих организаций, структур муниципальной и окружной власти.

Поскольку макропоказатели первой задачи были нами названы оценками эффективности муниципальной социальной политики, то главной риск выполнения мероприятий и проектов этой задачи социальный.

Неустойчивость и непредсказуемость социальных изменений, обусловленные динамикой преобразований в современной России, приводят к расширению социальных групп людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которые в силу сложившихся обстоятельств, своего социального положения и образа жизни подвержены негативным воздействиям. В случае усиления социального риска не получат инновационного развития жилищные услуги, будет затруднено развитие системы образования под потребности местного рынка труда, ускорится вымывание квалифицированного человеческого потенциала, приостановятся меры по развитию здравоохранения в городе, замедлится улучшение дорожно-транспортной ситуации.

Во второй задаче макропоказатели охватывали сферы экологии, туризма, энергосбережения, поэтому мы их предложили считать в целом показателями реализации муниципальной экологической политики. Таким образом, для реализации этой задачи, главным является экологический риск. Вследствие возникновения отрицательных изменений в окружающей природной среде, или отдалённых неблагоприятных последствий этих изменений, не получится обеспечить экологическую безопасность населения, сделать комфортной экологическую обстановку в целом и развить отрасли городской экономики, ориентированные на природную среду (туризм, экологичное сельское хозяйство).

Индикаторы выполнения третьей задачи обобщенно представляли политику построения внешних связей Ханты-Мансийска. Для решения этой задачи главным является риск самоизоляции городского сообщества от межмуниципальных отношений, изоляции местного сообщества от среды мигрантов, молчаливого согласия горожан на дальнейшую обособленность от "групп риска".

В четвертой задаче блоки макро- и микропоказателей отвечали за реализацию муниципальной экономической политики. Экономические риски существуют всегда. Но для сверхзадачи превращения Ханты-Мансийска в комфортный город эти риски связаны с возникновением неопределенности в городской экономике. По мере развития города могут появляться совершенно новые экономические структуры, основанные на многообразии форм собственности. Экономике города нужно адаптироваться к таким структурам, чтобы не терять управляемости. Неопределенность вызывают изменения отношений собственности, приватизация, которая может усиливаться криминогенными последствиями. Усиление монополизма также может вызвать риски достижения экономической безопасности и развития современных рыночных отношений.

Показатели эффективности реализации мероприятий пятой задачи несут в себе, главным образом, институциональные риски. Роль институциональной среды, оказывающей влияние на активизацию населения Ханты-Мансийска, предпринимателей и органы муниципальной власти, существенна. К перечисленным факторам относятся динамика функций местных властей в качестве регулятора экономики, пропорция муниципальной собственности, состояние предпринимательского климата для инвесторов, стартовые условия для развития бизнеса. Институциональные риски могут проявиться в недостаточной отлаженности и непредсказуемости применения городского законодательства, что снизит возможные отчисления в бюджет. Неразвитость информационно-телекоммуникационного взаимодействия увеличивает риски информационной неопределенности за счет того, что не проясняется взаимодействие общества и власти, многие аспекты правоприменительной практики.

Также существуют общие риски, связанные с финансированием реализации Программы. Они могут привести к неполному учету результатов мониторинговых исследований хода ее реализации, что в свою очередь может повлиять на объективность принятия решений, а также к отсутствию привязки к реальной ситуации. Риски, связанные с несвоевременным нормативным обеспечением программы, могут привести к снижению эффективности использования бюджетных средств.

Таким образом, при реализации Программы социально-экономического развития Ханты-Мансийска необходимо учитывать специфические и общие риски, предусмотреть мероприятия, связанные особенно со снижением институционального риска на первых годах реализации Программы. Первостепенными шагами в данном направлении должны стать мероприятия практического характера, такие как, диагностика дефектов институциональной инфраструктуры города, выявление всей системы рисков, разработка возможных управляющих воздействий, позволяющих компенсировать возникающие рисковые возмущения при реализации пяти задач по комфортизации жизни в Ханты-Мансийске.

 


Приложения

 

 

1. Классификация мероприятий муниципальных программ

 

2. Перечень и объемы финансирования мероприятий Программы (не входящих в действующие муниципальные целевые программы)

 

3. Перечень нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для достижения целей и решения задач Программы

 

4. Комплексная методика оценки эффективности мероприятий Программы

 


[1] Власти города Ханты-Мансийска не используют институты побратимства с городами Северной Европы, российского Севера и Арктики во имя получения передового опыта, новых компетенций и навыков муниципальной работы.

[2] Структура перевозок не учитывает перевозки пассажиров, осуществляемые индивидуальными частными такси и самолетами авиакомпании «UTair»: первые освобождены от сдачи отчетов в органы государственной статистики, вторые с 2006 года отчитываются по месту нахождения головного офиса в г. Сургуте.

