Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

О подходах к построению системы индикаторов



 

Оценка эффективности Программы социально-экономического развития Ханты-Мансийска должна отражать степень развития города как комфортного места для жизни и работы, удовлетворения социальных нужд, духовных потребностей. Программа комфортизации жизни в Ханты-Мансийске подразумевает устойчивую положительную динамику индикаторов пяти ранее сформулированных задач, которые отражают основные городские проблемы: недостаток жилья, низкую обеспеченность объектами социально-бытового обслуживания, значительное превышение фактической загруженности образовательных учреждений над их проектной мощностью, нехватку земельных участков, обеспеченных инфраструктурой, для развития предпринимательства и др.

Большое влияние на формирование подходов разработчиков к оценке социально-экономических и экологических последствий реализации мероприятий Программы оказала Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года. В ней сформулированы основные направления мероприятий, связанных с развитием Ханты-Мансийска: усиление внимания к социальной сфере, идеология комфортной жизни в Югре, существенное продвижение в решении жилищного вопроса, поддержка научно-образовательного сектора с перспективой развития инновационного (научно-образовательного) кластера.

Первая группа показателей сконцентрирована вокруг качества базовых услуг. Улучшение жилищных условий жителей города Ханты-Мансийска является одной из приоритетных задач. Показатели оценивают степень обеспечения граждан, проживающих на территории города Ханты-Мансийска комфортным жильем; строительство и приобретение жилых помещений, ликвидацию на территории города Ханты-Мансийска жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.

Показатели развития городской системы образования призваны определить уровень инновационности образовательной системы. В числе показателей необходимо предусмотреть степень использования в городе современных эффективных технологий работы, новых методик и отдельных практик.

Удовлетворение потребности в качественном здравоохранении диктует необходимость использования показателей быстроты оказания первичной медико-санитарной помощи жителям, среднего времени выезда скорой помощи на вызовы, повышения доступности медицинской помощи. Количественные показатели в сфере здравоохранения не всегда отражают результаты структурных реформ, происходящих в отрасли: например, процессы ее информатизации, оснащения автоматизированным оборудованием, навигационными системами, поэтому целесообразно дополнять их результатами опросов горожан, по которым определяется степень удовлетворенности качеством и объемом оказания медицинской помощи.

Следующей группой индикаторов в этой группе выступают показатели, связанные с качеством коммунальных услуг. Они нацелены на анализ развития инженерной инфраструктуры, в том числе в районах индивидуальной жилой застройки и в новых микрорайонах; оценку состояния жилищно-коммунального комплекса и разработку предложений по приоритетным направлениям и объемам инвестиций, источникам их финансирования, исходя из объективных требований к замене изношенных фондов, модернизации и строительству; выбор оптимальных схем теплоснабжения, предоставления других видов услуг, начисления и сбора платежей.

Индикаторы этой группы важны для комфортизации жилищно-коммунального сектора Ханты-Мансийска: с их помощью можно оценить предпосылки превращения жилищно-коммунального комплекса в финансово самодостаточную отрасль, способную решать задачи жизнеобеспечения с максимальным использованием инвестиционного потенциала городских предприятий.

Завершающими в блоке показателей первой группы задач являются индикаторы развития общественного и уличного транспорта и уличной дорожной сети. Развитие улично-дорожной сети в городе Ханты-Мансийске - необходимое условие экономического, политического и социально-культурного развития города.

Показатели в этой сфере оценивают интенсивность движения автомобильного транспорта на улично-дорожной сети города в границах городской черты Ханты-Мансийска; размер и структуру автомобильных потоков на магистральных улицах города; распределение потоков по часам суток, по направлениям движения, по будням и выходным дням недели; уровень загрузки основных магистральных улиц; уровень загрузки основных транспортных узлов; уровень благоустройства городских улиц и дорог.

Вторая группа потребностей вбирает показатели, связанные с формированием благоприятной городской среды и эстетики городского пространства. Показатели отражают динамику работ по благоустройству и озеленению территории города, освещению улиц города. Благоустройство внутриквартальных площадей, пешеходных дорог, скверов создает определенный архитектурно-художественный образ города. Чем больше зеленых насаждений и зон отдыха в городе, тем (при прочих равных условиях) комфортнее условия проживания людей.

