Лев Семенович Выготский (1896-1934) – один из выдающихся русских психологов и философов. Считая первоначально, что новая психология призвана интегрироваться с рефлексологией в единую науку, Выготский осуждал рефлексологию за дуализм, поскольку, игнорируя сознание, она выносила его за пределы телесного механизма поведения. В статье "Сознание как проблема поведения" (1925) он намечает план исследования психических функций, исходя из их роли в качестве непременных регуляторов поведения, которое у человека включает речевые компоненты. Опираясь на положение Маркса о различии между инстинктом и сознанием, Выготский доказывает, что благодаря труду происходит "удвоение опыта" и человек приобретает способность "строить дважды: сперва в мыслях, потом на деле". В центре интересов этой школы было культурное развитие ребенка. Наряду с нормальными детьми Выготский большое внимание уделял аномальным (страдающим от дефектов зрения, слуха, умственной отсталости), став основоположником особой науки дефектологии, в разработке которой отстаивал гуманистические ценности. Новшества Выготского не ограничились идеей о том, что высшая функция организуется посредством психологического орудия. Не без влияния гештальтизма он вводит понятие о психической системе. Ее компонентами являются взаимосвязанные функции. Развивается не отдельно взятая функция (память или мышление), но целостная система функций. При этом в различные возрастные периоды соотношение функций меняется. (Например, у дошкольника ведущей функцией среди других является память, у школьника – мышление.) Выготский экспериментально показал, что речь не сводится к оторванным от реальности влечениям и фантазиям ребенка. Речь исполняет роль организатора реального практического действия. Размышляя с самим собой, ребенок планирует его.
тематикой исследований Рубинштейна- проблемы методологии науки. Опираясь на труды К. Маркса, он обосновал принцип единства сознания и деятельности, который позволил дать новаторскую трактовку сознания не как внутреннего мира, познаваемого субъектом только посредством самонаблюдения, а как высшего уровня организации психической деятельности, предполагающего включенность личности в контекст ее жизненных связей с объективным миром. Сомкнуть сознание с процессом деятельности, объяснив, каким образом оно формируется в этом процессе, – таков был подход Рубинштейна к предмету психологии. Это существенно изменяло перспективу конкретных исследований, призванных теперь исходить из того, что "все психические процессы выступают в действительности как стороны, моменты труда, игры, учения, одного из видов деятельности. Реально они существуют лишь во взаимосвязи и взаимопереходах всех сторон сознания внутри конкретной деятельности, формируясь в ней и определяясь". Предполагалось, что природа сознания является изначально социальной, обусловленной общественными отношениями. Поскольку же эти отношения изменяются от эпохи к эпохе, то и сознание представляет собой исторически изменчивый продукт.Положение о том, что все совершающееся в психической сфере человека укоренено в его деятельности, развивал также Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979). Леонтьев подчеркивал, что деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему. Различие между деятельностью и действием он пояснял на следующем примере, взятом из истории деятельности людей в первобытном обществе. Участник первобытной коллективной охоты в качестве загонщика вспугивает дичь, чтобы направить ее к другим охотникам, которые скрываются в засаде. Мотивом его деятельности служит потребность в пище. Удовлетворяет же он свою потребность, отгоняя добычу, из чего следует, что его деятельность определяется мотивом, тогда как действие – той целью, которая им достигается (вспугивание дичи) ради реализации этого мотива. Психика есть только у животных и появляется она только у животных. Растениям психика не требуется, у них есть раздражимость. Стадии развития психики: - сенсорная: простая деятельность соотв. восприятие свойств объекта. Пр.: креветка. - перцептивная: - разнообразная среда соотв. восприятие объектов. Пр.: курица. - интеллект: сложная среда, сложная деятельность – восприятие отношений. Пр.: обезьяна.
Б.Г. Ананьев - создатель особого направления в отечественной психологии, которое соответствует тенденциям развития мировой психологической мысли. В теории Ананьева человек исследуется как полисистемное образование, в котором ученый выделяет разные ипостаси. Первая из них определяется как индивид или целостный организм. Индивидные свойства человека выступают в виде сложнейшей совокупности различных - первичных и вторичных свойств. К первичным относятся соматические, нейродинамические, конституциональные, половые характеристики. Возникающие между ними в процессе жизни связи ведут к появлению вторичных индивидных свойств - сенсомоторной организации, темперамента, структуры органических потребностей, а также задатков. Прослеживая их дальнейшую интеграцию, Ананьев приходит к выводу о том, что темперамент и структура органических потребностей образует природные основания характера и мотивации поведения человека.
Б.М. ТепловВ начале научной деятельности (конец 20-х - начало 30-х гг.) Теплов занимался преимущественно изучением проблем зрительных ощущений и восприятий, в частности в их прикладном аспекте, применительно к задачам военной маскировки. Впоследствии в круг его научных интересов вошли и проблемы слухового восприятия. На этой основе Теплов провёл исследование музыкального творчества и восприятия музыки ("Психология музыкальных способностей", 1947). Согласно Теплову, музыкальность как совокупность способностей представляет собой единство эмоциональной отзывчивости на музыку и специальных особенностей слухового восприятия. Теплов показал, что основа музыкальной способности - "ладовое чувство", "способность к слуховому представливанию", "музыкально-ритмическое чувство" - могут находиться в разных соотношениях между собой, что обусловливает ту или иную структуру музыкальности, её своеобразие. Теплов, раскрывая сложную, опосредованную зависимость развития психических свойств от природных задатков, отмечал, что способности человека общественно-исторически обусловлены - они развиваются в конкретных видах деятельности под влиянием воспитания и обучения. При этом Теплов подчёркивал, что способности коренятся в личности, несут на себе печать индивидуальности.
В годы Великой Отечественной войны Тепловым было выполнено исследование "Ум полководца" (1943 г.); книга была многократно переиздана (в т. ч. в 1990 г.) и не утратила научного значения. Это исследование посвящено общим умственным способностям, качествам ума, необходимым для определённого вида практической деятельности; раскрываются такие черты, как "схватывание" целого при одновременном внимании к деталям, умение находить быстрое решение, способность к предвидению и др. В труде получили конкретное воплощение важные для психологической науки принципы изучения психики в деятельности личности.В 50-60-х гг. научная деятельность Теплова была связана с разработкой психофизиологического подхода к изучению индивидуальных различий. Он теоретически обосновал большую исследовательскую программу, творчески разрабатывая идеи И. П. Павлова о свойствах типов нервной системы. Теплов показал, что помимо различий, относящихся к содержательной стороне психической жизни, люди различаются и по формальным, или динамическим, особенностям поведения (например, по степени энергичности действий, по скоростным характеристикам). Некоторые из таких особенностей обладают высокой устойчивостью, проявляются в разнообразных ситуациях и зависят непосредственно от свойств нервной системы. Систематические экспериментальные исследования, проводившиеся под руководством Теплова (материалы представлены в пяти сборниках "Типологические особенности высшей нервной деятельности человека", М., 1956-1967), привели к выводам о ценности разных полюсов одного и того же типологического свойства (силы - слабости, подвижности - инертности); индивидуальные различия предстали как варианты, каждый из которых имеет свои достоинства. Теплов показал, что изучение природных свойств нервной системы даёт возможность объяснения некоторых индивидуально-психологических особенностей и выработки индивидуального подхода к человеку. Тем самым были заложены основы новой отрасли науки - дифференциальной психофизиологии, дальнейшее развитие которой связано с именем ближайшего ученика Теплова - В. Д. Небылицына.