 

[3] В рейтинге городов и районов округа по объему оборота, приходящегося на одного жителя, Ханты-Мансийск стабильно занимает второе-третье место. В настоящее время в городе на 10 тыс. жителей приходится 18,2 предприятий общественного питания общедоступной сети, 92 посадочных мест на 1000 жителей – для сравнения, в странах Восточной Европы около 30 предприятий на 10 тыс. жителей и 52 места на 1000 жителей соответственно.

 

[4] Обеспечивают 77% объема сельхозпродукции.

[5] По состоянию на 1 июля 2013 г.

[6] Содержащиеся в Рабочих материалах расчеты финансового обеспечения проектов носят предварительный характер и предполагают внесение уточнений со стороны соответствующих подразделений Администрации города Ханты-Мансийска.

[7] Здесь и далее данные по финансированию проектов являются ориентировочными.

[8] Пример организации групп дневного пребывания и групп кратковременного пребывания дошкольников при учреждениях культуры в условиях острого дефицита мест в бюджетных детских садах: http://www.kidsreview.ru/msk/news/prodlenka-i-tvorcheskii-detskii-sad-na-vinzavode-i-dizain-zavode-flakon-v-moskve; http://www.kidsreview.ru/msk/catalog/vinzavod-tvorcheskie-masterskie-dlya-lyubogo-vozrasta-moskva. Стоимость услуги примерно соответствует стоимости услуг частных детских садов.

[9] Так, например, московский музей «Экспериментариум» сотрудничает с детским летним лагерем «Нано-кемп».

[10] Обычно сайты городов и поселков, продвигаемых в качестве туристких дестинаций, а также отдельных отелей и туристических компаний, переводятся не менее чем на 3 языка, в некоторых случаях -- на 5--8. В Ханты-Мансийске сайты только нескольких гостиниц (например, "Югорская долина") продублированы на английском языке, что ограничивает приток иностранных туристов.

[11] Пример городской сети мини-гостиниц (г. Суздаль): http://www.suzdal360.ru/guesthouses.html.

[12] Например, www.autotravel.ru

[13] Предложение зависит от наличия опытных людей, готовых стать гидом для определенной целевой группы. Известны успешные предложения индивидуальных платных туров даже в таких уникальных сегментах как, например, путешествия автостопом – в том числе вокруг света (услуга предоставляется авторитетным в среде «автостопщиков» России путешественником В. Шаниным).

[14] См., например: Закон г. Москвы от 05.05.1999 n 17 «О защите зеленых насаждений».

[15] В качестве примера такой комплексной программы предложений, ориентированной на разные сезоны года и разнообразные виды досуга (с использованием элементов культуры коренных малых народов Севера), можно привести систему предложений туристического поселка Саариселька на севере Финляндии: http://www.kakslauttanen.fi/ru/activities/.

[16] Оценка финансирования основывается на данных о финансировании аналогичных проектов в других городах России.

[17] В основу разработки проекта положена Общественная концепция развития велотранспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на примере города Ханты-Мансийска на 2012 – 2020 годы (подготовил общественный деятель, член молодежного парламента при Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 5 созыва, Президент Федерации Велосипедного спорта ХМАО-Югры, Лауреат премии губернатора Югры 2012 года за общественный вклад в развитии региона В.Л. Малюгин).

 

[18] http://www.winzavod.ru/

[19] http://www.strelkainstitute.com/

[20] http://flacon.ru/

[21] Пример креативного кластера, ориентированного на продвижение инновационных форм культурного развития городского сообщества и творческие проекты, действующего в нестоличном городе: креативный кластер "КБР" в Пензе (http://www.ra-kbr.ru/).

[22] http://ethnomir.ru/

[23] См., например: http://www.trans-force.ru/products/

[24] Проект разработан В.М. Куриковым.

[25] Оценка финансирования основывается на данных по финансированию аналогичных проектов в других северных городах России.

[26] Оценка финансирования основывается на данных о финансировании аналогичных проектов в других городах России.

 

[27] Об особенностях и проблемах создания организаций в сфере межмуниципального сотрудничества см., например: Межмуниципальное сотрудничество: проблемы правового регулирования // Бюджет, 2010, № 4 (апрель). http://bujet.ru/article/75167.php.

[28] Так, Решением Думы города Ханты-Мансийска "О земельном налоге" (в редакции от 29.10.2012 № 1049) №116 от28.10.2005 установлены дифференцированные ставки налога за земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки, а также за земли под домами индивидуальной жилой застройки - в размере 0,200%, а, например, за земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения - в размере 0,500%, за земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц - в размере 1,000%, что, очевидно, не способствует приоритетному развитию указанных сфер на основе привлечения инвесторов. Категории налогоплательщиков, для которых, в соответствии с пунктами 5.1. и 5.2 настоящего Решения, установлены льготы по земельному налогу определены исключительно «по социальным основаниям» - для Ветеранов Великой Отечественной войны; лиц, в составе семьи которых имеется ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет; инвалидов I, II групп инвалидности, также не работающих инвалидов III группы, инвалидов детства; неработающих пенсионеров, что, безусловно, важно, однако, не отражает инвестиционных приоритетов города.

