Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕМА 2. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ



Количество часов: 2

Вопросы для обсуждения:

1. Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований. Уровни методологических знаний.

2. Классификация методов психолого-педагогических исследований.

3. Основные методы педагогической психологии.

4. Формирующий эксперимент как один из основных методов психолого-педагогических исследований.

Комментарии:

В педагогической психологии используются все те методы, которые есть в общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и письменный опрос, метод анализа продуктов деятельности, контент-анализ, эксперимент и др., но только здесь они применяются с учетом возраста детей и тех психолого-педагогических проблем, в контексте которых возникает необходимость обращения к ним.

Методология - система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Понятие "методология" имеет два основных значения: а) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); б) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

В общенаучном плане, метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - "способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения (познания) действительности" (Большой энциклопедический словарь…, 1998. С. 724).

Методика отвечает конкретным целям и задачам психолого-педагогического исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик.

В современной методологии и логике науки выделяется следующая общая схема уровней методологии: уровень философской методологии; уровень методологии общенаучных принципов исследования; уровень конкретно-научной методологии; уровень методик и техник исследования.

Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил на четыре группы: организационные; эмпирические; по способу обработки данных; интерпретационные.

Наблюдение- основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод изучения человека. Под наблюдением понимается целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.

Беседа- широко распространенный в педагогической психологии эмпирический метод получения сведений (информации) об ученике в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Это специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.

Тест (англ. test - проба, испытание, проверка) - в психологии - "фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий" (Бурлачук Л.Ф., 2000. С. 325). Тест - основной инструмент психодиагностического обследования, с помощью которого осуществляется психологический диагноз.

Эксперимент- один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Он отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.

Формирующий эксперимент - применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Синонимы формирующего эксперимента: преобразующий; созидательный; воспитывающий; обучающий; метод активного формирования психики.

Экспериментальное обучение - один из современных методов исследования психолого-дидактических проблем. Различают два вида экспериментального обучения: индивидуальный обучающий эксперимент, уже прочно вошедший в науку; коллективное экспериментальное обучение, которое широко стало использоваться в психологии и педагогике лишь в 60-х гг. XX в.

Словарь терминов: анкетирование, беседа, валидность, гипотеза, естественный эксперимент, задача, индукция, интервью, каузальная гипотеза, корреляция, лабораторный эксперимент, метод, методика, методология, наблюдение, надежность, независимая переменная, переменная, принцип, проблема, тест, формирующий эксперимент, эксперимент.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем суть методологических основ психологического исследования и их реализации в педагогической психологии?

2. Какова взаимосвязь методологии, методов и методик исследования в педагогической психологии?

3. Назовите основные этапы психолого-педагогического исследования.

4. В чем особенности применения метода наблюдения в психолого-педагогических исследованиях?

5. Выделите достоинства и недостатки применения метода беседы в психолого-педагогических исследованиях.

6. В чем специфика использования метода изучения "продуктов деятельности" в педагогической психологии?

7. Дайте общую характеристику метода эксперимента и сформулируйте основные требования к его применению в педагогической психологии.

8. Назовите основные виды эксперимента в педагогической психологии и дайте их сравнительную характеристику.

9. В чем суть формирующего эксперимента в педагогической психологии?

Литература:

1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази. - М., 1982.

2. Бодалев, А.А., Столин, В.В. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин. - СПб., 2000.

3. Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб., 2000.

4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. - Ростов на Дону, 1997.

5. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы / Т.В. Корнилова. - М., 2002.

6. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М., 1999.

7. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. - М., 1998.

Темы курсовых работ и рефератов:

1. Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогического исследования.

2. Особенности применения общенаучных методов в психолого-педагогических исследованиях.

3. Сравнительный анализ количественных и качественных методов исследования.

4. Формирующий эксперимент как один из основных методов педагогической психологии.

5. Применение метода беседы в изучении личности учащегося.

6. Факторы, нарушающие внутреннюю и внешнюю валидность психолого-педагогических исследований.

7. Особенности применения метода анализа "продуктов деятельности" в педагогической психологии.

Интернет-ресурсы (ссылки):

1. http://www.psy.msu.ru/about/lab/ht.html. - Сайт Центра психологического и профориентационного тестирования "Гуманитарные технологии".

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.