Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕМА 12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Количество часов: 2

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность педагогической деятельности.

2. Профессиональная Я-концепция учителя.

3. Педагогическая направленность: понятие и структура.

4. Мотивация и продуктивность педагогической деятельности

Комментарии:

Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой - подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.

Е.А. Климовым была разработана схема характеристик профессий. Согласно этой схеме, объектом педагогической профессии является человек, а предметом - деятельность его развития, воспитания, обучения. Педагогическая деятельность относится к группе профессий "человек - человек".

Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру. Она такова: мотивация; педагогические цели и задачи; предмет педагогической деятельности; педагогические средства и способы решения поставленных задач; продукт и результат педагогической деятельности.

В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные.

Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это, прежде всего: целенаправленность; мотивированность; предметность.

Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В. Кузьмина выделяет пять уровней продуктивности педагогической деятельности.

Я-концепция - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности.

Структура профессионального самосознания учителя: "Я-актуальное" - то, каким себя видит и оценивает учитель в настоящее время; "Я-ретроспективное" - то, каким себя видит и оценивает учитель по отношению к начальным этапам работы; "Я-идеальное" - то, каким хотел бы быть или стать учитель; "Я-рефлексивное" - то, как, с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают другие в его профессиональной сфере.

Наиболее часто экспериментально изучаемым элементом самосознания является самооценка. В структуре самооценки вообще и профессиональной самооценки в особенности целесообразно выделять аспекты: операционально-деятельностный; личностный.

В общепсихологических теориях личности направленность выступает как качество, определяющее ее психологический склад. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: "динамическая тенденция" (Рубинштейн С.Л.); "смыслообразующий мотив" (Леонтьев А.Н.); "основная жизненная направленность" (Ананьев Б.Г.); "динамическая организация "сущностных сил" человека" (А.С. Прангишвили) и т.д.

Структуру направленности составляют три группы мотивов: гуманистические; личные; деловые.

Психологические исследования по проблемам педагогической направленности ведутся по нескольким направлениям: определение сущности и структуры педагогической деятельности; изучение особенностей ее происхождения; исследование этапов и условий становления педагогической направленности; анализ состояния и средств ее формирования.

В зарубежных исследованиях подходы к пониманию сущности и структуры педагогической направленности группируются в русле трех направлений: бихевиористического; когнитивного; гуманистического.

Направленность - интегральная характеристика труда учителя, в ней выражается стремление педагога к самореализации, к росту и развитию в сфере педагогической жизнедеятельности (Л.М. Митина).

Иерархическая структура педагогической направленности учителя может быть представлена следующим образом: направленность на ребенка (и других людей); направленность на себя; направленность на предметную сторону профессии учителя (содержание учебного предмета).

Выбор главных стратегий педагогической деятельности обусловливает, по Н.В. Кузьминой, три типа направленности: истинно педагогическую; формально педагогическую; ложно педагогическую.

Удовлетворенность педагога избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотивационный комплекс: высокий вес внутренней мотивации и внешней положительной мотивации и низкий - внешней отрицательной мотивации.

Мотивационно-потребностная сфера деятельности педагога может быть проинтерпретирована в терминах его центрации. Центрация учителя - это не просто его направленность, но и заинтересованность, озабоченность интересами тех или иных участников педагогической системы, своеобразная психологическая обращенность, "повернутость" учителя к ним и, следовательно, столь же избирательное служение их интересам.

Словарь терминов: деятельность, мотив, мотивация, педагогическая деятельность, самооценка, самосознание, Я-концепция.

Вопросы для самопроверки

1. Как определяется педагогическая деятельность в психолого-педагогической литературе?

2. Что входит в состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя?

3. Назовите основные компоненты структуры педагогической деятельности.

4. Что является предметом педагогической деятельности?

5. Какие средства педагогической деятельности Вы знаете?

6. Что, по вашему мнению, является продуктом педагогической деятельности?

7. Назовите основные функции педагогической деятельности.

8. В чем суть коммуникативной функции педагогической деятельности?

9. В чем проявляются основные противоречия педагогической деятельности?

10. Дайте характеристику основных уровней продуктивности педагогической деятельности по Н.В. Кузьминой.

11. Дайте определение понятию "Я-концепция".

12. Как проявляется профессиональное самосознание учителя в его деятельности?

13. Какие функции выполняет самосознание в жизнедеятельности человека?

14. Назовите структуру профессионального самосознания учителя.

15. В чем особенности операционально-деятельностного аспекта самооценки учителя?

16. Какие типы педагогической направленности выделяет Н.В. Кузьмина?

17. Назовите основные виды мотивов педагогической деятельности.

18. Как проявляются особенности мотивов педагогической деятельности в инновационной деятельности?

19. Дайте характеристику "мотивационного комплекса" педагога.

Литература:

1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович - М., 1997.

2. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. - М., 1990.

3. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - М., 2001.

4. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М., 1996.

5. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики / А.Б. Орлов. - М., 1995.

6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 1999.

Темы курсовых работ и рефератов:

1. Проблема педагогической деятельности в психолого-педагогической литературе.

2. Профессионально обусловленные свойства и характеристики учителя.

3. Структура педагогической деятельности.

4. Основные противоречия педагогической деятельности.

5. Профессиональное самосознание учителя в его деятельности.

6. Какие функции выполняет самосознание в жизнедеятельности человека?

7. Место самооценки в структуре профессиональной Я-концепции учителя.

8. Основные направления психологических исследований по проблеме педагогической направленности.

9. Типы педагогической направленности.

10. Особенности мотивов педагогической деятельности в инновационной деятельности.

11. Концепция "мотивационного комплекса" педагога.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.