Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эпоха «Национального возрождения» славянских народов Австрийской империи.



 

Угнетенные на­ро­ды им­пе­рии все нас­той­чи­вее до­би­ва­лись бур­жу­аз­ных сво­бод и на­ци­ональ­но­го рав­ноп­ра­вия. В кон­це XVI­II - пер­вой по­ло­ви­не XIX в., в осо­бен­нос­ти в 30-40-е го­ды, пе­ре­ход к ка­пи­та­лис­ти­чес­ким от­но­ше­ни­ям, раз­ру­шав­шим ло­каль­ную обо­соб­лен­ность, ус­ко­рил кон­со­ли­да­цию от­дель­ных на­род­нос­тей в сов­ре­мен­ные на­ции, че­му осо­бен­но спо­соб­с­т­во­ва­ло по­вы­ше­ние уров­ня об­ра­зо­ван­нос­ти. В ис­то­рии югос­ла­вян, че­хов, ру­мын, сло­ва­ков Ав­с­т­рии и Вен­г­рии нас­ту­пи­ла эпо­ха так на­зы­ва­емо­го На­ци­ональ­но­го воз­рож­де­ния. На­чал­ся подъ­ем на­ци­ональ­ных дви­же­ний­, по су­ти, но­сив­ших ан­ти­фе­одаль­ный ха­рак­тер. Вы­рос­шее на на­ци­ональ­ной поч­ве Воз­рож­де­ние ис­пы­та­ло на се­бе вли­яние ев­ро­пей­ско­го Прос­ве­ще­ния, «прос­ве­щен­но­го аб­со­лю­тиз­ма» и ав­с­т­рий­ской его раз­но­вид­нос­ти - йо­зе­фи­низ­ма.

На пер­вом эта­пе На­ци­ональ­но­го воз­рож­де­ния (пос­лед­ние де­ся­ти­ле­тия XVI­II в.-20-е го­ды XIX в.) и че­хи, и сло­ва­ки про­буж­да­лись к на­ци­ональ­ной жиз­ни, раз­ви­вал­ся и рас­п­рос­т­ра­нял­ся на­ци­ональ­ный ли­те­ра­тур­ный язык, на­чи­нал­ся рас­ц­вет на­ци­ональ­ной ли­те­ра­ту­ры, те­ат­ра и т. д., т. е. на­ци­ональ­ной куль­ту­ры. Боль­шая зас­лу­га в этом при­над­ле­жа­ла це­лой пле­яде прос­ве­ти­те­лей - «бу­ди­те­лям» Йо­зе­фу Доб­ров­с­ко­му (1753-1829), ав­то­ру тру­дов по ис­то­рии язы­ка и куль­ту­ры че­хов и дру­гих сла­вян; Йо­зе­фу Юн­г­ма­ну (1773-1847), уче­но­му-фи­ло­со­фу, ав­то­ру чеш­с­ко-не­мец­ко­го сло­ва­ря, учеб­ни­ка чеш­с­кой ли­те­ра­ту­ры.

Важное мес­то в де­ятель­нос­ти «бу­ди­те­лей­» иг­ра­ла про­па­ган­да идеи об­щес­ла­вян­с­кой со­ли­дар­нос­ти. Они ис­к­рен­не ве­ри­ли в си­лу и мо­гу­щес­т­во сла­вян­с­т­ва, пи­та­ли на­деж­ды на по­мощь Рос­сии в борь­бе со сво­ими уг­не­та­те­ля­ми. Круп­ней­ший де­ятель сло­вац­кой куль­ту­ры Ян Кол­лар (1793-1852), пи­сав­ший на чеш­с­ком язы­ке (пос­коль­ку ли­те­ра­тур­но­го сло­вац­ко­го тог­да еще не бы­ло), в зна­ме­ни­той сво­ей по­эме «Дочь Сла­вы» (1824) вос­пе­вал слав­ное прош­лое сла­вян и их ге­ро­ев - Гу­са, Жиж­ку, Кос­тюш­ко, Ми­ни­на и По­жар­с­ко­го. Он от­с­та­ивал идею еди­но­го «сла­вян­с­ко­го на­ро­да», рас­смат­ри­вал сло­ва­ков как часть «че­хос­ло­вац­ко­го пле­ме­ни», от­ка­зы­вая им в пра­ве на са­мос­то­ятель­ное на­ци­ональ­но-куль­тур­ное раз­ви­тие, как и дру­гим ма­лым сла­вян­с­ким на­ро­дам. Кол­лар не по­ни­мал, что в век ка­пи­та­лиз­ма из на­род­нос­тей фор­ми­ру­ют­ся сов­ре­мен­ные на­ции, он не ви­дел, что на этот путь всту­пи­ли уже и его соп­ле­мен­ни­ки - сло­ва­ки. Меж­ду тем в 40-е го­ды про­изош­ли не­ко­то­рые сдви­ги в де­ле соз­да­ния са­мос­то­ятель­но­го ли­те­ра­тур­но­го язы­ка сло­ва­ков, на­ме­ти­лось сот­руд­ни­чес­т­во меж­ду ка­то­ли­ка­ми и про­тес­тан­та­ми. На­ци­ональ­ное дви­же­ние ста­ло об­ре­тать по­ли­ти­чес­кие чер­ты.

