Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕМА 3. НАУЧЕНИЕ И УЧЕНИЕ



Количество часов: 2

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность научения.

2. Типы научения.

3. Сущность учения.

Комментарии:

Имеется несколько понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков, способностей. Это - научение, учение, обучение.

Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли).

Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) его социокультурного (общественно-исторического) опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Следовательно, учение рассматривается как разновидность научения.

Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) социокультурного (общественно-исторического) опыта другому человеку в специально созданных условиях. В психолого-педагогическом отношении обучение рассматривается как управление процессом накопления знаний, формирования познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащегося.

Итак, научение/обучение/учение - это процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли), является "научение". Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как учение.

Существует множество теорий научения. В каждой из них можно выделить какой-то отдельный аспект изучаемого явления. Согласно одним теориям, в процессах учения и научения существует единый механизм обучения (как у человека, так и у животных); другие теории рассматривают учение и научение как различные механизмы.

Существует ряд актуальных проблем, требующих дальнейшего изучения: проблема соотношения и разграничения понятий "научение"/"учение"/"обучение"; проблема соотношения и разграничения эффектов научения и созревания/развития; проблема выявления общих законов и закономерностей научения; проблема выделения видов, механизмов и условий эффективного научения.

Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное. Каждый вид научения можно разделить на два подвида: рефлекторный; когнитивный.

Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам - игра, учение, труд. Учение, которое в последовательной смене основных типов деятельности, совершающейся в течение жизни каждого человека, следует за игрой и предваряет труд, существенно отличается от игры.

Проблема учения является междисциплинарной; соответственно оно может рассматриваться с разных позиций.

Словарь терминов: автоматизация, ассоцианизм, ассоциация, действие, деятельность, интериоризация, навык, научение, необихевиоризм, опыт, обучение, память, поведение, понятие, проблема, процесс, развитие, реакция, рефлекс, рефлекс условный (врожденный), синтез, созревание, становление, стимул, теория поэтапного формирования умственных действий, труд, умение, умственные действия, усвоение, учение, формирование, цель, экстериоризация.

Вопросы для самопроверки:

1. Сравните следующие понятия: "усвоение", "учение", "научение", "учебная деятельность".

2. Назовите систему деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт.

3. Как трактуют понятия "научение", "обучение" и "учение" А.К. Маркова и Н.Ф. Талызина?

4. Чем отличается точка зрения В.Д. Шадрикова по поводу научения от точки зрения Л.Б. Ительсона?

5. Какие виды научения существуют в человеческом обществе?

6. Раскройте суть принципа подкрепления как главного пути управления процессом учения в теории оперантного поведения.

7. Чем отличаются когнитивные теории научения от бихевиористских и ассоциативно-рефлекторных?

8. Назовите и дайте характеристику основным видам ассоциативного научения.

9. В чем суть междисциплинарного подхода к учению?

10. Охарактеризуйте учение как разновидность человеческой деятельности.

11. Назовите основные теории учения в отечественной психологии.

12. В чем суть деятельностного подхода к усвоению социального опыта?

Литература:

1. Габай, Т.В. Педагогическая психология: учеб. пособие / Т.В. Габай. - М., 1995.

2. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. - М., 1985.

3. Ильясов, И.И. Структура процесса учения / И.И. Ильясов. - М., 1986.

4. Ительсон, Л.Б. Лекции по общей психологии: учеб. пособие / Л.Б. Ительсон. - М., 2000.

5. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб., 2001.

6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 1999.

7. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. - М., 1998.

Темы курсовых работ и рефератов:

1. Основные теории научения.

2. Проблемы теории научения.

3. Виды научения у человека.

4. Бихевиористская концепция научения.

5. Ассоциативно-рефлекторная теория научения.

6. Учение как разновидность человеческой деятельности.

7. Основные теории учения в отечественной психологии.

8. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.

9. Основные положения теории планомерного формирования умственных действий.

Интернет-ресурсы (ссылки):

1. http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1996/965/965030.htm.- статья Обуховой Л.Ф. "Две парадигмы в исследовании детского развития".

2. http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1999/996/996048.htm. - статья Фридмана Л.М. "Еще один взгляд на феномен Пиаже.

3. http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/951/951053.htm.- статья Павленко В.Н. "Культурно-историческое развитие психических процессов и теория поэтапного формирования умственных действий".

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.