Показатели культурного разнообразия для Ханты-Мансийска призваны отразить вопросы организации досуга населения и приобщения жителей к культуре и искусству, в том числе посредством создания условий для работы любительских коллективов, студий и кружков, любительских объединений и клубов по интересам. Для оценки муниципальной политики в сфере культуры можно использовать данные о количестве мероприятий различной направленности для всех категорий населения города, в том числе для инвалидов, граждан пожилого возраста, детей, молодежи, используя многообразие форм клубной работы: праздники, конкурсы и фестивали, тематические вечера, дискотеки, концерты, игровые и конкурсные программы и др. Отдельным показателем является качество проводимых мероприятий и предоставляемых услуг.

Следующей группой в решении задачи создания комфортной городской среды являются показатели развития физкультуры и спорта в Ханты-Мансийске. Важны показатели, отражающие удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и массовым спортом, численность возрастных и социальных групп населения, участвующих в формировании физкультурно-оздоровительного движения.

Последние представляются особо значимыми: ведь снижение количества горожан, занимающихся физической культурой и массовым спортом, связано с недостаточным развитием услуг по физической культуре и спорту, недостаточным развитием спортивно-клубной системы, детско-юношеского спорта и его внеучебных форм.

Значимая роль в развитии городской комфортной среды принадлежит туристической сфере. Индикаторы её развития учитывают воздействие туристско-рекреационных комплексов и инфраструктуры, широкую информационную поддержку въездного и внутреннего туризма, повышение качества услуг и привлечение в отрасль профессиональных кадров и высококвалифицированных специалистов.

Оценки развитие туризма связаны с другими показателями социально-экономического развития, так как на определенном этапе в сферу обслуживания туристов включаются новые отрасли хозяйства - обеспечение туристов продуктами питания, транспортными услугами, сувенирной продукцией и так далее.

Следует отдельно сказать о блоке данных, связанных с энергосбережением и повышением энергетической эффективности. Для решении этой задачи следует использовать характеристики резерва генерирующих мощностей, уровень водопотребления в системах теплоснабжения в жилищном фонде, уровень оснащенности зданий приборами учета (воды, тепловой энергии), а также частичной благоустроенностью жилых помещений (отсутствием в ряде домов централизованных систем горячего водоснабжения). Указанные показатели, с одной стороны, влияют на состояние тепловых сетей и работу оборудования, с другой, на комфортное проживание горожан.

Третья группа индикаторов охватывает потребности, связанные с повышением открытости города и толерантности местного сообщества. Важным фактором, влияющим на уровень открытости города, является развитие информационных технологий и связи. Индикаторы должны отражать уровень развития информационного общества в городе Ханты-Мансийске, уровень цифрового неравенства в использовании информационных и телекоммуникационных технологий в учреждениях города, в том числе в органах местного самоуправления, степень внедрения широкополосного доступа для пользователей. Сдерживающим фактором является недостаточный уровень распространения в обществе базовых навыков использования ИКТ, в том числе в части получения услуг посредством Портала государственных и муниципальных услуг (функций). Это касается как населения, так и муниципальных служащих, работников бюджетной сферы.

Существенным препятствием к ускоренному развитию информационного общества является низкая доля предоставляемых услуг в электронной форме. Степень внедрения межведомственного электронного оборота показывает, насколько уменьшаются сроки оказания услуг гражданам, бюрократические барьеры, что способствует удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления.

И наоборот, отсутствие механизмов и технологий оперативного информационного взаимодействия муниципальных информационных систем между собой - либо отсутствие в отдельных органах ведомственных информационных систем, связанных с предоставлением услуг населению, зачастую приводит к прямым бюджетным потерям.

