Предмет: попытки осмыслить процесс психического познания, описать его содержание и структуру, его институциональные и персонально – личностные аспекты, а так же закономерности и этапы развития.В истории психологии изучается не сама психическая реальность, а представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки.
Предмет истории психологии имеет следующие задачи:
· Анализ возникновения и развития научных знаний о психике с точки зрения научного подхода изучения представлений о психике живых существ на всех этапах эволюции;
· Анализ междисциплинарных связей с науками, от которых зависят всевозможные достижения психологии;
· Зарождение знаний от культурных, социальных и идеологических влияний;
· Изучение, анализ и развитие роли личности при становлении науки.
Функции истории психологии.
М.Г. Ярошевский
1. познавательная функция истории психологии состоит в вооружении ученого необходимой ему информацией о конкретных теориях и фактах, научных школах и дискуссиях; в расширении ресурсов за счет обращения к историческим корням, учета и использования того богатейшего опыта, который накоплен в ходе многовековой истории познания психической реальности.
2. организационно-научная функция проявляется в роли истории психологии как основы планирования и проведения актуальных научных исследований - с учетом как успехов и достижений, так и просчетов и неудач, имевших место в истории развития психологической мысли.
3. функция стимулирования поступательного развития психологического знания направлена на предохранение ученого от "тавтологии в науке", бессмысленных повторов и топтания на месте, воспроизведения уже пройденных путей в науке. Историческое исследование, "диагностируя" знание на предмет его ценности, новизны, оригинальности, дает стимулы для поступательного развития психологии, открывает пути для развертывания ее перспективных направлений.
4. рефлексирующая функция состоит в формировании правильного понимания и адекватной оценки возможностей, познавательных и преобразовательных ресурсов психологии, ее места в научном познании и общественной практике.
5. интегративная функция раскрывает связь психологии с другими наукам, а также связь между различными отраслями психологии.
6. воспитательная функция истории психологии - знакомство с прошлым научной мысли.
7. прогностическая функция состоит в выделении перспективных линий развития психологии, осуществлении "вероятностного прогноза ее дальнейшей эволюции"
Место истории психологии в системе наук.
История психологии выполняет функцию междисциплинарных связей, раскрывающая процесс взаимного влияния психологии и других наук в ходе их развития. Общеизвестно огромное влияние, оказанное ассоциативной теорией в психологии на строй философских систем XVIII-X1X в., или, например, влияние на современные философские течения идей бихевиоризма и фрейдизма. Весьма ощутимым было влияние психологии и на развитие конкретных наук. Достаточно упомянуть, что успехи педагогики непосредственно зависели и зависят от достижений в области психологии. В частности, педагогические идеи К.Д. Ушинского были тесно связаны с развитием современной ему психологии. Медицина, естественные науки, особенно такие их разделы как анатомия, физиология, психиатрия и др. также принимали на вооружение отдельные психологические идеи и принципы. Например, общая идея о локализации психических функций проникла в анатомию и физиологию из психологических воззрений Демокрита и Платона. Предложенная Ф. Пинелем классификация душевных болезней имела психологические основания.
Определяя статус и место истории психологии в системе наук, М.Г. Ярошевский пишет, что психологическое познание "имеет своим объектом реальность, своеобразие которой в том, что она укоренена в различных системах биологических и социальных отношений. Психическая регуляция поведения неотделима от физиологической. Поэтому каждый крупный успех в исследовании мозга, нервной системы, органов чувств стимулирует продвижение психологической мысли к новым рубежам. Столь же органична и связь психического с социальным".