В ли­це Лю­до­ви­та Шту­ра (1815-1856) выд­ви­нул­ся спо­соб­ный на­ци­ональ­ный ли­дер, вмес­те со сво­ими еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми он на­чал дви­же­ние за соз­да­ние сло­вац­ко­го ли­те­ра­тур­но­го язы­ка. На на­род­ном сред­нес­ло­вац­ком язы­ке Штур и его спод­виж­ни­ки ста­ли пе­ча­тать кни­ги, а с 1845 г. вы­пус­ка­ли «Сло­вац­кую на­ци­ональ­ную га­зе­ту», в ко­то­рой впер­вые бы­ла сфор­му­ли­ро­ва­на на­ци­ональ­ная прог­рам­ма на­рож­дав­шей­ся сло­вац­кой бур­жу­азии. На на­ци­ональ­ное дви­же­ние сло­ва­ков, как и дру­гих уг­не­тен­ных на­ро­дов Ав­с­т­рий­ской им­пе­рии, ог­ром­ное воз­дей­ст­вие ока­за­ли ус­пе­хи борь­бы мадь­яр про­тив на­вя­зы­ва­ния им не­мец­ко­го язы­ка, в осо­бен­нос­ти в за­ме­не сред­не­ве­ко­вой ла­ты­ни вен­гер­с­ким в ка­чес­т­ве офи­ци­аль­но­го язы­ка ко­ро­лев­с­т­ва. Од­на­ко при этом мадь­яры не учи­ты­ва­ли за­кон­ные ин­те­ре­сы дру­гих на­ро­дов, оза­бо­чен­ных судь­ба­ми род­но­го язы­ка. На­ме­чав­ша­яся уг­ро­за мадь­яри­за­ции под­с­те­ги­ва­ла на­ци­ональ­ные ус­т­рем­ле­ния, рас­ши­ря­ла и спла­чи­ва­ла на­ци­ональ­ное дви­же­ние сла­вян и вла­хов, но, с дру­гой сто­ро­ны, ве­ла к про­ти­во­пос­тав­ле­нию этих дви­же­ний мадь­яр­с­ко­му. В ко­неч­ном сче­те это по­ме­ша­ло соз­да­нию еди­но­го фрон­та борь­бы про­тив глав­но­го вра­га всех на­ро­дов Ав­с­т­рий­ской им­пе­рии - габ­с­бур­г­с­ко­го фе­одаль­но­го аб­со­лю­тиз­ма.

Сходная в це­лом си­ту­ация в ка­нун ре­во­лю­ции 1848-1849 гг. сло­жи­лась и в чеш­с­ких зем­лях, где че­хи дос­тиг­ли боль­ших ус­пе­хов в раз­ви­тии на­ци­ональ­ной куль­ту­ры, уг­луб­ле­нии и ук­реп­ле­нии на­ци­ональ­но­го са­мо­соз­на­ния, в кон­со­ли­да­ции на­ци­ональ­ной тор­го­во-про­мыш­лен­ной бур­жу­азии, бро­сав­шей вы­зов бур­жу­азии не­мец­кой. Од­на­ко в Че­хии и Мо­ра­вии про­жи­ва­ло зна­чи­тель­ное не­мец­кое на­се­ле­ние, на­ци­ональ­ные ин­те­ре­сы ко­то­ро­го приш­ли в стол­к­но­ве­ние с чеш­с­ки­ми в сфе­ре эко­но­ми­ки, язы­ка и куль­ту­ры, что по­ме­ша­ло спло­че­нию ли­бе­раль­но-де­мок­ра­ти­чес­ких сил обо­их на­ро­дов в борь­бе про­тив фе­одаль­но-абсо­лю­тис­т­с­ко­го ре­жи­ма.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.