В соответствии с Решением Думы города Ханты-Мансийска "О налоге на имущество физических лиц" (в редакции от 29.10.2010 № 1047) №105 от 30.09.2005, налоговая ставка на строение, сооружение, помещение стоимостью свыше 500 тысяч рублей, не используемое в предпринимательской деятельности, составляет 0,310%, а на аналогичное по стоимости строение, сооружение, помещение, используемое в предпринимательской деятельности, составляет 2,000%. Льгота по налогу на имущество физических лиц определена только для лиц, в составе семьи которых имеется ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет (пункт 3).

Других льгот по обоим местным налогам, устанавливаемых дополнительно к льготам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации, в решениях Думы города Ханты-Мансийска не предусмотрено.

[29] В качестве успешных примеров использования муниципального администрирования по указанным налогам в целях активизации предпринимательской и инвестиционной деятельности целесообразно обратиться к опыту муниципальных образований различных регионов Российской Федерации, достигших высокого уровня инвестиционной активности - гг. Новосибирска, Калуги, Казани, Белгорода и др.

Так, Решением Совета депутатов г.Новосибирска от 25.10.2005 №105 (с последующими изменениями от 27.11.2006 № 434, от 21.05.2008 № 989, от 28.10.2009 № 1439, от 28.09.2010 № 121, от 24.11.2010 № 205, от 28.04.2011 № 363, от 21.12.2011 № 508, от 29.10.2012 № 699 , от 27.03.2013 № 821), установлена льгота по земельному налогу в размере 30% для организаций-товаропроизводителей, осуществляющих производство и реализацию собственной продукции (товаров, работ и услуг) и имеющих средства производства, за земельные участки, занятые объектами производственного назначения (осуществляющих деятельность в сфере материального производства, отнесенную к виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД)) (пункт 3.1).

Постановлением Городской Думы муниципального образования "Город Калуга" от 26.10.2005 № 202 (в редакции Решения Городской Думы г. Калуги от 07.12.2012 № 184) установлена льгота по земельному налогу в размере 100% для организаций, уполномоченных в сфере создания и развития инфраструктуры индустриальных парков и технопарков (пункт 3.5.2.); а также – для организаций и физических лиц, являющихся плательщиками налога, реализующих (реализовавших) на территории МО г.Калуга инвестиционный проект, которому присвоен статус стратегического инвестиционного проекта Калужской области, в отношении земельных участков, на которых реализован инвестиционный проект в соответствии с соглашением о сотрудничестве с городской Управой города Калуги и (или) Правительством Калужской области (пункт 3.5.3.).

Решением Представительного органа муниципального образования города Казани "О земельном налоге" №2-3 от 29.11.2005 (в редакции решений от 28.11.2012 № 2-18) установлена льгота по земельному налогу в размере 100% в отношении земельных участков, занятых технопарками (индустриальными парками), созданными в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации или Республики Татарстан для реализации инновационных проектов (пункт 5, подпункт 3); установлена льгота по земельному налогу в виде применения пониженной ставки налога в размере 0,080% в отношении земель под промышленными объектами предприятий гражданского и военного самолетостроения (пункт 6, подпункт 3), в виде применения пониженной ставки налога в размере 0,100% в отношении земельных участков, занятых городскими полигонами утилизации твердых бытовых отходов (пункт 6, подпункт 4), в виде применения пониженной ставки налога в размере 0,030% к субъектам инвестиционной деятельности, созданным для реализации инвестиционных проектов по производству резиновых и пластмассовых изделий на территории технополисов и заключившим договоры о реализации инвестиционных проектов в соответствии с Законом Республики Татарстан от 25 ноября 1998 года N 1872 "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан"(пункт 6, подпункт 6), в отношении земельных участков, находящихся в границах территории технополисов, и др.

Решением Белгородского Совета депутатов №194 от 22.05.2005 (в редакции от 25.09.2012г. № 648) установлена специальная (пониженная) ставка земельного налога в размере 0,010% в отношении земельных участков, используемых для строительства капитальных объектов в рамках реализации областных инвестиционных проектов сроком не более 5 лет с объемом инвестиций более 1,0 млрд. рублей, координатором или заказчиком которых являются органы государственной власти или органы местного самоуправления.

[30] См. Заявление Председателю Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры В.В. Заболоцкому от граждан города - членов городского краеведческого общества Н.Ю. Мухиной, Н.Н. Корнеевой и Т.Н. Шевелевой от 30 мая 2013 г.

[31] Ассоциативный ландшафт, согласно классификации объектов культурного наследия ЮНЕСКО -- объект наследия, ценность которого состоит в том, что с ним связаны существенные религиозные, художественные или культурно-исторические ассоциации (даже при отсутствии в данном месте значимых материальных объектов охраны: поле, незастроенное пространство и т.п. ландшафты, связанные с важными историческими, культурными или религиозными событиями, художественными произвдеениями и т.д.). (http://whc.unesco.org/en/culturallandscape/).

[32] В таблицах в скобках приведены альтернативные значения показателей - при условии увеличения бюджетного финансирования программных мероприятий.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.