Не во всех органах муниципальной власти города внедрены информационно-аналитические системы планирования и мониторинга деятельности, не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для планирования и определения целевых показателей деятельности органов местного самоуправления, а также единая информационная система контроля их достижения. Недостаточными темпами развивается инфраструктура публичного (общественного) доступа населения к сайтам органов государственной власти и местного самоуправления, Порталу государственных и муниципальных услуг (функций), к другим средствам информационно-справочной поддержки и обслуживания населения.

Открытость города выражается в доброжелательности местного сообщества: участии в жизни города национальных общественных, религиозных организаций. Поэтому в число показателей формирования толерантной среды можно включить число национальностей, представители которых обучаются в сети образовательных учреждений города, результаты опроса среди школьников об их отношении к иностранным гражданам и российским гражданам, представляющим проблемные регионы страны.

Напрямую нельзя количественно оценить деятельность Совета национальных объединений. Но его мероприятия, связанные с рассмотрением вопросов взаимодействия и комфортного сосуществования представителей различных национальностей на территории муниципального образования, предупреждения правонарушений на межнациональной и межрелигиозной почве, профилактики экстремистских и террористических действий, духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, активного участия общественных объединений в социально-культурной жизни города, очень важны в развитии межэтнических отношений, профилактике проявлений ксенофобии и экстремизма.

Четвертая группа потребностей описывается показателями, оценивающими экономическую и физическую безопасность города. Показатели по малому бизнесу занимают важное место в этой группе индикаторов. Они характеризуют степень успешности действий власти в решении наиболее злободневных проблем городского предпринимательства: недостаток финансовых ресурсов для развития бизнеса; нехватку помещений, предназначенных для ведения бизнеса - либо высокую стоимость арендной платы за помещения, используемые для ведения бизнеса; слабую имущественную базу (недостаточность основных фондов) и, как следствие, отсутствие собственного обеспечения исполнения обязательств по заемным средствам; административные барьеры; недостаток квалифицированных кадров, знаний и информации для ведения предпринимательской деятельности; рост цен на энергоносители и сырье; недостаточные возможности для поиска новых деловых партнеров и формирования деловых связей.

Обеспеченность населения чистой питьевой водой является приоритетным направлением политики экономической и физической безопасности Ханты-Мансийска. Отсутствие чистой воды и систем канализации является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, возникновения патологий и усиления воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. Исследования по выявлению риска для здоровья населения в связи с химическим и биологическим загрязнением поверхностных и подземных вод подтверждают необходимость целенаправленных действий для сокращения заболеваемости, связанной с антропогенным воздействием биологических и химических загрязнений. Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье качество жизни горожан.

Для обеспечения собственно физической безопасности показатели эффективности реализации Программы должны отражать снижение уровня преступности в городе Ханты-Мансийске, в том числе снижение уровня преступности несовершеннолетних; формирование позитивного общественного мнения о правоохранительной деятельности и результатах работы по профилактике правонарушений; снижение доли преступлений, совершенных в общественных местах, в числе зарегистрированных преступлений; уменьшение числа дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими.

Пятая группа потребностей включает показатели, которые направлены на удовлетворение потребностей граждан в ответственной муниципальной власти. Муниципальная власть предусматривает создание необходимых условий для развития инфраструктуры и формирования облика города Ханты-Мансийска как административного центра Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (надлежащее содержание скульптурных групп и памятников; содержание объектов внешнего благоустройства; санитарное содержание мест массового отдыха; содержание и ремонт зеленого хозяйства; улучшение и сохранение архитектурного облика города; уличное освещение, архитектурно-художественную подсветку объектов; обслуживание дорог, тротуаров, водопропусков, светофорных объектов; реконструкцию и благоустройство объектов и автодорог города; благоустройство внутриквартальных площадей и проездов общего пользования и др.).

С другой стороны, показателями ответственности муниципальной власти и соучастия граждан в управлении городом могут быть оказанная поддержка некоммерческим организациям, число и характер мероприятий, направленных на раскрепощение лидерского потенциала молодежи, ассоциированность граждан в различных структурах гражданского общества Ханты-Мансийска.

Выбор показателей учитывает необходимость сочетать интересы населения, бизнеса, власти. Показатели отражают требования федеральной социальной политики, выраженной в «майских» указах 2012-го года Президента России, разработаны на основе материалов Стратегии социально-экономического развития города Ханты-Мансийска до 2020 года, материалов целевых и ведомственных муниципальных программ Ханты-Мансийска (постановление Администрации города Ханты-Мансийска от 04.04.2011 № 412 «О долгосрочной целевой программе «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Ханты-Мансийска» на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» с изменениями от 09.01.2013 г., ведомственная целевая программа «Развитие здравоохранения в городе Ханты-Мансийске» на 2012-2013 годы», долгосрочная целевая программа города Ханты-Мансийска «Наш дом» на 2011-2013 годы, «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» на 2011 – 2015 годы, долгосрочная целевая программа «Развитие улично-дорожной сети в городе Ханты-Мансийске на 2011-2020 годы» и др.), постановления Администрации города Ханты-Мансийска от 09.12.2010 №1543 «О порядке разработки, утверждении и реализации долгосрочных целевых программ города Ханты-Мансийска».

Описанные показатели всех групп потребностей могут быть названы макропоказателями - потому что представляют состояние городской среды в целом по укрупненным направлениям. По ним мы обобщенно можем судить о комфортности города как результате действия экономических, политических, социокультурных факторов. Информационную основу макропоказателей составляют нормативные правовые акты города (Стратегия социально-экономического развития, ведомственные и целевые программы) и базы данных муниципальной статистики.

Но макропоказатели реализации пяти программных задач обеспечения комфортности жизни и работы в Ханты-Мансийске не полностью охватывают изменения, происходящие на микроуровне конкретных мероприятий, в отдельных слоях городского сообщества. Ожидания местного сообщества заключаются в том, чтобы показатели эффективности Программы были настроены на решение их личных, семейных проблем, проблем развития отдельных домохозяйств - чтобы им было комфортнее, а в городской сфере были смягчены основные дефициты в жилищной и образовательных сферах. Поэтому необходимо дополнить макропоказатели оценки реализации Программы показателями эффективности на микроуровне.

Если единицей учета на макроуровне выступают потребности городского сообщества, то на микроуровне первичной клеткой анализа выступают отдельные мероприятия и проекты, конкретизирующие меры по комфортизации городской жизни путем удовлетворения основных потребностей людей в жилье, образовании, медицине, коммунальных услугах, общественном транспорте, экологической среде, экономической и физической безопасности и т.д. Каждое мероприятие или проект реализуется в рамках определенной задачи создания комфортной среды в городе. Список инвестиционных проектов сформировался в результате обсуждения и консультаций с местной администрацией и пожеланиями городского сообщества.

Предлагаемые инвестиционные проекты должны стать фактором динамичного развития города и смягчения его основных дефицитов. Показатели по ним еще в большей степени детализированы, чем по пяти задачам потребностей. Их информационной основой стали существующие материалы целевых программ, официальные статистические данные развития Ханты-Мансийска и наши личные оценки возможностей их реализации.

Для каждого инвестиционного проекта целесообразно разработать пошаговый план мероприятий (дорожные карты) с указанием сроков выполнения отдельных стадий. Таким образом можно добиться улучшения координации всех вовлеченных в реализацию проекта сторон и улучшить контроль за исполнением конкретных мероприятий.

Так как Программа социально-экономического развития Ханты-Мансийска реализуется в два этапа (2014-2016 гг. и 2017-2020гг.), то перечень мероприятий и проектов разбит нами также на две группы. Мероприятия и проекты, цель которых заключается в том, чтобы городская экономика "набрала скорость", направлены на решение самых неотложных проблем, составляют группу краткосрочных проектов с реализацией в 2014-2016 гг. По ним разработаны детальные перечни индикаторов. На втором этапе 2017-2020 гг. планируется реализация долгосрочных проектов, которые придают городской экономике большую инновационность, интенсифицируют экономический рост. Для них подготовлены примерные наборы индикаторов, которые будут уточняться по мере реализации программы.

Таким образом, расчет эффективности реализации мероприятий Программы проводится в разрезе задач обеспечения комфортности проживания и работы в городе по группам макро- и микропоказателей.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.